В Хангаласском районе восстанавливают электроснабжение
Среднеколымская нефтебаза отгрузила контрагентам около 3 000 канистр топлива
Энергосбыт объявил дистанционный приём заявок на подключение
Офисы ДЭК обслуживают клиентов дистанционно
Ушел из жизни классик советской фронтовой прозы

В старинном селе Русское Устье, что находится на арктическом побережье Якутии издавна почитали Знаменскую икону и небольшая церквушка называлась Знаменской. Откуда пришли первопоселенцы села и откуда возникло такое почитание?

По устным преданиям предки русскоустьинцев пришли в эти места на 14 кочах, морских судах приспособленных для плаванья во льдах, имевших прочную обшивку и яйцеобразное днище. Когда льды смыкались – они выдавливали судно на поверхность. Такие однопалубные суда вмещали по 25-30 человек и много груза. Эти суда они разобрали, построили небольшие избушки по количеству семей, баню, церковь и кабак.

Про кабак многие слышат с удивлением, не байка ли это и были ли тогда на Руси кабаки, ведь приход и поселение первых русских в Якутию относят к временам правления Ивана Грозного? Оказывается, были тогда кабаки на Руси и их деятельность регулировалась государством. Кто попало его открыть не мог, а только бояре в своих вотчинах и богатые купцы, получившие на это царское позволение. Уже тогда кабаки использовались для пополнения царской казны. Поэтому вполне вероятно, что первопоселенцы, которых насчитывалось не менее 300 человек, могли построить кабак, выполнявший тогда роль клуба и место реализации спиртного, которое наверняка принадлежало не всем, а какому-то богатому купцу или роду.

Без церкви обойтись тогда не могли, поскольку у народа выработалась тогда за 5-6 столетий православия потребность обращения к Богу. А вот почему Знаменская? Можно объяснить это просто. Переселенцы были новгородцами, бежавшими как они сами говорят в преданиях, от горя-злосчастия. Знаменская Божья Матерь особо почиталась жителями Великого Новгорода и почитание это началось в 1170 году, когда 25 февраля жителям под руководством князя Романа Мстиславовича удалось отбить нападение войск суздальского князя Андрея Боголюбского.

Обратила суздальцев в бегство якобы Знаменская икона, вынесенная на стены кремля. Суздальцы при этом понесли огромные потери от голода при отступлении. Интересно, что через некоторое время смена князя на Рюрика Ростиславовича, ставленника Суздаля состоялась так же из-за голода, но уже в Великом Новгороде, после того как в неурожай Андрей Боголюбский ограничил поставки хлеба.

Что из себя представляла икона? Икона Знамения Божьей Матери представляет поясное изображение Богоматери с распростёртыми к небу руками и с младенцем Иисусом благословляющим мир, а в левой руке держащим свиток как знак спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. В древние времена, особенно на Востоке, так изображалось Рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили в России. Более правильное и полное её название Икона Знамение Пресвятой Богородицы.

Интересно, сохранилась ли такая икона в Русском Устье? Известно, что в 1866 году священник Лев Шипицин, побывавший в Русском Устье, пытался забрать старинную икону из Знаменской церкви. Он считал, что икона очень старая и ценная и слишком велика для маленькой церкви и её место в столичном храме Якутска.

Община всячески сопротивлялась передаче иконы, но священник решил самолично её вынести. При этом с ним от волнения случился удар, видимо по-современному инсульт, он «обезножел» и велел вести себя в Ожогино, решив, что этот случай «наказание Божье».

А какой была по размеру новгородская Знаменская икона? Оказывается в 1170 году афонский иеромонах Пахомий Лагофет написал для новгородцев два канона, т.е. две иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Размер иконы составлял 13 с половиной вершков вышины и 12 вершков ширины. Или в пересчёте на современную систему, исходя из величины вершка в 4,45 сантиметра, икона была размером 60,7 сантиметров высоты и 53 сантиметра ширины, т.е. размером с небольшую столешницу.

Известно, что одна икона стояла в соборе на Ильинской улице в Великом Новгороде, а в 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием. Это одна из самых старых российских икон, ведь в Великом Новгороде начиналась российская государственность. Куда же делась вторая икона? Не её ли привезли с собой бежавшие от преследований Ивана Грозного новгородские переселенцы. Не она ли стояла в одноимённом храме?

Куда же потом эта икона делась и что из себя представляла. Вот что писал о судьбе этой иконы Алексей Чикачёв: «В начале 30-х годов борьба с религией докатилась до Русского Устья. Приехал уполномоченный с наганом, самолично влез на крышу церкви и спилил крест. Затем содрал драпировку со стен храма и раздал «активистам» на рубахи. Из домов в приказном порядке велели убрать иконы. Среди местных жителей нашелся один, который икону Знаменской Богородицы приспособил вместо столешницы. Это было невероятное кощунство. Старики сокрушенно качали головами и предсказывали, что на эту семью падёт проклятье. Так оно и случилось. Умер от ожогов малолетний ребёнок, вскорости скончался отец. В последующие годы два взрослых сына утонули. Из шестерых детей никто не дожил до 40 лет».

Из рассказа А.Г.Чикачёва видим, что русскоустьинская Знаменская икона была не маленького размера, раз из неё сделали столешницу. Куда всё-таки девался тот стол, может быть стоит на какой-то из русскоустьинских заимок и может дождемся мы нового явления? Ведь не раз отыскивались случайно старинные иконы, делали из них и ставни и двери. Скорее всего в суровые 30 годы сгинула старинная икона в небытие. Да и сейчас продолжает рушиться русскоустьинская старина.

Из двух церквей осталась одна в Станчике, благодаря тому, что перенёс её на 300 метров от берега Вениамин Чикачёв с товарищами, там же под открытым небом валяются остатки старинных сундуков и посуды, рухнули в реку последние дома. Такая же картина в Лобазном. В самом Русском Устье рушится берег, падают в реку старые могилы, продолжает догнивать посреди села старое здание школы, перестроенное из церкви.

Были недавно в Русском Устье Владимир Толстой и Александр Шолохов (потомки Льва Толстого и Михаила Шолохова) с супругами, очень интересовались судьбой Русского Устья. Потомок графа в интервью «Якутску вечернему» сказал, что судьба такого явления, как Русское Устье, - проблема не столько Якутии, сколько российского масштаба. Жаль, что власти Якутии плохо это понимают и проблемы села решают лишь на бумаге. Одно радует, что много книг написано о Русском Устье, записан и фольклор, и предания, и обычаи этой маленькой арктической российской цивилизации.

Егор ТЕЛЬНОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
22.08.2011 15:18 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ