Первокурсники МРТК стали полноправными студентами. Видео
В Якутске малыша освободили из нежданного «плена»
СТНГ объявляет акцию «Прощёные дни»
Вклад «Онлайн» от АЭБ с повышенными процентными ставками
Лесные пожары в Якутии приросли ещё 181 га, в столице дым

22 декабря Президент РФ Д.А.Медведев огласил Послание в адрес Федерального Собрания Российской Федерации.

Послание Президента РФ – программный документ эффективной модернизации страны. Очень важно, чтобы проблемы жителей регионов находили отклик на федеральном уровне, обеспечивались равные условия для жителей в разных регионах России, улучшалось качество их жизни.

Обеспечение социальных гарантий гражданам, соблюдение трудовых прав, развитие кадрового потенциала в экономике, - все эти темы прозвучали в Послании Президента страны.

Право на труд защищено нашей Конституцией. Это значит, что каждый человек имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию, работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, иметь оплачиваемый отпуск и быть защищённым от безработицы.

Эта цель может быть достигнута, если само государство будет последовательно отстаивать эти принципы и требовать того же от граждан.

Правильная организация труда обеспечивает эффективную занятость: рациональное использование знаний, умений и навыков работника, его непрерывное профессиональное развитие, достойную заработную плату и мотивацию к труду, грамотную организацию и эргономику труда, а также многое другое.

Эффективный рынок труда не гарантирует человеку сохранение работы независимо ни от чего, но позволяет найти новую работу за короткое время. Таким образом, в экономике достигается минимальный уровень безработицы. Это тем более важно для России, так как модернизация экономики приведёт к росту производительности труда на существующих предприятиях и перераспределению рабочей силы. Эффективность рынка труда достигается, в основном, за счёт создания новых рабочих мест, обеспечения мобильности населения и трудовой миграции, эффективной деятельности служб занятости.

Для создания новых рабочих мест нужно активнее развивать малый и средний бизнес, улучшать деловой климат, привлекать в страну инвестиции.

Повышение мобильности населения приводит к снижению безработицы за счёт более эффективного перераспределения трудовых ресурсов в масштабах всей страны.

Миграционная политика должна строиться на принципах приоритетной занятости российских граждан и соответствия притока иммигрантов возможностям субъектов Российской Федерации по их приёму и обустройству. При этом, высококвалифицированным специалистам должно быть предоставлено право безвизового въезда на территорию России. Нельзя допускать вытеснения с рынка труда россиян за счёт использования дешёвой рабочей силы из-за рубежа. Не только невежественно, но и аморально утверждение некоторых «научных» школ о том, что конкурентным преимуществом России является дешёвая рабочая сила. Она не дешёвая, а недооценённая. Эта практика берёт начало ещё с советских времен. Каждый человек должен получать справедливое вознаграждение за свой труд. Пришло время устранять перекосы в системе оплаты труда, исправлять злоупотребления работодателей и недоработки власти.

Реальные доходы трудящихся должны расти в соответствии с ростом производительности труда. Профсоюзы намерены добиваться, во-первых, увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, и в дальнейшем его увеличения темпами выше инфляции. Второй важной задачей является обеспечение достойной заработной платы для работников бюджетной сферы.

Доходы высококвалифицированных специалистов должны превысить средний уровень по экономике региона, а зарплата низкооплачиваемых бюджетников - увеличиться не менее чем в два раза. Необходимо устранить перекосы в оплате труда между разными сегментами бюджетного сектора, что позволит привлечь в бюджетный сектор квалифицированные кадры и обеспечит более качественное предоставление государственных и социальных услуг населению.

Часть дополнительно выделяемых бюджетникам средств может перечисляться на специальные счета для целевого использования (приобретение жилья, автотранспортных средств, оплаты учёбы, лечения, социальных услуг). Следующая наша задача – обеспечение гарантий своевременной выплаты заработной платы в полном объёме. Исполнение обязательств перед работниками является безусловным приоритетом, за обеспечение которого работодатель должен нести всю полноту ответственности. И, наконец, мы должны добиться повышения уровня доходов граждан благодаря созданию условий для роста производительности труда. Уже сегодня трудящиеся могли бы зарабатывать больше при существующей 40-часовой рабочей неделе, если бы работали на современном высокопроизводительном оборудовании, повсеместно пользовались высокоскоростными системами передачи данных и электронного документооборота, получали безопасное для своего здоровья рабочее место, а предприятия и организации активно привлекали своих работников к участию в программах повышения квалификации.

Надеемся, что в ближайшее время Государственная Дума РФ нового созыва примет законопроект, запрещающий включать районный коэффициент и процентные надбавки в состав минимального размера оплаты труда.

Отсутствие с 2007 года в ТК РФ правовой нормы, определяющей понятие «МРОТ», привело к дискриминации при установлении МРОТ, выхолащиванию этого понятия, снижению реального содержания зарплаты и невыполнению госгарантий по повышенной оплате труда работников-северян.

Социальное партнёрство в сфере труда призвано поддерживать баланс интересов работников и работодателей. В этих взаимоотношениях силы сторон изначально неравны. Работодатели обладают финансовыми и административными рычагами воздействия, а главное – имеют возможность уклониться от присоединения к соглашениям в сфере социального партнёрства.

Это неравенство сторон компенсируется участием в переговорах государства, которое должно стать активным участником дискуссии, гарантом соблюдения законных прав сторон.

Для этого нужно расширять сферу деятельности трехсторонних комиссий (государство – работодатель – профсоюз), в том числе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Необходимо повышать ответственность за нарушение решений трехсторонних комиссий, коллективных договоров, соглашений.

Требуется усилить общественный контроль за работой государственных внебюджетных социальных фондов, который должен осуществляться, в том числе, с участием профсоюзов.

Действующее трудовое законодательство формально обеспечивает высокий уровень социальной защищённости работников. На практике зачастую ситуация кардинально противоположная.

Формой коллективной защиты прав и интересов наемных работников являются профсоюзы. Для повышения эффективности их деятельности необходимо, во-первых, усилить ответственность за неправомерное увольнение профсоюзных активистов, нарушение прав профсоюзов, а также работников - на объединение. Во-вторых, упростить процедуру и сократить сроки рассмотрения и разрешения коллективных споров, в том числе при объявлении и проведении забастовок. И, в–третьих, предоставить профсоюзам права непосредственного обращения в суд с исками о защите прав неопределённого круга лиц.

Работникам должны быть обеспечены социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, и при использовании новых форм занятости.

В современной экономике формальные способы защиты работников нужно дополнять более гибкими механизмами, позволяющими адаптироваться к меняющимся рабочим местам, содержанию работы, успешно проходить через изменения и оставаться занятыми.

При этом, использование форм занятости, не обеспечивающих работнику социальные гарантии, необходимо ограничить и регламентировать.

Для современной России характерно, что социальный статус определяется уровнем дохода, независимо от того, каким образом он был приобретён. При этом, теряется мотивация людей к труду, падает престиж рабочих профессий, растут иждивенческие настроения.

В такой ситуации даже наличие работы не всегда спасает человека от бедности.

Необходим комплексный подход к решению проблемы, обеспечивающий и реформирование трудовых отношений, и улучшение качества социальной политики, и изменение принципов налогообложения доходов физических лиц.

В нашей стране работающий человек не должен быть бедным.

Нужно не только увеличивать минимальный размер оплаты труда, но и предоставлять людям с невысокими доходами социальную помощь в доступе к услугам образования и здравоохранения, обеспечении жильём, оплате коммунальных услуг и т.д.

Александр КИМ-КИМЭН.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
29.12.2011 21:37 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ