В Якутии за сутки потушили семь лесных пожаров
Ледоход на крупных реках Якутии проходит спокойно
Какие льготы имеют бизнесмены-арендаторы во время пандемии
Мост через реку Тюкян в Якутии открыт
В СВФУ приемная кампания пройдет в электронной форме

ИА SakhaNews. Публикуем заключительный фоторепортаж нашего корреспондента Алексея Курило, проследовавшего от поселка Черский Нижнеколымского района до Якутска на теплоходе «Капитан Шандровский».

Жиганск миновали в 16 часов 9 октября. На подходах к этому населённому пункту небо прояснилось, что позволило сделать ряд интересных фотографий: берег, причудливого вида камень, ленский вид. Издалека были видны трубы ТЭЦ, ёмкости нефтебазы, где-то в той же стороне расположен аэродром, но его не видно со стороны реки. А немного позже и сам посёлок открылся во всей своей красе. Сразу обращаешь внимание на купола Православного храма. Справа в затоне разгружался небольшой теплоход «Мыс». Судя по всему, он принадлежит местному техническому участку водных путей.

На высоком берегу Лены в 20 километрах от Жиганска установлен знак «Полярный круг». Вот так из Заполярья «Капитан Шандровский» попал в Приполярье. Можно сказать, что это уже родные места. А дома и стены, т.е. берега помогают. В 23 часа вниз по течению прошла «Ленанефть-2013». Она шла с топливом в Жиганск. Это третий корабль, который шёл вниз по течению, начиная с Быкова Мыса. Навигация завершается, и основная масса судов продвигается вверх по Лене.

День 10 октября показал, что надеяться на родные "стены" пока ещё рано. Река Лена, конечно, для речников своя в доску, но может лишний раз устроить экзамен на профессиональную пригодность. Большую часть дня теплоход шёл, сопровождаемый обильным снегопадом и сильным ветром. Как назло в этот момент понадобилось заменить один из швартовых канатов. Это удалось сделать, несмотря на фактически зимние погодные условия. Один особо трудный участок на вахте стояли вместе капитан и старпом.

Во второй половине дня навстречу прошла «Ленанефть-2020», направляющаяся в Кюсюр. Она «вынырнула» из снегопада примерно в 500 метрах от корабля, и спустя несколько минут вновь скрылась в снежной пелене. Судовой ход в этих местах довольно причудлив: множество островов и песчаные отмели заставляют постоянно маневрировать. Нередко он меняется. Если смотреть на лоцию вроде всё понятно, но в действительности всё гораздо хуже. Обстановка значительно усугубляется когда видимость сведена до минимума: то не просматривается буй, то не видно берега, а вместе с ним и створов. А пески вот они, рядом, и налететь на них вероятность существует. Поскольку «Капитан Шандровский» буксирует баржу, то это обстоятельство надо учитывать при совершении маневров: течение вкупе с ветром оказывают хорошее противодействие.

В этих местах в лесах произрастают не только лиственницы, но и берёзы. Сильный ветер загибал верхушки деревьев, но они раз за разом разгибались, противостоя напору ветра. День закончился примерно так, как и начинался: температура два градуса мороза и дождь, позже плавно перешедший в снег.

11 октября не принесло кардинальных изменений погодных условий: снег, ветер до 18 м/с и т.д. На одном из перекатов у берега стоял «Путейский-422». Капитаном на судне Валерий Петрович Быков. Этот экипаж обслуживает участок водных путей от устья Вилюя до границы с Жиганским техучастком. Прошёл на нос сухогруза. Такое ощущение, что попал в пургу в середине зимы, разве что температура была поменьше. А об интенсивности снегопада можно понять, поглядев фотографию, на которой видно прохождение снежного заряда на фоне рулевой рубки.

Навстречу шла «Ленанефть-2055». Два года назад в период арктической навигации начальник Колымской гидрографической базы имени Г.Я.Седова Вячеслав Даниловцев позвонил мне домой: «Алексей, ты много пишешь о людях, о теплоходах и экипажах ЛОРПа. А ведь среди ленских капитанов есть и наш колымчанин». Так я узнал, что на танкере «Ленанефть-2055» капитан – уроженец города Среднеколымска Алим Михайлович Галибаров. В ту навигацию, мы переговорили с ним по гидробазовской радиостанции, и я заручился согласием встретиться для более серьёзного разговора. Алим Михайлович - один из самых опытных капитанов Ленского объединённого речного пароходства. На капитанском мостике более трёх десятков лет, а общий флотский стаж почти в два раза больше. Начинал он, как и многие речники, с рядовых должностей, учёба в Якутском речном училище, а далее – сноровка, чутьё и опыт минувших навигаций. Увы, что капитан, что журналист, не всегда распоряжаются своим временем. Встреча так и не состоялась.

А в этом рейсе по пути из Хатанги, узнал, что «пятьдесят пятая» вышла из Анабара и идёт впереди нас. На Лене мы взяли на буксир морскую баржу, скорость упала, а «Ленанефть-2055» значительно опередила нас. И вот сейчас, 11 октября мы вновь её встретили. Она шла с топливом в Жиганск. Опять мы по рации обменялись приветствиями с Алимом Галибаровым, и помахали друг другу руками. Но всё равно когда-нибудь наши пути-дороги вновь совпадут, и мы обязательно встретимся.

Миновали земснаряд «Яна», который только что завершил бункеровку с речного танкера ТР-58. Впервые за последние дни по левому берегу стало попадаться «сало», и то это было лишь на одном участке. К вечеру ветер стал тише, но снег продолжал падать.

12 октября. Когда в час ночи проходили Сангары, видимость была хорошая. Были видны огни посёлка, «Ленанефть-2011» на рейде, пара небольших судов. Днём погода была пасмурной, временами, как и все последние дни, шёл снег. По рации были слышны переговоры трёх судов, расходившихся на Алдане. Навигация в финальной стадии и тут капитанов подстерегает своеобразная «вилка»: с одной стороны, необходимо как можно быстрее дойти до мест планового отстоя, с другой – если сядешь на мель, то не всегда тебе смогут помочь. Последнее особенно касается малых рек. Где-то впереди нас буксиры сняли с мели СК, но она пока стояла в ожидании улучшения видимости.

По радиостанции капитаны сообщали друг другу об изменении навигационной обстановки, и это действительно очень важная информация. Нередко корабль прошёл вверх по одному судовому ходу, а, возвращаясь, обратно идёт по другому. Напряжённость так и проскакивает в переговорах вахтенных, но всё же и для юмора находится место: «Мы вас пропускаем. Вы тут плавали, знаете. Планка страха занижена, так что мы уж за вами». Какое-то судно вызывает «путейский»: «16-ый «Путейский» ответь «Сомнительному». Я вопросительно поглядел на капитана: слишком странное название для теплохода? Впрочем, через пару минут тот же голос поправился: «16-ый ответь «Стремительному». Прошли посёлок Батамай. Рядом с селением расположена метеостанция с гидропостом. На протоке стояла бункеровочная база «Ленанефть» и две баржи.

Капитан Андрей Плотников сосредоточился на управлении судном: опять угодили в снежный заряд и обстановку приходилось контролировать лишь по радиолокатору, буи было видно только в непосредственной близости перед «сибирским».

13 октября. Наконец-то солнечная погода! Мороз минус 5, но на душе тепло. Практически весь день судно в зоне действия мобильной связи и Интернета. Если ранее нам попадались только рыболовецкие участки, то сейчас встречались сенокосные угодья на островах с большими и малыми копёшками сена; небольшие участки, где выращивают капусту; один раз миновали поляну, на которой паслись лошади. Вечером повстречали паромы с машинами. А буквально за четыре часа до окончания рейса теплоход вновь попал в полосу снегопада. Снег ушёл только на подходе к Жатаю. Весь рейд был заставлен сухогрузами и танкерами, буксирами и баржами. Большая часть из них уже завершила нынешнюю навигацию, а некоторым судам ещё предстоит выполнить рейсы в пункты зимнего отстоя.

Капитан Андрей Плотников разговаривал со старшим помощником Виктором Павловым. Старпом вышел из рубки, а капитан продолжал вести судно. Неожиданно он повернулся ко мне и сказал: «Вот такие длинные рейсы у нас бывают. Адреналина хватает: то погоды нет, то обстановки, то обоих вместе. Такова наша работа».

Да уж, рейс выдался что надо: Колыма–Хатанга–Лена, и по времени тоже прилично получается, ведь Зелёный Мыс покинули 22 сентября. Фактически только «Капитан Шандровский» за последний месяц прошёл треть Северного морского пути. А ведь есть ещё другие «сибирские» и «ленанефти». Вот о ком надо писать на страницах центральных СМИ! А то у нас пройдёт какой-то супертанкер в сопровождении двух атомных ледоколов, и потом с удивлением читаешь заголовки типа «Севморпуть возрождается!». А то, что все эти годы небольшие суда класса «река-море» в период навигации обеспечивают Арктику всем необходимым, так это считается обычным делом.

…Утро 14 октября встретило холодным ветром и снегом. Мимо прошёл, спеша по своим делам БТК-60. А в 8 часов к «Капитану Шандровскому» подошёл буксир ОТ-2046 и взял баржу, доставленную сухогрузом, под свою опеку. Я попрощался с экипажем сухогруза, сел на рейдовый катер и отправился в Жатай. Моё путешествие окончено, а экипажу теплохода работы ещё хватит: предстоит «разоружение» - есть такой термин на флоте, означающий снятие, разборку, консервацию механизмов и подготовку судна к зимнему отстою.

Хочется пожелать ленским речникам успешной работы и решения всех проблемных вопросов. А таковых немало. И, как мне кажется, главные среди них – старение флота и кадровое обеспечение. Впрочем, такие же вопросы стоят не только перед ЛОРПом, но и перед другими пароходствами.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.


Смотрите фоторепортаж


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
18.10.2011 06:02 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ