Газовики поздравляют главбуха Олёкминской нефтебазы
Ысыах в этом году посвятят 75-летию Победы
Умер народный артист России Михаил Кокшенов
За хулиганство предусмотрена и уголовная ответственность
Правила поведения при введении режима повышенной готовности

Надежды АЛРОСА и Якутии на сотрудничество с Evraz Group стали совсем призрачными – 6 сентября 2011 года правительство Свердловской области утвердило инвестиционный проект Evraz Group, предусматривающий расширение производства Качканарского ГОКа. Предполагаемый объем инвестиций со стороны Евраза составит 40 млрд рублей.

Как рассказал областной министр промышленности и науки Александр Петров, стратегия развития ГОКа предусматривает освоение Собственно-Качканарского месторождения, содержащего более пяти млрд тонн первоклассной железной руды, увеличение мощности КГОКа по добыче и переработке руды.

«Речь идет практически о строительстве нового горнодобывающего предприятия. КГОК на 100% обеспечивает Свердловскую область железорудным окатышем, это предприятие имеет стратегическое значение для черной металлургии Свердловской области, поскольку Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) полностью работает на сырье КГОКа», – рассказал министр.

Как сообщил вице-президент Evraz Group, руководитель дивизиона «Руда» Константин Лагутин, компания разрабатывала стратегию развития Качканарского ГОКа последние три месяца. «Мы в 1,5 раза увеличиваем проектную мощность Качканарского ГОКа с 40 млн. тонн железной руды в год до примерно 63 млн тонн к 2016-2017 годам в связи с планами компании, в том числе, по наращиванию металлургических мощностей», – пояснил он. Кроме того, топ-менеджер уточнил, что Качканарский ГОК будет обеспечивать сырьем не только НТМК, но и Западно-Сибирский металлургический комбинат (входит в Evraz). По словам Лагутина, решение увеличить мощность Качканарского ГОКа связано с прогнозным увеличением потребностей в руде металлургических комбинатов компании в ближайшие 5-7 лет.

Эксперты отмечают, что инвестициями в Качканарский ГОК Evraz рассчитывает расширить присутствие в отрасли добычи железной руды. По оценке аналитика ИК «Rye Man & Gor Securities» Андрея Третельникова: «Возможность выпуска у Качканарского ГОКа увеличится на 40%. За счет этих добавочных мощностей предприятие будет выпускать около 1,6 млн концентрата, стоимость которого сейчас – 180 долларов за тонну. Таким образом, компания получит выручку в районе 600 млн. долларов в год. Проект должен увеличить показатель EBITDA на 8 млрд рублей».

Согласно отчету Evraz за 2010 год, его заводы и без того были полностью собственным железорудным сырьем, а после расширения производства на Качканарском ГОКе будут закрыты и все перспективные потребности компании. Учитывая большой объем инвестиций в этот проект, обеспеченность компании собственным ЖРС и финансовое положение Evraz Group можно с высокой долей уверенности сказать, что металлурги не будут входить в "Тимир".

Металлурги приняли инвестиционное решение в пользу своего проекта ЖРС и якутский "Тимир" им теперь уже вряд ли понадобится. Разве только очень-очень дешево для увеличения запасов и повышения своей капитализации. Так в свое время поступил "Полюс-Золото", выкупив "Куранах" и "Нежданинку". Сейчас Evraz больше заинтересованы в приобретении угольных активов, чем в расширении своей базы ЖРС – по данным Evraz Group, он обеспечен своим углем всего на 58%.

По моему мнению, АЛРОСА и правительству Якутии было бы разумнее расширить круг поиска инвесторов и обратить внимание на иностранных партнеров. В России есть опыт участия иностранных инвесторов в стратегических предприятиях. Например, Виктор Вексельберг практикует продажу иностранцам 49 процентов акций, но передает предприятие под полное оперативное управление иностранного инвестора. А как раз сейчас, по данным агентства Финам, на рынке циркулирует непроверенная информация, что одна из крупнейших японских сталелитейных корпораций Nippon Steel Corporation собралась строить свой металлургический завод в России. «Интерес к рынку, – пишет агентство, – компания проявляла давно, но всё ограничивалось лишь поставками продукции российским потребителям. Теперь же, когда объём поставок увеличился, а сами они стали постоянными, японская компания приняла решение о строительстве завода на нашей территории». По данным Финама, «ОАО «РЖД», её крупный клиент, выступило активным сторонником данного решения и, якобы, ее руководители неоднократно убеждали представителей NSC в необходимости этого шага. В итоге, японская сторона согласилась построить завод, а РЖД, по слухам, окажет всяческую поддержку проекту, хотя в капитал нового предприятия входить не будет». В своем сообщении агентство отмечает, что место для завода еще не выбрано, но японцы хотят, чтобы он находился «не очень далеко от своей страны и с тем, чтобы сократить транспортные издержки. Пока точно известен лишь один вид продукции, который будет выпускать завод NSC – это будут рельсы для высокоскоростного движения, приобретать которые собирается РЖД. Помимо этого, по слухам, рассматривается возможность организации выпуска на заводе других видов проката, в частности сортового, но пока вопрос не решён окончательно». Одним из аргументов, с помощью которых РЖД пытается повлиять на японцев, стал довод, что «завод в России может существенно помочь компании, в случае если в самой Японии произойдёт природная катастрофа, подобная мартовскому землетрясению и мощности в Японии пострадают».

Почему бы нашим переговорщикам не пролоббировать участие Nippon Steel в якутском железорудном проекте на «вексельбеговских» условиях – японцы получают 49 процентов акций и полный оперативно-финансовый контроль над предприятием до полной окупаемости проекта? Якутия не так далеко находится от Японии, есть понятная транспортная схема, а наличие своего сырья может стать значительным конкурентным преимуществом. Тем более, открытием подобная схема работы не является и в России есть совместные предприятия, работающие на указанных условиях. Такая организация работы ОАО "Тимир" позволит сохранить за российской стороной формальный контроль и обеспечить японцам приемлемые условия для работы.

На мой взгляд, в существующих условиях вхождение Nippon Steel в проект "Тимир" было бы наилучшим вариантом, как для АЛРОСА, так и для Якутии.

Александр ЗЛОБИН.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
12.09.2011 08:00 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ