В Якутии за год планируют построить 205 километров автодорог
В Якутии установлен ещё один случай заражения COVID-19
Весна! В Якутии белый медвежонок вышел на свою первую прогулку
Энергетики продолжат плановые работы в Мегино-Кангаласском районе
В Якутии чествуют выдающегося сына республики

Несомненно, что село Русское Устье являлось форпостом России в освоении северо–восточных территорий. Отсюда направлялись землепроходцы осваивать Колыму, Камчатку и Чукотку.

Имеются свидетельства что уже к 1570 году русские основали колонию на Аляске. Об этом написано в книге А.Г.Чикачёва «Русские в Арктике». Когда же началась история старинного села Русское Устье, что расположено в устье реки Индигирки? На этот счёт есть несколько мнений.

Считается, что русские поселились в этих местах не позднее 1638 года, когда казаки под руководством Ивана Реброва открыли морской путь на Собачью реку, так раньше она называлась, и основали здесь в том же году два острожка. Причем, острожек в устье речки Уяндины позднее был разорён местными племенами и заброшен, а вот в отношении второго острожка не всё ясно.

Позднее, уже в наше время, посчитали, что это должно быть Русское Устье, поскольку других указаний кроме того как «близ устья» в старых переписках не было и стали вести с 1638 года отсчёт летописи села. Между тем, ставить острожек на левой протоке Индигирки в те времена было не логично, поскольку все устремления казаков-землепроходцев были направлены на восток в сторону немирных алазейских племён. А здесь, в устье Индигирки все обошлось вполне мирно, поскольку здешние юкагирские племена были практически оседлыми и занимались, в основном, примитивным рыболовством, вели немного схожий с русскими поморами образ жизни полярных рыбаков.

Некоторые письменные источники свидетельствуют, что в конце 19, начале 20 века на правой протоке Индигирки, именуемой Колымской, близ местечка Станчик находились развалины каких-то больших деревянных сооружений и обширное кладбище с большим количеством старых могил. Об этом писал В.М.Зензинов в своей книге «Старинные люди у холодного океана», С-Пб, 1914 г. Поэтому 1638 год - это скорее год основания селения Станчиково, да и само название говорит за себя – стан, становище, остановка, ставить, поставленное. Острожки ведь не строили, а ставили!

Само же Русское Жило - таково старое название села, значительно старше. Об этом говорят семейные предания старожилов, записанные учёными, но которые почему-то никто не признаёт за достоверные свидетельства. Несомненно, что русскоустьинцы представляют собой потерянную в веках колонию новгородцев. Одна поселенческая фамилия – Новгородов, чего стоит! И множество других косвенных свидетельств, таких, как название реки юго-западного направления у села – Елонь (с утерянным «ш»), повторяет название реки Шелонь, впадающей в озеро Ильмень, на которой новгородцы отбивались от нападений московских князей.

Кстати, от имени этой реки, названной так за свою солоноватую на вкус воду, получил на русском севере своё наименование юго-западный ветер шелонник. Особое почитание русскоустьинцами, так же как и новгородцами, иконы Знаменской Божьей Матери. Известно, что сие почитание началось в 1170 году после того как новгородцам удалось разбить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, который собрав ростовцев, суздальцев, смолян, полочан, рязанцев и муромцев пытался захватить город. Тогда, по преданиям, на стены города обороняющиеся вынесли икону Знамения Божией Матери, которая якобы обратила в бегство наступавших.

И церковь в селе была Знаменской и старинная Знаменская икона, пропавшая в 1930 году в период коллективизации. Много культурных и языковых параллелей между этими далёкими друг от друга русскими поселениями. Законсервировавшийся в этих отдалённых местах русский язык 15-16 веков прямо указывает на новгородское происхождение поселенцев. Чего стоит выражение «на ушую посадить» (без «к»), понимаемое нынешними русскоустьинцами, как «поставить в трудное, зависимое, неудобное положение» и которое возникло из старого выражения «посадить на ушкую», т.е. отправить должника на разбой с ушкуйниками – добывать и отрабатывать долги опасным разбойничьим промыслом. Издавна новгородцы отправляли ушкуйников на узких быстроходных гребных лодках за добычей. Вот пример: 1364 – новгородские ушкуйники во главе с Александром Абакуновичем и Степаном Ляпой ходили за Урал, поднимались по Оби, воевали с сибирскими народцами. (Н.Карамзин, V, 13) Описаны походы ушкуйников и на Волгу, вплоть до её низовий.

Так когда же было основано село? Некоторые историки считают, что этот исход состоялся после событий 1570 года - года новгородского побоища, устроенного Грозным. Возможно, что это так или близко к этому. Известно, что переселенцы не просто бежали, а переселились, по преданиям, на 14 кочах вместе со скарбом, многие с женами и детьми. После сурового перехода по Северному ледовитому океану, разобрали они кочи и построили 14 изб, церковь, баню и кабак. Очевидно, с собой был запас спиртного и кабак использовали как общественное место, своего рода клуб.

Кто мог организовать экспедицию из 14 кочей? Только очень состоятельные люди купцы, бояре иже с ними, которым было что терять – голову, свободу, честь, семью. Основные фамилии прибывших колонистов были: Киселёвы, Чихачёвы, Шаховские, Суздаловы, Шкулёвы, Щелкановы, Новгородовы, Голыжинские. Причём, первые три фамилии могут иметь боярское происхождение, были бояре с такими фамилиями в Новгороде Великом и Пскове.

Взять, к примеру, самую многочисленную среди русскоустьинцев фамилию Чихачёвых. Зензинов отмечает в своей вышеупомянутой книге, что в период его пребывания в Русском Устье на заимках проживало 23 семьи с такой фамилией. Фамилия старинная, возникшая в 14-15 веках из клички – оберега основателя рода «Чих», т.е. в те времена, когда у других сословий, например, крестьян фамилий не существовало. Известно, что ранее был в Пскове и Новгороде такой большой боярский род, впоследствие ставший дворянским.

Даже у Александра Пушкина был друг, мелкий чиновник из Псковской губернии Чихачёв, их имения были расположены рядом. Известно, что один из старших родственников А.С.Пушкина по фамилии Ганнибал женился на Анне Чихачёвой. В Псковской лавре в конце 15, начале 16 веков похоронены вместе предки бояр Пушкиных и Чихачёвых, погибшие в боях с литвинами и шведами.

В середине 16 века служил у Ивана Грозного боярин Муха Чихачёв воеводой и гонцом (послом). В «Истории России с древнейших времён», С.М.Соловьёва, в 6 томе, описывается его эпопея с посланием от Ивана Грозного к шведскому королю в 1572 году. Этот же Чихачёв возглавлял оборону в 1580 году крепости Падис в 6 милях от Ревеля (нынешняя Эстония), которая была сдана шведам в декабре того же года после многомесячной обороны, больших лишений и голода. Известно, что Грозный казнил этого боярина, служившего ему верой и правдой. Не это ли явилось причиной бегства части его рода на Север и далее по студёному океану на Восток – «встреч солнцу»?!

Если так, то исход беглецов состоялся не позднее лета 1583 года, поскольку 18 марта 1584 года (т.е. до начала арктической навигации) скончался царь Иван Грозный, преследований которого так боялись старые боярские роды. Примерно с 1583 года можно начать отсчёт истории колонизации Русского Устья, поскольку, скорее всего, беглецы прошли северный морской путь за одну навигацию, потому что до Енисея морские пути уже были освоены и контролировались царскими сборщиками ясака. Не зря уже в то время по личному указанию Ивана Грозного был заложен Архангельск. Хоть и был царь жесток и грозен, но был умён и хорошо образован для своего времени, понимал, «чем государство богатеет», поэтому старался контролировать пушную и прочую торговлю с Европой, поэтому укротил богатые в то время торговые города Псков и Новгород Великий.

В 2012 году мы будем отмечать 375 лет Русскому Устью, хотя при этом понимаем, что начало истории этого села положено не менее 425 лет назад.

Егор ТЕЛЬНОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.08.2011 14:29 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ