В московском бизнес-центре прогремел взрыв
Курс доллара упал ниже 73 рублей впервые с начала марта
Федерация профсоюзов Якутии объявляет конкурс видеороликов 1 мая
Fitch изменило долгосрочный прогноз по рейтингам Якутии на "негативный"
Ил Тумэн увеличил дефицит госбюджета Якутии

Певек… Я был в этом городе год назад. Только тогда мы подошли поздно вечером. Певек был полон ярких огней, занавешенных пеленою тумана. В этот раз мы пришли утром. Туман окутал верхнюю половину сопки, возвышающейся над Певеком, и через час начал медленно сползать вниз, а когда я отправился из морского порта в город, то стал накрапывать дождь.

В бухте дремал ледокол «Адмирал Макаров», готовый по первому зову выйти на трассу Северного морского пути, а на рейде стояло гидрографическое судно «Пётр Котцов», которое два дня назад завершило разгрузку на Нижней Колыме.

День начался с приятного: когда я включил в каюте ноутбук, значок Мегафон-модема показал, что скорость составляет 3,6 Мбит/с. В Певеке есть мобильная связь 3G, и это не может не радовать. У себя дома, в Черском, об этом пока приходится только мечтать.

Почти всегда бывая на Чукотке, стараюсь зайти к своим коллегам, тем более, что с некоторыми из них знаком лично, кое с кем переписываюсь по электронной почте, или просто время от времени созваниваемся. Вот и в Певеке я зашёл к директору-редактору филиала «Крайний Север» Галине Оброткиной. Она дала мне несколько экземпляров газет «Полярная звезда» и «Крайний Север» и рассказала о новостях Чаунского района.

Впрочем, многое можно увидеть и на улицах города: завершается ремонт инженерных коммуникаций, из плитки выкладываются пешеходные дорожки. Например, одна такая дорожка будет длиной около километра и свяжет два микрорайона города – «Геолог» и «Пятый».

4 сентября главой Чаунского района был избран Евгений Данилюк. У него есть видение того, что надо сделать в районе. Что касается непосредственно Певека, то разработан план благоустройства города на ближайшие пять лет, в числе прочих мероприятий должны быть заменены инженерные сети; построены больница, спортивные сооружения, православный храм.

Предполагается уделить немало внимания дорожному строительству. Помимо обыкновенного ремонта жилого фонда будет проводиться энергоаудит жилья с последующей установкой приборов учёта в рамках программ энергосбережения. Певек должен стать настоящей столицей Чаун-Чукотки – таково мнение руководителей Чукотки. Промышленность также продолжает своё развитие. Так известное месторождение «Майское» в 2012 г. должно выйти на планируемый уровень работы. Собственно оно и сейчас уже работает, но одновременно продолжается и строительство.

Заслуживает внимания опыт властей Чукотки, которые регулируют цены на 26 социально-значимых продовольственных товаров – это гречка, рис, картофель, капуста, свекла, масло сливочное и растительное, мясо оленя в тушах и др. «А как же предприниматели?» - спросите вы. А часть предпринимателей сотрудничают с властями, продавая по договорам перечисленные продукты, часть – корректируют свои цены с учётом сложившихся в регионе реалий. Кстати, пройдя по магазинам Певека, лично убедился, что приобрести картофель по 60 рублей за килограмм никакого труда не составляет.

Жаль, не удалось побывать в краеведческом музее – в понедельник у него выходной. Поэтому пришлось довольствоваться осмотром выставки под открытым небом «Времён связующая нить». Табличка извещает, что этот тематический парк построен в 2008 году при поддержке президента России Владимира Путина.

В парке есть стелы с орденами и скульптуры геолога, горняка и оленевода из посёлка Апапельгино; стела «Валькумей» и шахтный поезд из посёлка Валькумей Певекского ГОКа; памятный камень из посёлка Комсомольский одноимённого горно-обогатительного комбината и другие.

Об истории этих мест нужен отдельный разговор, в этой летописи много разных страниц. Лично меня впечатлил шахтный поезд – увы, не так уж и много было средств механизации у первых горняков Чукотки.

Когда во второй половине дня я пришёл в Певекский морской порт, была завершена выгрузка леса, контейнеров и автотехники, которую привёз «Капитан Шандровский». Контейнеры сразу после разгрузки увозили небольшие транспортёры с прицепами, далее импортный погрузчик ставил их во второй, а то и третий-четвёртый ярусы склада. Теплоход перешвартовали, и одновременно три мощных портальных крана «Takraf» стали доставать из недр трюмов сухогруза зырянский каменный уголь. Работа шла споро и слаженно, и в 22.45 к борту «Шандровского» подошёл буксир «Николай Таврат», чтобы отвести его от причальной стенки.

…На обратном пути меня, как и в прошлом году, поразили кекуры в районе Мыса Большой Баранов и далее ближе к Колыме. Казалось, каменные исполины охраняют северные рубежи нашей страны. Присмотревшись, можно увидеть группу воинов, развалины старой крепости. А в двух одиночных останцах можно признать зайца и волка из мультфильма «Ну, погоди!».

Щедра Арктика на такие интересные местечки, вот только чтобы разглядеть их красоту, одного раза явно недостаточно. В прошлом столетии Арктика познала радость открытия, энергию развития, и горечь забвения. Сейчас вновь вспомнили об этой обширной части российского севера, вот только хотелось, чтобы преобразования дошли до этих мест быстрее.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
22.09.2011 05:09 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ