Грузия обвинила Россию в масштабных кибератаках
СМИ: Турция прекратила атаку на позиции сирийских войск после ударов ВКС РФ
С 1 апреля социальные пенсии вырастут на 6 процентов
Путейцы ЖДЯ всегда на трудовом посту
Якутия вошла в число регионов, где ожидается максимальный рост зарплат

От автора. Я решила предложить этот материал федеральному порталу SakhaNews после того, как ознакомилась с выступлением президента Якутии Егора Борисова на Госсовете России. Уважаемый президент говорил о так называемых экологических общественных организациях, которые давили на органы власти во время строительства ВСТО. Давили несмотря на то, что к проекту привлекалось достаточное количество природоохранных институтов, включая отечественные экологические организации. «Хотелось бы, - сказал президент, - чтобы в этом плане был наведен определенный порядок, было налажено взаимодействие с такими международными организациями, чтобы они вели себя более скромно на территории РФ».

Публикация, которую вы сейчас прочтете (она вышла в нерюнгринской газете «Просто Нюрка» под названием «Эх, если бы каждому эвенку - по «маталыге»… Или Как Василий Корнилов землю свою оборонял»), была сделана как раз в разгар строительства ВСТО – в июле 2009 года. Мне бы хотелось, чтобы прочитав ее, читатели сами сделали вывод: в интересах каких международных организаций «работали» ее герои? Интересы какого дяди Сэма или тетушки Хаи они защищали?..

…В марш-бросок по своим владениям глава эвенкийской родовой общины «Киенг-Юрях» Василий Корнилов из алданского села Хатыстыр отправился, как обычно – на своем видавшем виды МТЛБ. Многоцелевой тягач-транспортер легкобронированный - так называется эта боевая машина, которую он лет пятнадцать назад приобрел на заводе после ремонта. И с тех пор его «маталыга» (так окрестили МТЛБ военные механики-водители) бессчетное количество раз прошла тест на живучесть. Согласно своим тактико-техническим характеристикам МТЛБ может перевозить до двух тонн груза, преодолевать подъем в 35 градусов, препятствия высотой больше метра, рвы шириной в 2,8 метра… Всех этих «чудес» на якутских просторах хватает. Но корниловский МТЛБ, сдается, в алданской тайге и не такие барьеры брал. Есть у него и другие плюсы: в любую погоду всегда есть крыша над головой. А темный окрас машины позволяет легко затеряться в зарослях.

Но в план нынешнего марш-броска маскировка не входит. Корнилов ведет свой МТЛБ вдоль трассы нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Из тайги ему передали по рации: в реках Киенг-Юрях и Амга, на берегах которых стоят оленеводы его родовой общины, мутная вода… На Киенг-Юряхе у Корнилова - отец и мать, обоим за семьдесят. Отец, Афанасий Афанасьевич - бывший охотник совхоза «Алданский», в прошлом - депутат Верховного Совета ЯАССР, не раз награждался правительственными наградами. Мать, Февронья Васильевна, до сих пор охотится, ставит капканы на соболя. Всю свою жизнь они прожили в тайге и местные речки всегда поили их чистой водой…

Получив тревожное известие, Корнилов написал письмо в алданскую прокуратуру. И вот теперь на броне его «маталыги», где могут уместиться одиннадцать десантников, обосновалась компетентная комиссия: инспектор Алданской инспекции охраны природы Юрий Бреев, инспектор Госрыболовства Тимофей Местников, помощник участкового лесничего Анатолий Петров, директор республиканского Центра экологического просвещения «Эйгэ» Екатерина Евсеева, главный инженер ООО «Юшан» Олег Колобанов, главный маркшейдер этого же предприятия Виктор Ершов. Впереди – около полутора сотен километров. Сначала по тайге, а потом – по дороге вдоль нефтепровода, которой местами пока попросту нет.

…К сожалению, через десяток–другой километров от идеи марш–броска (а она, как известно, предполагает быстрое безостановочное передвижение) приходится отказаться. Виной всему - старые гусеницы корниловской «маталыги». В каком-то очередном болотце наша боевая техника разувается. А обуть ее …ох, дело нелегкое. Гусеницы МТЛБ весят около двух тонн, каждое звено – девять килограммов. Да еще нужно умудриться надеть их на колеса… В общем, несколько часов тяжелой работы гарантированы. Поэтому приходится останавливаться на ночевку, и на Киенг–Юрях мы попадаем только на следующий день.

«Широкая речка» (так в переводе звучит ее название) встречает нас шумом, но …нет, не перекатов, а великого множества большегрузной техники. Один за другим ползут с берега на берег КамАЗы, бензовозы, трубовозы, бульдозеры… Ползут прямо по воде: работающий на этом участке подрядчик - ООО Комплексное Специализированное Управление «Сибнефтепроводстрой» - решило себя не утруждать и ограничился лишь намеком на переезд через реку.

Нет, не зря беспокоил сына дед Афанасий: ниже переезда вода в Киенг-Юряхе напоминает болотную жижу. А какой же ей, бедной, и быть-то?..

На наших глазах лихо ныряет в речку оранжевый бензовоз – помыть колеса. Корнилов и инспектор Госрыболовства Тимофей Местников бросаются к водителю: ты что делаешь?! «А что тут такого, все моют!» – искренне удивляется улыбчивый парнишка из Тюмени. «Ты понимаешь, у меня кочевка ниже по течению, олени там, люди живут, - втолковывает ему Корнилов. – Дед Афанасий по рации недавно жаловался: воду пить нельзя!» «Дед Афанасий? – обрадовано переспрашивает парень, - так я ж его знаю! Как у него там дела?» «Понос у деда Афанасия от такой воды», - язвит кто-то из нас. Водитель хохочет… Улыбка слетает с его лучезарного лица лишь в тот момент, когда инспектор предлагает подписать составленный тут же, на берегу реки, акт. Видали дурака! Прыгнув в кабину, водитель газует на другой берег…

Он не знает, что у Корнилова есть МТЛБ. И что с Корниловым шутить не надо. Машины на этом участке дороги то и дело тормозят: работает экскаватор, идет отсыпка. Пристроился в хвост остановившейся колонны и удирающий бензовоз. А Корнилову-то дорога не нужна: он на своей «маталыге» спокойно заходит сбоку и отрезает беглецу путь к отступлению. Делает, так сказать, предложение, от которого нельзя отказаться. И водитель, Андрей Алексеев, акт подписывает. «В следующий раз участкового с собой брать надо», - ворчит, влезая на броню и бережно пряча бумаги в папку, инспектор Тимофей…

Нет, все-таки хорошо иметь МТЛБ! А если бы к нему еще и пулемет, как в боевом варианте…

На реке Амга, в которую впадает Киенг-Юрях, тоже царит беспредел. Установленная строителями понтонная переправа не работает: ее собираются переносить в другое место. А вся большегрузная техника лихо шурует по дну реки – между прочим, рыбохозяйственного водоема высшей категории… В поднятую машинами муть не хочется нырять даже в июльскую жару.

А ведь выше, у понтонного моста, Амга чиста, как слеза: отлично виден подходящий к мушке хариус… Не случайно при въезде на мост местный народ повесил объявление: «Здесь рыбы нет». Правильно: кому хочется делиться таким богатством?

Интересно, рыбачит ли начальник работающего на Амге ЗАО «Евракор» (филиала строительно-монтажного треста № 1 «Восточный») Иван Крондев? Если рыбачит, то наверняка знает, что река эта пока еще рыбная – здесь водится ленок, таймень, хариус, сиг, щука, окунь, налим… Но вот знает ли он о том, что красавица Амга - водный объект республиканского значения? Что в ее верховьях создан государственный заповедник Олекминский - четвертый по величине в России?.. А если знает, то как мог позволить проезд такого огромного количества большегрузной техники прямо по дну реки? По сути дела, на нефтепроводе сейчас работают одни водители – механизаторы: почти на каждого - по какой-нибудь единице тяжелой техники…

Знает он или не знает, но факт остается фактом: когда через Амгу прокладывали трубу нефтепровода, строители даже не удосужились поставить об этом в известность природоохранные структуры, в том числе и Алданскую инспекцию охраны природы.

С низовьев реки подъезжает на моторке оленевод общины, старожил здешних мест Геннадий Гермогенов. Корнилов привез ему продукты. «Раньше какой на Амге воздух был, - сокрушается Гермогенов. – А теперь встанешь утром – одна соляра…»

Протянувшись по Якутии почти на полторы тысячи километров (это территория четырех районов - Ленского, Алданского, Олекминского и Нерюнгринского) нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» пересекает 248 водных объектов. Все переходы через них делаются самым губительным для речек способом – траншейным. Строители срезают почву бульдозером, проводят буровзрывные работы для разрыхления речного грунта… А если к этому добавить еще такие вот липовые «переходы-переправы» да купания железных коней? Останутся ли живыми эти речки?

У эвенкийского поэта Алитета Немтушкина есть стихотворение с щемящим душу названием – «Речонка». Сразу представляешь нечто такое хрупкое и нежное, что нужно оберегать… Кто же спасет якутские реки-речонки? Одного Корнилова на все не хватит. А смогли бы специалисты природоохранных инспекций выбраться в район Киенг-Юряха и Амги, если бы не его МТЛБ? То-то и оно…

На обратном пути нам вновь попадается бензовоз Андрея Алексеева. На этот раз тюменский водитель не удостаивает нас ни взглядом, ни улыбкой. Но - о, радость! И суток не прошло, а на Киенг-Юряхе уже оборудован нормальный переезд! Строители, говорят, всю ночь его отсыпали…

В притрассовом городке строителей недалеко от Алдана Корнилов разыскивает руководство фирмы-подрядчика и заказчика, ООО «ЦУП ВСТО». Начальство не склонно драматизировать ситуацию, с которой столкнулась алданская комиссия. Мол, попался на пятьсот работяг один нерадивый Андрей Алексеев, а все остальные-то - ого-го! Орлы! Все нормы и требования соблюдают. Но почему-то первый заместитель генерального директора ООО ЦУП «ВСТО» Михаил Саяпин, у которого в заднем кармане брюк - рация, только от нас узнает о том, что на Амге не работает понтонный мост…

Акты по фактам нарушений алданская инспекция охраны природы, конечно, составит. Но где гарантия, что все это не повторится где-нибудь в другом месте? Ведь у инспекторов нет возможности кататься на ВСТО каждый день!

Василий Корнилов заводит со строительным начальством и другой разговор. На территории его общины, которая официально передана ей в долгосрочное пользование (на 49 лет), разрабатывается 8 карьеров. Но с ним это никто не согласовал. Вернее, согласовали только три из восьми. Эти три сданы в аренду работающему в Алдане ООО «Юшан», которое имеет соответствующую лицензию и все необходимые документы. Когда «Юшан» оформлял кадастровый паспорт, выяснилось, что земли отведены родовой общине Корнилова. И предприятие заключило с общиной договор, согласно которому она получит 10 процентов от стоимости проданного строителям грунта. А вот остальные пять карьеров разрабатываются без ведома общины.

Как такое может быть? Ведь продающее нефтяникам грунт ГАУ «Центрлес», входящее в Департамент по лесным отношениям Министерства природы РС(Я), не согласовав этот вопрос с родовой общиной, не могло оформить и кадастровый паспорт. Следовательно, у него не может быть и зарегистрированного договора аренды земли. Стало быть, оно продает грунт незаконно, и его деятельность может быть расценена как незаконное предпринимательство, самозахват земли? А нефтяники выступают в этом криминальном деле пособниками?

Этот вопрос задает генеральному директору ООО «КСУ «Сибнефтепроводстрой» Василию Тищенко главный инженер «Юшана» Олег Колобанов. Ответ предсказуем: нефтепровод стране нужен уже сейчас. Ждать по полтора года, пока чин по чину оформят карьеры для добычи общедоступных полезных ископаемых, никто не будет. Поэтому нефтяники заранее обсудили этот вопрос с правительством Якутии. Оно определило несколько организаций, у которых строители покупают грунт. Эти организации взяли все вопросы с оформлением карьеров на себя. А нефтяникам неважно, кому деньги платить… Что же получается? Корнилов не зря вывез на трассу нефтепровода главного инженера и главного маркшейдера ООО «Юшан». Они, используя современное оборудование, подсчитали, что карьеры на территории общины занимают около 20 гектаров, из них взято около 500-600 тысяч кубометров грунта. А это немалые деньги: один кубометр скального грунта стоит, например, от 70 рублей. Только ни одной копейки община не получила. Остался при своих интересах и бюджет золотоносного, но отнюдь не богатого Алданского района. Как известно, все документы стоят денег, и немалых. Оформление одного карьера обходится где-то в 2 млн. рублей. Не оформляются документы – нет и денежных поступлений.

При этом надо учесть, что ГАУ «Центрлес» находится в Якутске и, стало быть, никаких налогов в алданский бюджет не платит. Почему же строители не работают с алданскими организациями, с тем же «Юшаном», который имеет все необходимые документы и зарегистрирован в Алдане? Ведь в итоге опять, уже по второму кругу, деньги теряет Алданский район и его жители, в том числе и эвенки! Какая же им польза от строительства ВСТО? Ущерб-то получается реальный, а вот пользы – ноль…

Этот вопрос недавно поднял депутат Алданского Совета Николай Савельев. Впрочем, решить его в кабинете генерального директора ООО «КСУ «Сибнефтепроводстрой» Василия Тищенко, увы, невозможно. Но кто-то же должен его решить?.. Тищенко жалуется: строители умудрились заплатить деньги каким-то мошенникам, которые погрели руки на чужих карьерах. Где же в этот момент было правительство республики?.. Куда смотрели сами строители?

Выслушав местное руководство, Корнилов прикидывает, в какие же начальственные кабинеты ему теперь стучаться. Он не отметает и вариант судебного разбирательства. Опыт выбивания денег у него уже есть. Его община имеет договор со строителями нефтепровода на вырубку просеки. Но и она, и другие работавшие на вырубке леса алданцы, очень долго ждали от нефтестроителей свои честно заработанные рубли. Корнилов около года писал в разные инстанции – бесполезно. Потом решил зайти на сайт президента страны Дмитрия Медведева, изложил суть проблемы. И только тогда колесико закрутилось: и он, и его коллеги почти сразу же получили положенное.

Беда в том, что не будешь же по каждой мелочи обращаться к Медведеву. Беда и в том, что такие, как Василий Корнилов, среди эвенкийского населения Якутии встречаются не часто. Его жизнь – не типичная жизнь эвенка: он получил специальность бурового мастера, работал на руководящей должности в строительной организации. Его не так просто обвести вокруг пальца. Сейчас, когда в эвенкийских селах хроническая скрытая безработица, его община умудряется как-то выживать. Имеет 200 оленей, табун лошадей в 30 голов, 80 жеребят. Торгует мясом, добывает и продает пушнину. Корнилов регулярно ищет для членов общины работу на стороне. Короче, крутится, как может: спит по пять-шесть часов в сутки, сегодня - здесь, завтра – там... Но и его общине трудно сводить концы с концами. Что уж говорить о других?

…Нет, все-таки не повезло корниловскому МТЛБ с гусеницами. Опять «разулись». Что делать – снова «обуваемся». В воде, на ощупь. Четыре часа кряду. Кажется, это должно уже порядком всех измотать. А все окрестности должны регулярно оглашаться отборным матом… Но корниловская бригада «ух», провозившись несколько часов в воде, еще находит силы для смеха. Это для нее не самая страшная переделка. Поневоле вспоминается герой эвенкийских сказаний всесильный богатырь Дэвэлчэн, который ловил лося, как паука, оленя - как муравья, медведя – как черного жука…

Кстати, сказание о Дэвэлчэне любопытно поисками родословной эвенков. Долго гадали предки эвенков, откуда произошли. Если бы спустились с Верхнего неба – то на макушках была бы роса. Если бы поднялись из Нижнего мира – то к пяткам пристала бы глина. Стало быть, родились они в этом прекрасном Среднем мире, где и живут – в мире елочек, лиственниц, сосенок, тальников… Сохранится ли он и дальше?

Увы, во время путешествия по маршруту строительства нефтепровода на гусеницы корниловского МТЛБ постоянно налипала глина. Не опустились ли мы, не дай Бог, в Нижний мир?.. А так хотелось бы пожить еще в Среднем. Расстилается он, как меховой коврик. В девяносто девяти местах текут по нему тоненькие ручейки, как густая ость разделенной на девять полос шкуры черной лисы…

Наталья КУЗЬМИНА

г.Нерюнгри - п.Хатыстыр – р.Киенг-Юрях – р.Амга – г.Алдан,

июль 2009 г.

Р.S. Вернувшись из поездки, я направила официальный запрос в правительство Якутии. И вот чем порадовала почта.

= Ответ № 1

Его прислал министр промышленности Якутии А.Голубенко. Вот основные фрагменты этого документа:

«На Ваше обращение в адрес Председателя Правительства РС(Я) от 17.08.2009 г. № 17 с приложенной статьей «Эх, если бы каждому эвенку по «маталыге...» опубликованной в газете «Просто Нюрка», Министерство промышленности РС(Я) сообщает: копия статьи направлена Министерством промышленности РС(Я) в адрес ОАО «АК «Транснефть» и ООО «ЦУП ВСТО» (исх. от 02.09.2009 г. № 05-2888).

Согласно информации, изложенной в статье, проверка производилась комиссией в составе инспектора Алданской инспекции охраны природы, инспектора госрыболовства и помощника участкового лесничего. Составлены соответствующие акты по выявленным нарушениям. Таким образом, устранение нарушений и выплата штрафа со стороны ООО «Сибнефтепроводстрой» будет производиться в соответствии с действующим законодательством.

При этом отмечаем, что, по информации ООО «ЦУП ВСТО», в настоящий момент в ООО «ЦУП ВСТО» каких-либо обращений или претензий от государственных контролирующих органов, общественных организаций, частных или юридических лиц по вопросам нарушения природоохранного законодательства не зарегистрировано (исх. от 02.10.2009 г. № 01-04-55).

Вопрос разработки карьеров общераспространенных полезных ископаемых и оформления соответствующей разрешительной документации находится в ведении Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы РС(Я) и администрации МО «Алданский район».

По сложившейся практике, вопросы учета интересов населения решаются путем переговоров при заключении договоров или соглашений об участии в социально-экономическом развитии с предприятиями - недропользователями. Пример: договор о сотрудничестве в области экономического развития МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия), заключенный между ОАО «Сургутнефтегаз» и МО «Ленский район», а также Соглашение о социально-экономическом партнерстве и сотрудничестве, заключенное между МО «Тянский национальный наслег Олекминского района» и ООО «Нерюнгри-Металлик».

С уважением, А.Голубенко, министр промышленности РС(Я)»

=Ответ № 2

Он пришел от руководителя Департамента по делам народов и федеративным отношениям Якутии А.Мигалкина.

«…В сложившихся современных условиях активного освоения природных ресурсов на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Минрегион России совместно с научной организацией «ВИСХАГИ - Центр» разработал проект Методики расчета размеров убытков, причиненных коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате нанесения ущерба их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности и физическими лицами, а также порядок возмещения убытков коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания. В настоящее время проводится работа по согласованию указанной методики с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера до 2008 года осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года». Программа реализовывалась в течение 2002-2008 годов на территории 26 субъектов Российской Федерации. Объем финансирования данной федеральной целевой программы в 2008 году из средств федерального бюджета составил 207,2 млн. рублей.

В рамках программы осуществлено строительство объектов социальной инфраструктуры, капитальное строительство в местах компактного проживания малочисленных народов Севера. В 2009 году в федеральном бюджете отдельной строкой предусмотрена поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в объеме 600 млн. руб., в 2010 г. – 636 млн. руб., 2011 г. – 646, 46 млн. руб.

Поддержка будет реализовываться через механизм распределения и предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Отдельных программ развития эвенкийских сел и поддержки коренных малочисленных народов в связи со строительством нефтепровода ВСТО и реализацией южно-якутских мегапроектов в Российской Федерации, к сожалению нет.

С уважением, А.В.Мигалкин, руководитель департамента.

Это письмо ответственного чиновника удивило больше всего. Последняя фраза «Отдельных программ развития эвенкийских сел и поддержки коренных малочисленных народов в связи со строительством нефтепровода ВСТО и реализацией южно-якутских мегапроектов в Российской Федерации, к сожалению нет» в нем просто …зачеркнута шариковой ручкой. Да-а… Сначала посожалели, а потом, видимо, спохватились, что в официальной бумаге сожаление неуместно. Но переделывать документ было лень или некогда, и ненужное просто зачеркнули. Переживет редакция, не Бог весть кто там сидит…

Пережить-то, конечно, можно, если бы оба ответа не были откровенными отписками. Чего только стоят слова из ответа министра промышленности: «При этом отмечаем, что, по информации ООО «ЦУП ВСТО», в настоящий момент в ООО «ЦУП ВСТО» каких-либо обращений или претензий от государственных контролирующих органов, общественных организаций, частных или юридических лиц по вопросам нарушения природоохранного законодательства не зарегистрировано (исх. от 02.10.2009 г. № 01-04-55)».

А проверять эту уважаемую компанию не пробовали? Полезно было бы. Публикуя материалы рейда, мы рассчитывали обратить внимание ответственных чиновников на те серьезные проблемы, которые возникли у южно-якутских эвенков в связи с осуществлением в регионе крупных промышленных проектов. Но, судя по процитированным нами ответам, изобилующим общими фразами и общими цифрами, они никого не волнуют. И не только проблемы эвенков. Правительство республики не заинтересовал тот факт, что немалые деньги за разработку карьеров почему-то минуют нищий бюджет депрессивного Алданского района. Мол, пусть Департамент по лесным отношениям Минохраны природы Якутии и администрация МО «Алданский район» разбираются… Но когда район просит деньги из республиканского бюджета – почему ж никто не напомнит об утечке таких солидных сумм? Это некорректно, неэтично, оскорбит недоверием местных самоуправленцев? Или, может, все решено в Якутске, и Алданскому району здесь делать нечего?

…Так вот, ответь, уважаемый читатель: в каком абзаце этого материала ты разглядел волосатую руку врагов России из зарубежного закулисья? На мой взгляд, всеми нами, участниками этого рейда, двигали глубоко личные (можете сказать – шкурные) интересы. Мы ЗДЕСЬ ЖИВЕМ. И не хотим, чтобы нашу родную землю превращали невесть во что. Эта тема не утратила свою актуальность и ныне, ибо уже принято решение о строительстве вдоль трассы ВСТО газопровода Якутия-Владивосток. Какие сюрпризы преподнесут его строители?..

Сейчас, кстати, на ВСТО, как федеральный объект, почти не ступает нога инспекторов местных природоохранных организаций, не говоря уже об экологах. Того же Корнилова пропускают на земли его общины только на строго указанном в предварительной заявке транспорте. Не дай Бог этот транспорт сломается и его спешно заменят другим, который удастся разыскать в наших таежных краях. Тогда нефтяники просто покажут от ворот поворот. Такие случаи уже были. Неужели даже такой простейший вопрос нельзя решить оперативно? Знают ли об этом в правительстве республики?.. Или эвенк Корнилов, который, не дождавшись помощи от власти, обратился за помощью в республиканский экологический центр «Эйге», и есть тот враг, которого нужно клеймить, а не поддерживать? Может, это ему нужно вести себя «более скромно на территории РФ»?

На снимках: Вот такой он, боевой вездеход; …а это его боевой хозяин - Василий Корнилов; бездорожье на трассе вдоль нефтепровода; инспектор Алданской инспекции охраны природы Юрий Бреев берет на Киенг-Юряхе пробы воды; водитель бензовоза недоумевает…; так было на Киренг-Юряхе…; …так стало после приезда Корнилова понтонный мост закрыт; надпись на мосту: обманывают, однако…; опять «разулись»; 4 часа тяжелой работы позади, а силы для смеха еще есть; ответ Департамента по делам народов и федеративным отношениям Якутии.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
14.06.2011 04:43 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ