В Якутии режим повышенной готовности продлен до 30 апреля
Цены на нефть взлетели после заявления Трампа
Коммунальщики Нижней Колымы принимают грузы, приходящие по зимнику
Путин назначил эпидемиолога на пост врио главы Республики Коми
Тиньков покинул пост главы совета директоров своего банка

ИА SakhaNews. 26 августа исполняется сто лет со дня рождения видного партийного, государственного деятеля республики Семена Борисова.

Cемен Захаров был яркой неординарной личностью, руководил правительством республики, более 14 лет был ее первым лицом, возглавляя Якутскую областную партийную организацию. Особенно значительна его роль в развитии экономики и культуры республики в годы войны и в послевоенный период.

Семен Захарович отличался прямым, смелым характером, личным мужеством. Об этом свидетельствует его выступление на декабрьском (1956 г.) пленуме ЦК КПСС, стенографический отчет которого мы публикуем ниже.

Как сообщается в статье П.И.Докторова, размещенной на сайте Национальной библиотеки, «В годы Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков, когда в Якутии свирепствовали засуха, лесные пожары, саранча-кобылка и в связи с этим умирало якутское сельское население от голода, он принимал решительные меры по спасению населения от вымирания вплоть до объявления личной голодовки в г.Москве, поставив в известность секретаря ЦК ВКП(б), наркома земледелия СССР А.А.Андреева, и сумел изыскать и организовать завоз муки и зерна из Иркутского государственного фонда обороны.

В послевоенные годы им настойчиво были поставлены перед руководством страны, а затем стали постепенно решаться такие узловые проблемы жизнедеятельности республики, как развитие транспортной схемы и средств связи, укрепление хозяйств в аграрном секторе, мелиорация земель, механизация трудоемких работ и т.д.»

С.Борисов предпринял действенные меры по укреплению Ленского речного пароходства, его материально-технической базы в Осетрово, Киренске, Пеледуе, Жатае. Началось строительство морских портов в п.п. Тикси и Черский, активизировалась работа по авиационному обслуживанию населения республики.

«Огромна роль С.З.Борисова, пишет автор, в становлении и развитии алмазной промышленности. По его инициативе и энергичным действиям, вопреки возражениям ряда союзных министров были рассмотрены и решены положительно в высших органах власти вопросы освоения месторождений алмазов в Якутии. Он отдал много сил и знаний делу строительства г.Мирного, алмазоизвлекательных фабрик и карьеров, автодороги Ленск – Мирный, Вилюйской ГЭС.

В период его работы началось развитие электроэнергетики, разведка и использование природного газа.

В это же время были подготовлены ТЭО освоения богатств Южной Якутии, расширилась добыча золота на Алдане и Индигирке, началось строительство Депутатского ГОКа, подготовлены предложения по освоению Куларского и Надеждинского месторождений золота, была разработана научно обоснованная технология строительства в условиях вечной мерзлоты, значительно укрепилась база стройиндустрии.

Много внимания С.З.Борисов уделял развитию науки, народного образования, здравоохранения и культуры. В 1947 году была создана Якутская база Академии наук СССР, в 1956 году открыт Якутский госуниверситет, создан ряд научно-исследовательских институтов, расширилась подготовка кадров в центральных вузах. Он был одним из организаторов борьбы с туберкулезом и трахомой».

Президент Якутии Егор Борисов в своем приветствии по случаю столетия со дня рождения С.З.Борисова пишет: «Семен Захарович Борисов был признанным народом руководителем республики и проявил себя как крупномасштабный руководитель, имеющий глубокий стратегический подход к делу. Общественность знала его как пламенного пропагандиста, требовательного организатора, а товарищи и друзья как доброго, демократичного, обаятельного человека».

Выступление С.З. Борисова на декабрьском (1956 г.) пленуме ЦК КПСС

Стенографический отчет

Борисов: Товарищи, достигнутые новые успехи в 1956 году в развитии народного хозяйства и повышении материального благосостояния и культурного уровня советского народа вдохновляют тружеников любой отдаленной окраины нашей страны на повышение усилий и творческой инициативы для приумножения достигнутых успехов, практического осуществления грандиозных задач, поставленных историческим ХХ съездом Коммунистической партии Советского Союза.

ХХ съезд партии дал директивы об энергичном вводе в действие огромных промышленных ресурсов Востока и особенно - более эффективном использовании их в интересах дальнейшего развития производительных сил страны. Выполняя эти директивы съезда нашей партии, Якутская областная партийная организация и Министерство геологии и охраны недр Советского Союза в содружестве с Академией наук СССР за последнее время провели и проводят большие геологопоисковые работы на территории Якутской республики, в результате которых у нас выявлены богатейшие сырьевые, энергетические ресурсы, открыты и разведаны новые месторождения полезных ископаемых, приумножающие материально-сырьевую базу Советского Союза.

Мы рады доложить пленуму ЦК партии о том, что в Якутии открыты и разведаны богатейшие россыпи и крупные коренные месторождения алмазов. Об этом вчера на пленуме говорили Н.С.Хрущев и министр геологии и охраны недр Советского Союза тов. Антропов. Эти богатейшие россыпи и коренные месторождения алмазов простираются на площади размером более 300 тыс. кв. км. Геологические запасы алмазов этих месторождений, по далеко не полным данным, оцениваются до 126 млн каратов. Только по пяти месторождениям, предназначенным для первоочередного промышленного освоения, запасы алмазов составляют 57 млн 400 тыс. каратов; по отдельным пробам содержание алмазов достигает 10 каратов на кубометр, а среднее содержание составляет 2,5--3 карата на один кубометр. Себестоимость промышленной добычи одного карата алмазов в якутских месторождениях составит 149 рублей.

Эти технико-экономические показатели особенно наглядны при сравнении с показателями по другим алмазным месторождениям. До сих пор Министерство цветной металлургии под руководством тов. Ломако добывает алмазы на Урале, причем, для получения одного карата алмаза ему на Урале нужно переработать 300 куб. метров породы, или в 600 раз больше, чем в Якутии. Фактически себестоимость одного добытого карата алмазов на Урале составила в 1955 году 3325 руб. и обошлась государству в 22 раза дороже, чем алмазы Якутии. Ежегодно тов. Ломако на добыче этих дорогих уральских алмазов расходует более 30 млн рублей в год.

В текущем году Якутская областная партийная организация, Министерство геологии и охраны недр Советского Союза перевыполнили задание Центрального Комитета партии и Совета Министров Союза по наращиванию запасов якутских алмазов в несколько раз. Правительство Союза нам установило задание на эту пятилетку по приросту алмазов в количестве 31 млн каратов. Это задание правительства Союза на сегодня перевыполнено -- обеспечен прирост алмазов из пяти коренных месторождений на 57 млн каратов.

Наряду с производством геологоразведочных работ по месторождениям Министерством геологии была организована попутная добыча алмазов в текущем году, в результате которой республика дала государству ЛМ в пять раз больше, чем в 1955 году добыла их специальная алмазодобывающая промышленность всего Советского Союза.

Эти данные позволяют нам заявить на пленуме, что на территории Якутии наша Родина имеет крупнейшую алмазоносную провинцию, не только не уступающую известным всему миру южно-африканским алмазоносным месторождениям, но и, безусловно, значительно превосходящую их.

Таким образом, в Советском Союзе впервые выявлены богатейшие месторождения алмазов, позволяющие в кратчайший срок создать мощную отечественную алмазодобывающую промышленность, способную полностью удовлетворить нужды нашего государства в технических алмазах.

В настоящее время потребление технических алмазов в Советском Союзе в значительной мере отстает от стран капиталистического мира, особенно от Соединенных Штатов Америки. Потребление алмазов в Соединенных Штатах Америки в 50 раз больше, чем в Советском Союзе. Следовательно, важность применения технических алмазов в народном хозяйстве Советского Союза не может быть переоценена. Применение алмазов в народном хозяйстве Советского Союза значительно повысит производительность труда, сэкономит расходование государственных средств в отдельных отраслях хозяйства.

Только при буровых работах скорость бурения алмазными коронками в твердых породах по сравнению с дробовым бурением выше в 2--3 раза, а стоимость бурения ниже в два раза. Одно это даст государству денежную экономию в сумме 2--2,5 млрд рублей в год.

Как драгоценный камень алмазы также могут быть богатейшим источником увеличения валютного фонда нашего государства. Следовательно, имеются все экономические предпосылки к тому, чтобы немедленно приступить к промышленному освоению алмазов. Упустить хотя бы один год в организации промышленной добычи этого жизненно нужного нашей стране драгоценного минерала -- это значит затормозить повышение производительности труда во многих отраслях промышленности и тем самым задержать дальнейший технический прогресс.

Можем ли мы терпеть такую задержку? Нет, не можем. Вот почему нам кажется очень странной позиция министра цветной металлургии тов. Ломако. Еще в 1954 году Якутский областной комитет обратился к т. Ломако с предложением об ускорении промышленного освоения якутских алмазов. Тов. Ломако заявил тогда, что он Антропову не верит: “Тов. Антропов -- человек скользкий, поэтому в наличие алмазов я не верю”. Тогда мы убеждали тов. Ломако, что мы сами собственными руками поднимали алмазы. Когда мы притиснули его к стенке фактическими данными, тогда он говорит: “Это новая отрасль промышленности, этим нам заниматься еще рано”. Таким образом, отказался в 1954 году категорически.

Тогда мы вынуждены были обратиться в Президиум Центрального Комитета партии. Тогда Президиум Центрального Комитета партии в июле 1955 года специально принял решение о промышленном освоении алмазов Якутии. Было поручено тов. Байбакову разобраться и представить предложения Центральному Комитету партии о промышленном освоении якутских алмазов. Мы с тов. Байбаковым трижды собирались в присутствии тов. Ломако по выполнению решения Президиума ЦК партии. Тов. Ломако тогда заявил, мол, сказал тов. Байбакову: денег нет, Якутия далеко, морозы большие, туда не могу.

После этого мы вынуждены были в начале 1956 года обратиться к председателю Совета Министров тов. Булганину Н.А. Тогда Совет Министров Союза принял специальное постановление от 5 января 1956 года об ускорении промышленного освоения якутских алмазов. Там был записан конкретно обязывающий тов. Ломако пункт: “В ноябре 1956 года представить практические предложения о строительстве и мощности промышленных предприятий по добыче алмазов, имея в виду необходимость удовлетворения потребностей народного хозяйства в отечественных алмазах в ближайшие годы”. До сих пор это предложение не представлено тов. Ломако.

Тов. Ломако 11 декабря этого года послал письмо Совету Министров Союза, где просил ввиду неясности капиталовложений снять этот вопрос с обсуждения.

Хрущев: Надо строго наказывать за такие вещи, нельзя мириться с таким отношением к делу.

Голоса: Правильно.

Борисов: После этого выступают газета “Правда” от 2 ноября, газета “Советская Россия” от 8 декабря. Тов. Ломако перед пленумом, когда я был у него, говорил, что вы все время пишете в газетах, неужели, говорит, тов. Борисов, у вас нет больше дел?

Жуков: Позор.

Хрущев: И это говорит министр, кандидат в члены ЦК. Тов. Ломако должен дать объяснение.

Борисов: Мы маленькие люди, дел, может быть, у нас мало по масштабам Ломако, но мы вынуждены так поступать, вы заставили нас так поступать, тов. Ломако. Я сказал дальше, что буду жаловаться на вас, а тов. Ломако ответил - я вперед пойду на вас жаловаться.

Голос: Одним словом, монополия жалоб только за министрами.

Борисов: Надо сказать, насколько по-партийному, по-государственному относится тов. Ломако к выполнению решений Центрального Комитета партии и Советского правительства. Он заявил, что таких постановлений ЦК и Совета Министров у нас много, а на новые мероприятия не дают денег, что вы ко мне обращаетесь. Я тов. Ломако задал вопрос: тов. Ломако, я всего-навсего секретарь отдаленного областного комитета партии, как вы воспитываете нас, вы же член правительства, а машете в присутствии нас, ваших подчиненных, на постановления ЦК партии и Совета Министров. Это - безобразие. Он говорит: вы нас не учите. Это - безобразие.

Или возьмем такое положение, как он от души занимается конкретными вопросами, ясно из такого факта. Я вынужден задавать ему такие вопросы. Тов. Ломако, вы, поскольку глубже занимаетесь перспективным развитием алмазной промышленности, ответьте мне на такой вопрос: сколько мы можем максимально потреблять в народном хозяйстве Советского Союза алмазов? Он говорит, это не мое дело. Я не знаю. Или задаю вопрос: сколько мы покупаем алмазов за границей, сколько тратим золота на это дело? Не знаю. Разве это дело, когда министр не может ответить на такие вопросы?

Хрущев: Правильно. Он руководит добычей, он обеспечивает потребности страны и должен знать, а он не знает.

Борисов: А если он не знает, как он может ориентироваться в потребностях народного хозяйства? После этого я спрашиваю: где же у тов. Ломако чувство нового, прогрессивного в этом вопросе? Я думаю, что тов. Ломако проявляет в этом вопросе беспринципность, безынициативность и бюрократический подход.

Мне кажется, что Госплан (тов. Байбаков), Госэкономкомиссия (тт. Никитин и Силуянов), к тов. Сабурову, правда, мы не обращались, они должны были своевременно поправить тов. Ломако по этому вопросу, но пока с их стороны этого не чувствуется. Эти товарищи говорят, что они за алмазы, а практически это не делают. Я недавно перед пленумом был у многих товарищей, в том числе был в ЦК у зав. отделом тяжелой промышленности тов. Рудакова. Он долго беседовал, выяснял, знакомился с этим материалом. Потом взял трубку, позвонил тов. Ломако: ну, Петр Фадеевич, как быть с якутскими алмазами? Говорили, говорили, а потом Рудаков мне отвечает - грошей нема. (Смех в зале.) Тов. Ломако так говорит: грошей нема. Потом я сказал тов. Рудакову: я дальше пойду, я не могу так оставить, гроши найдутся на алмазы, государство у нас богатое.

Хрущев: Деньги есть. Ума не хватает.

Голоса: Правильно.

Борисов: Если говорить о том, как мы поддерживаем низовых работников, то мы 4 года с этим вопросом возимся и ни с места. Я докладывал Никите Сергеевичу перед пленумом, рассказал обстоятельно все, как мы расходуем деньги в других отраслях народного хозяйства, что мы 5 млн рублей золотом тратим за границу всяким спекулянтам ежегодно на покупку алмазов и за счет этого любое оборудование могли бы купить. Мы теряем 5 млн рублей за счет бесхозяйственности министерства, за счет того, что оно не организует освоение алмазов.

Поэтому мы просим Центральный Комитет партии, Совет Министров предусмотреть ассигнования для промышленного освоения алмазов Якутии в текущей пятилетке, начиная отпуск средств на 1957 год в объеме 76 млн рублей с тем, чтобы в 1958 году дать стране не менее 100 тысяч каратов и довести добычу алмазов в 1960 году не меньше чем до 1 млн каратов.

Товарищи, Якутская областная партийная организация также рада доложить пленуму Центрального Комитета партии о том, что на юге Якутии за последние годы самоотверженным трудом геологов и ученых обнаружены богатейшие запасы железной руды и коксующихся углей. Речь идет о новом крупном месторождении железных руд и новом угольном бассейне страны. Запасы железных руд определены там с 208 млн тонн, коксующихся углей -- более 4 млрд тонн.

Главное, надо отметить, эти месторождения железных руд и коксующихся углей находятся в одном районе, а это представляет благоприятные возможности для создания в Южной Якутии базы крупной металлургической промышленности. Побывавшая на месте месторождений железных руд и коксующихся углей специальная комиссия Госплана СССР с участием специалистов министерств черной металлургии и угольной промышленности, научных работников Академии наук пришла к выводу, что ресурсы и условия в Южной Якутии являются самыми благоприятными, экономически эффективными для создания в этом промышленном районе металлургического предприятия с перспективной мощностью до 3 млн тонн чугуна в год.

К такому же выводу пришла экспертная комиссия Госплана и Академии наук под председательством академика И.П.Бардина. Таким образом, в аппарате Госплана Союза признана необходимость создания металлургической промышленности в Южной Якутии уже три года тому назад, но вопрос по сей день окончательно не решен, затягивается.

В связи с этим Якутская областная парторганизация просит включить в текущем пятилетии проведение проектно-изыскательских работ по строительству металлургического комбината и приступить к восстановлению железной дороги на участке БАМ -- Тында протяженностью 178 километров и построить железную дорогу от Тынды до Чульмана протяженностью 310 километров с тем, чтобы с начала седьмой пятилетки практически начать строительство металлургического комбината. Такое решение полностью соответствует директивам ХХ съезда партии: в течение ближайших двух-трех пятилеток создать в восточных районах третью металлургическую базу страны производительностью 15--20 млн тонн чугуна в год.

Товарищи, каждый, кто смотрит на карту нашей страны, невольно поражается необъятностью просторов Якутии. Территория Якутии занимает 1/7 часть территории Советского Союза. Якутия расположена от столицы нашей Родины Москвы на расстоянии более 10 тыс. километров. Но при современных условиях развития средств транспорта у нас в Якутии свои масштабы, и недаром народ говорит: “Сто верст - не крюк, час лету - не расстояние”.

Велика и увлекательна перспектива преобразования необъятной Якутии. При современных транспортных связях соответствующие министерства и их министры могли бы более глубоко интересоваться развитием производительных сил в Якутской республике и, побывав на местах, осуществлять живое руководство. Однако даже после решений ХХ съезда партии не чувствуется живого конкретного руководства со стороны многих союзных и федеративных министерств. За 35 лет существования Якутской автономной республики к нам ни разу не приезжал ни один министр Союза, ни один министр Российской Федерации, хотя многие союзные министерства имеют у нас свои крупные предприятия.

Возьмите хотя бы такой характерный факт. Председатель Госплана тов. Байбаков командировал летом этого года своего заместителя тов. Цыреня в Магаданскую область, и когда тов. Цырень закончил там свою работу, тов. Байбаков позвонил ему, чтобы он выехал немедленно с остановкой в аэропорту Якутска лишь на два часа.

Я два раза звонил тов. Байбакову: прошу разрешить тов. Цыреню остаться хотя бы на два дня в Якутии, чтобы он мог познакомиться, посмотреть добычу алмазов. Нет, говорит, неотложные дела у нас. Тов. Цыреню дается 2 часа срока остановиться в аэропорту. Но я схитрил, задержал его не два часа, а 5 часов: своим авиаторам сказал - скажите: погоды нет. (В зале смех.) Ну, пять часов с тов. Цыренем мы беседовали по душам, я его познакомил с делами, рассказал о своих нуждах, трудностях, но что мог сделать тов. Цырень за 5 часов, сидя в гостинице аэропорта? Конечно, ничего не мог сделать. Тов. Цыреню можно было бы поехать попутно, хотя бы он остановился на недельку, разобраться, тогда бы мы легко решали эти алмазные дела.

Более того, многие министры руководят отдельными отраслями хозяйства в нашей Якутской республике через свои управления, территориально находящиеся в Иркутской, Магаданской, Амурской областях. В результате этого положения партийным и советским организациям в нашей республике становится тяжело в смысле осуществления руководства хозяйственной деятельностью.

Хрущев: Тов. Борисов, какое отношение у вас в Якутии к регламенту?

Борисов: Я заканчиваю. Дело доходит до того, что мы, заготавливая пушнину больше всех республик и областей, не можем у себя на эту пушнину установить цены, можем ее только возить в Иркутск, сдавать уполномоченному Министерства внешней торговли, и этот уполномоченный устанавливает нам цены на пушнину. Что это такое?

Или у нас единственная автотрасса. Эта автодорога подчиняется Амурской области, нам не доверяют. Или у нас есть авиагруппа, единственная трасса, у нас нет ни железной дороги, нет ничего, только самолет. Этот авиатранспорт подчиняется Иркутской области, Якутии не доверяют. Или трудовые резервы. Мы не готовим у себя в республике, а по 200 человек отправляем в Иркутск в школу ФЗО, своей школы ФЗО у нас нет. Нам ни одного человека оттуда обратно не направляют.

Таким образом, мы просим все эти вопросы решить, и если нам доверяют, так пусть доверяют до конца, чтобы мы своими внутренними делами руководили сами. Еще не знают многие товарищи особенностей и нужд нашей республики. Многие работники Центрального аппарата, когда мы приезжаем, спрашивают: как вы там живете, у вас мороз -50° -60°, даже некоторые ответственные работники задают вопрос: в какие месяцы в вашу столицу лазают медведи? (В зале смех.) Вот такое представление.

Дальше так руководить нельзя.

Аппараты некоторых центральных министерств и ведомств просто разбухшие, бюрократические аппараты, я бы так сказал. Взять конкретный пример. Я пришел в Госплан, все-таки секретарь обкома, все-таки депутат Верховного Совета. Но я депутатское удостоверение оставил, забыл. У меня было в кармане удостоверение первого секретаря обкома партии. Я его предъявил офицеру и сказал: “Вот я пришел в Госплан, прошу пропустить”. Он мне ответил, что нет, этот документ для нас не закон. Тогда я вытаскиваю паспорт, он говорит: это тоже не закон, идите вокруг, в пропускное бюро. Туда пошел и простоял напрасно 2 часа. Куда это годится? Когда мы возьмемся за упрощение дел приема посетителей?

В Министерстве цветной металлургии какой-то ужас просто делается, там тоже пропускная система такая, но главное, как бюрократически работает аппарат. Вот два заместителя - Костин и Шемякин, два главка, два института подготовили технико-экономический доклад по промышленному освоению алмазов Якутии. 46 человек 7 месяцев работали над этим вопросом. Я спрашиваю у тов. Ломако: вы поддерживаете это предложение? А тов. Ломако, когда слушал доклады Костина и Шемякина, сказал - это не пойдет, нет денег. Даже, я подчеркиваю, на коллегии не обсудил мнение двух своих заместителей. Если бы я не обсудил мнение двух членов бюро обкома партии на бюро, то как бы нас ЦК поправил? А что такое у них творится?

Вот поэтому, товарищи, нам необходимо до минимума сократить центральный аппарат министерств, сделать его оперативным и действенным, дать больше самостоятельности республикам в решении вопросов, связанных с внутренним развитием народнохозяйственного плана.

Из книги “Семён Захарович Борисов. Выступления. Воспоминания.” Москва. 2001 г.

Справка:

Борисов Семен Захарович родился 26 августа 1911 г. в I Тыллыминском наслеге Мегино-Кангаласского района ЯАССР. Окончил Высшие курсы Советского строительства при ЦИК (г.Москва).

1929 г. - инструктор Восточно-Кангаласского улусного исполкома и секретарь Нерюктяинского наслежного совета;

1930 г. - инструктор Мегино-Кангаласского райисполкома;

1930-1931 гг. – заведующий Женходинской 4-х классной школой Мегино-Кангаласского района;

1931-1932 гг. - заведующий отделом народного образования Мегино-Кангаласского райисполкома;

1932-1934 гг. - инструктор Центрального исполнительного комитета ЯАССР;

1934-1938 гг. - председатель Сунтарского райисполкома;

1939 г. - инструктор и консультант Совета народных комиссаров ЯАССР;

1939-1941 гг. - начальник переселенческого отдела Совета народных комиссаров ЯАССР;

1941-1944 гг. - заместитель председателя Совета народных комиссаров ЯАССР;

1944–1946 гг. – народный комиссар земледелия ЯАССР;

1946 г. - министр животноводства ЯАССР;

декабрь 1946 г. - декабрь 1948 г. - Председатель Совета Министров ЯАССР;

1948-1950 гг. - слушатель курсов первых секретарей райкомов и обкомов КПСС при ЦК КПСС;

январь 1950 г. - апрель 1951 г. - Председатель Совета Министров ЯАССР;

май 1951 г. - октябрь 1965 г. - первый секретарь Якутского обкома КПСС;

ноябрь 1965 г. - сентябрь 1969 г. - советник Председателя Совета Министров РСФСР по северным районам.

Избирался членом ЦИК ЯАССР (1934-1938 гг.); депутатом Верховного Совета ЯАССР (1947-1965 гг.); депутатом Верховного Совета РСФСР (1947 г.), СССР (1950-1965 гг.); членом Якутского обкома КПСС (1947 г.) и членом его бюро с 1951 г. по 1965 г.; делегатом и кандидатом в члены ЦК КПСС на XIX, XX, XXII съездах КПСС (1952, 1956, 1961 гг.).

Награжден двумя орденами Ленина; тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и многими медалями СССР.

Умер 7 октября 1999 г. после тяжелой продолжительной болезни.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
25.08.2011 00:21 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ