Жители Якутска могут пройти медосмотр и диспансеризацию
Пять лет за фейк о коронавирусе. Видео
Рудник Таборный ввёл в эксплуатацию новое оборудование
«Полюс Алдан» добыл семь тонн золота с начала года
Сегодня праздник защитников прав и свобод граждан

ИА SakhaNews «Грозит ли нам мировой финансовый кризис? Сможет ли республики выйти на сбалансированный бюджет? Кто станет мэром Якутска?» C этих вопросов ИА SakhaNews начинается первый в этом году информационный марафон портала, на который выходит депутат Государственного собрания Якутии Эрнст Березкин. Марафон, или интернет-конференция продлится до 14 января – столько времени можно дискутировать с Эрнстом Борисовичем, поддерживать или оспаривать его позицию по актуальным вопросам, задавать вопросы.

- Эрнст Борисович, вы известны, как оппозиционер и критик власти, как один из самых активных депутатов республиканского парламента. Вы часто задаете неудобные вопросы членам правительства. А ваши выводы подчас очень трудно оспорить. Как же, на Ваш взгляд, завершился 2011 год, и с чем республика вошла в 2012-й?

- Прежде всего, 2011 год порадовал меня тем, что в декабре на выборах депутатов Госдумы РФ население страны и республики продемонстрировало свою гражданскую позицию, что, если честно, было для меня неожиданно. Люди нашли силы цивилизованным образом высказать недовольство сложившимся положением дел в политике и экономике. У всех граждански активных людей, в том числе у меня, есть опасения относительно будущего страны.

На первый взгляд, благоприятная экономическая конъюнктура дает возможность правительству поддержать на определенном уровне социальное обеспечение населения, но в то же время мы видим, что реального развития производства, эффективной поддержки предпринимательских инициатив в стране нет. Более того, из года в год усиливается административное давление на все стороны жизни. Власть (в первую очередь, исполнительная и правоохранительная) полностью оторвалась от жизни, не учитывает интересы и волеизъявление народа. Об этом я неоднократно говорил на заседаниях в Госсобрании. Могу повторить: Ил Тумэн стал придатком исполнительной власти республики. За последние шесть-семь лет мы утратили многие позиции в экономической и политической сферах.

В 2012 году я ожидаю роста гражданской активности населения, пересмотра позиции руководителей республики в поисках опоры и конструктивного диалога со всеми политическими силами республики. Важные моменты – выборы мэра Якутска и через год – нового состава республиканского парламента. Хотелось бы видеть новый парламент сформированным на профессиональной основе, не должно быть депутатов – «свадебных генералов». Люди готовы выбирать не партийные списки, не представителей крупных работодателей, а личности, известные своей гражданской позицией и безупречной репутацией. Только такие депутаты смогут реально отстаивать интересы республики в сложных взаимоотношениях и с федеральным центром, и с крупными компаниями-недропользователями, влияющими на экологическую и экономическую ситуацию в Якутии.

- В конце прошлого года прошла информация, что Вы можете выставить свою кандидатуру на должность главы Якутска. Что Вы скажете по этому поводу?

- Ко мне обращалось много людей с просьбой, чтобы я это сделал. Но у меня нет и не было этого в планах. Знаю, что есть люди, которые прошли определенный путь, готовились к этой должности и могут принести реальную пользу городу.

Прежде всего, я назвал бы Анатолия Кырджагасова. С ним я хорошо знаком по работе в Губинском округе. Это человек, который последовательно двигается к достижению цели – стать мэром. Анатолий Андреевич прошел хорошую школу управления. Прекрасно разбирается в жилищно-коммунальном хозяйстве. Став депутатом Городской думы, он вник в вопросы бюджетной, социальной сфер жизни Якутска.

Также, на мой взгляд, заслуживает внимания кандидатура Владимира Федорова. Его я хорошо знаю по совместной депутатской работе. Как народный депутат от городского округа имеет активную позицию, собственные интересные взгляды на развитие города.

- А как Вы, Эрнст Борисович, как бывший министр финансов, оцениваете ситуацию с бюджетом республики?

- Сначала скажу о минусах. Государственный долг республики на сегодня перевалил за 20 млрд рублей. Это процентные платежи в связи с ростом заимствований. При этом, я не вижу внятной политики республики, направленной на то, чтобы попытаться выйти на сбалансированный бюджет в ближайшее время.

Второе. Бюджетные реформы в Якутии после моего ухода с поста министра финансов практически остановились. Идет рост расходов бюджета, не связанных с эффективностью оказания бюджетных услуг населению. То есть растут число чиновников, расходы на содержание бюрократического аппарата. Очень слабые государственные целевые программы. Невозможно без смеха читать некоторые из них, когда нет ни целей, ни задач, ни способов их достижения, не предусмотрен контроль за расходованием бюджетных средств. Критику в адрес государственных программ я неоднократно высказывал на заседаниях Ил Тумэна.

Третье. Растет зависимость республики от дотаций федерального центра. В свою очередь, правительство республики увеличивает зависимость муниципальных образований от республиканского бюджета, таким образом рушится инициатива на местах.

Качество экономического прогнозирования и планирования находится на крайне низком уровне: прогнозы правительства по доходам не совпадают на десятки процентов!

Плюс в одном: в бюджете республики есть огромные резервы, которые при грамотном, умелом использовании можно направить на развитие реального сектора экономики – на сокращение затрат в жилищно-коммунальной сфере и отдельных социальных отраслей. Здесь не хватает хорошей командной работы, профессионализма руководителей отраслей и доверия первого лица республики своим министрам.

- Сегодня ежедневно в СМИ, телевизионных новостях говорят о мировом финансовом кризисе, который уже захлестнул Америку и европейские страны. А чего ждать нам, по Вашему мнению?

- Еще в 2007 году я предупреждал наших руководителей, объяснял экспертам, работающим на федеральном уровне, что мы стоим на пороге глобального экономического кризиса. Кризис – это не процесс, который проходит в течение полугода или года, он может измеряться годами. И основой сегодняшней экономической ситуации являются даже не финансовые спекуляции на фондовых рынках или рост обязательств западных государств, прежде всего, США, а закономерный процесс – падение конкурентоспособности экономики западных стран по сравнению с развивающимися странами. Этот кризис можно было предугадать с момента активного развития процессов так называемой глобализации – перемещения научно-технических и инвестиционных ресурсов в страны с дешевой рабочей силой.

Простой пример: сегодня в Китае (я там был в 2005 году) на заводах по выпуску автомашин уже нет немецких или американских инженеров. Там уже выросли собственные инженерные кадры, под руководством которых делают такие же Ауди, БМВ или Форды. Рабочему на заводе под Пекином платят $200 в месяц. Рабочий с такой же квалификацией и производительностью в Детройте получает $2500. Плюс у американских рабочих куча социальных гарантий, отчисления в пенсионные фонды, медицинское страхование и т.п. А у рабочего в Индии, Малайзии, Китае и т.д. этого нет.

Такой же кризис мог разразиться в конце 80-х, но он не произошел из-за развала СССР, стран Варшавского договора – у западных государств появились новые рынки сбыта своей продукции. Сегодня по закону сообщающихся сосудов пришло время выравнивать уровни социального обеспечения и оплаты труда в разных государствах. Хватит ли сил у Америки и Западной Европы пройти тяжелый процесс непопулярных мер по отмене социальных гарантий, сохранив высокий уровень инвестиций в поиск и развитие новых высокотехнологичных отраслей? От этого зависит выход мировой экономики из кризиса. Подробнее я могу ответить на конкретные вопросы участников моей интернет-конференции. Сегодня многие «экономисты» и «финансисты», рассуждая о кризисе, часто не понимают, о чем речь.

- Пользуясь случаем, хотим спросить у Вас, а что даст России вступление в ВТО? На этот счет есть множество мнений.

- По этому поводу никто, никогда – ни президент, ни премьер страны – не говорили, что России будет хорошо. Здесь всегда присутствовала трезвая оценка. Вступление в признанную авторитетную организацию, регулирующую до 90% мирового товарооборота, является признанием России как полноправного партнера, работающего по общепринятым стандартам и правилам. Это для России больше вопрос имиджа.

Многие страны, которые изначально состояли в ВТО, давно работают в рамках серьезной поддержки сельского хозяйства, чего нет в России. Такой уровень поддержки сельхозпроизводителей, как в Испании, Франции, наше село не видело никогда, даже в советское время. Это главная ошибка наших руководителей, начиная с Горбачева, что мы не можем добиться не только экспорта продукции, но и не в состоянии обеспечить собственную продовольственную безопасность. И вступление в ВТО тут ни при чем.

- Эрнст Борисович, где сегодня вы работаете?

- Я работаю заместителем начальника ФКУ Управления дороги «Вилюй». Руководитель учреждения - Николай Иванович Андреев.

Наше управление является государственным заказчиком по содержанию, ремонту и строительству федеральной дороги «Вилюй» - от Якутска до поселка Верхнемарково Иркутской области протяженностью более 2 тысяч километров. Дорога была передана в федеральную собственность в 2007 году. С того времени увеличилось финансирование на содержание дороги, большие планы по строительству мостовых сооружений и реконструкции участков дороги. В прошлом году начата реконструкция двух участков дороги рядом с Якутском – 16-26 км и 44-55 км Вилюйского тракта, где будет современное асфальто-бетонное покрытие. В этом году будет начато строительство четырех мостов через реки Ботомой, Вилюйчан, Танара и Чабыда. До 2016 года управление освоит более 45 млрд рублей капвложений. Работа очень интересная. Главное – виден результат деятельности предприятия: повышение качества дороги «Вилюй».

Хотелось бы, пользуясь моментом, обратиться к пользователям дороги с напоминанием. Дороги-то мы стараемся сделать лучше, но одновременно с этим растут и скорости движения автотранспорта, соответственно и последствия невнимательности, превышения скорости и несоблюдения правил движения стали более тяжкими. За прошлый год на дороге «Вилюй» в дорожно-транспортных происшествиях погибли 23 человека, против 12 в 2010 году.

- Что бы вы пожелали нашим читателям в новом году?

- Прежде всего, быть неравнодушными: равнодушие – это смерть человечества. Спорьте, боритесь, болейте, не стойте в стороне! Мы не толпа: мои ошибки - это не “наши” ошибки, мой голос – это моя ответственность. Десятилетие, в которое мы вступили, поразит нас своими “зигзагами”. Каждому из нас надо расти – читать, думать, ставить цели и стремиться к ним. А здоровья нам пожелают родные и близкие.

Справка:

Эрнст Борисович Березкин родился 2 декабря 1970 года в селе 2-й Хомустах Намского улуса Республики Саха (Якутия).

В 1993 году после окончания Санкт-Петербургского университета экономики и финансов был назначен начальником отдела реализации программы разгосударствления и приватизации Фонда управления Государственным имуществом при Правительстве Республики Саха (Якутия).

С августа 1996 г. - заместитель генерального директора по экономике ОАО «Якутгазпром».

С 1998 года - заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия).

С марта 2000 г. - заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

В феврале 2002 года назначен министром финансов Республики Саха (Якутия).

С января 2005 г. по июнь 2007 г. - первый вице-президент по финансам и экономике АК "АЛРОСА".

В настоящее время - заместитель начальника ФКУ Управления дороги «Вилюй».

Депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) III - IV созывов.

Фото с сайта il-tumen.ykt.ru.

Примечание: Свой E-mail, задавая вопрос, указывать не обязательно.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
11.01.2012 05:02 (UTC+9)

Ответы на вопросы читателей:

1. кука: Эрнст Борисович, когда Вы ушли с Правительства в АЛРОСУ, говорят, Вы отвечали за увод активов Республики в АЛРОСА в интересах Ничипорука, в том числе, говорят, Вы пытались совместно с БИН и Траст банк увести Якутуголь в АЛРОСА и затем раздербанить ее, что означало бы отсутствие сегодня РИКа, отсутствие софинансирования строительства железной дороги и многих социальных объектов, а также начало всей песни в Саханефтегазе ведь тоже приписывается Вашей "легкой руке"?. Итак вопрос, когда Вы критикуете власть и говорите о "тонких" местах, которые Вам известные еще будучи министром финансов (сами же и в принципе эти тонкие места создали), Вам не стыдно? Не стыдно быть двуликим? Говорить на людях с огнем одно, а по факту делать вообще антинародные дела (попытка увода и хищения)?

Ну, во-первых, президент Штыров ставил задачу перед руководством АК "АЛРОСА" еще в 2004 году принять участие в приобретении пакета акций. В этот момент я работал еще министром финансов. АЛРОСУ, чисто по ценовому предложению, переиграл "Мечел". Во-вторых, я ратовал за возврат в собственность республики, через АК "АЛРОСА" (а АЛРОСА была и пока еще остается предприятием с государственной долей, в том числе республики) нефтегазового комплекса. Эти планы, к сожалению, встретили непонимание со стороны руководства республики. Да и в самой компании некоторые менеджеры были против этого. Но я не сомневаюсь в правильности своих действий. АЛРОСА упустила шанс получить очень ценный актив, прежде всего, Якутгазпром, который сегодня оценивается в разы дороже, чем это было в 2005-2006 гг.

А по РИКу мое мнение было и остается прежним - это незаконный увод денежных средств от продажи государственного имущества из-под бюджетного контроля. Что с ними сейчас происходит, депутаты и общественность республики не знают. Мне известны отдельные факты, когда на эти деньги не социальные объекты республики строились, а ими закрывались финансовые "дыры" частных московских банков.


2. Семенов: Чем вы объясните, что в руководстве федеральных органов власти нет выходцев из Якутии?

Только слабой работой первых руководителей республики в этом направлении. Татары, башкиры, кавказские республики активно продвигают свои кадры в федеральные органы власти. Не секрет, что для этого нужны и денежные ресурсы - решение квартирного вопроса в Москве.


3. Анатолий Игнатьевич Чомчоев: В России нефтедобывающие компании с 1 млн. тонн добываемой нефти получают 16 млрд. рублей чистой прибыли (по методике расчетов внутренних расходов "Роснефти"). Для примера: компания «Сургутнефтегаз» в 2011 году в Якутии добыла 5,4 млн.т., т.е. получила 86,4 млрд. чистой прибыли. У АЛРОСА по плану на 2012 год чистая прибыль составит 34,12 млрд. руб. и т.д. А правительство Якутии получение 512 млн.рублей с АЛРОСА за содержание социальной сферы Мирнинского района считает успехом, при этом экологические загрязнения АЛРОСой продолжается. Ваше мнение по справедливому использованию недровых богатств Якутии в интересах всех россиян, в том числе местных жителей и жителей районов добычи.

На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Я знаю, т.к. занимался в 2005-2007 гг. долгосрочными планами АК "АЛРОСА" по развитию производства и ресурсной базы. Это и строительство подземных рудников, вложения в геологоразведку. На эти цели и планировалось направить основную чистую прибыль компании в ближайшие годы. Основные акционеры - правительство России и правительство Республики с этим соглашались. Т.е. не изымали чистую прибыль компании в виде дивидендов.

Сейчас у меня нет данных, чтобы сделать объективную оценку использования прибыли компании и оценить кредитную политику компании. С другой стороны, очевидно, что собственники компании должны на долговременной основе договориться о процентных отчислениях АЛРОСА с прибыли на социально-экономическое развитие региона. И это абсолютно объективная постановка вопроса, АЛРОСА - это не ларек и не маленький заводик. Это градообразующее предприятие, деятельность которого несет влияние и на экологическую ситуацию, на изменение традиционного уклада жизни местного населения.


4. Просто читатель: Как вы относитесь к возвращению выборов глав субъектов? Не думаете сами пойти на выборы кандидатом на должность главы республики?

Приветствую. Скорее всего - да.

5. forest: 1. Насчет ВТО не соглашусь. Ни разу не видел ни одного подробного, а главное доступного для широких масс правительственного доклада о влиянии вступления РФ в эту организацию в разрезе отраслей экономики. Отсутствует эта информация и на региональном уровне. А поскольку нет анализа, нет и упреждающих мер. Что надо сделать для сельского хозяйства после того, как сюда хлынет продукция из Китая и Евросоюза? Не потребует это отказ от сегодняшней политики дотирования молока и перехода на выпуск эксклюзивных экологических продуктов? 2. Что касается "социальной нагрузки" здесь полностью согласен. Россия была очень конкурентоспособной до 60-х годов прошлого века. Умение обходиться малым, желание трудиться, большая доля людей со средним образованием - вот были причины конкурентоспособности СССР. А нынешний кризис - это кризис экономики знаний, кризис экономики "офисного планктона". Для того, чтобы его преодолеть надо сокращать социальные льготы в бюджетной сфере, облегчить для работодателя трудовое законодательство, а в нашей республике - отменить северные льготы. Только тогда в условиях рыночной экономики здесь можно будет построить конкурентоспособные с центральными регионами страны. Либо делать ставку на новые технологии, для чего у республики, к сожалению, нет ни кадров и ресурсов. Ваше мнение?

Во-первых, оценки (и в целом и в разрезе отдельных отраслей) были и есть. Зайдите на сайт РБК. Очень подробные в рублях и долларах оценки потерь и приобретений наших экспортеров. За их качество я не ручаюсь, но главные тенденции понятны - выиграют металлурги, возникнет жесткая конкуренция в страховом и банковском секторе, похороним собственную автомобильную индустрию и т.д. А вот по продукции сельского хозяйства у меня оценки не столь пессимистичные, "наплыва" импортной продукции не будет, мы и так уже живем в условиях большой продовольственной зависимости.

В мире сейчас, в целом, проблема нехватки продовольствия. Стоимость продуктов растет повсеместно, и сложившиеся потоки поставок продукции между странами не подвержены большим скачкам. А вот, что наше государство должно сделать с господдержкой сельхозтоваропроизводителей? Я не говорю о Якутии, в центральной России надо проводить такую политику (начиная от газификации, сельских дорог и т.д.), чтобы вернуть людей в село. Т.е. не просто дотировать килограмм зерна или мяса.

В продолжение, и отвечая на второй вопрос, есть, по большому счету, два пути движения страны: а)действительно сделать ставку на высокотехнологичные отрасли и науку. Но не забывайте, другие страны не стоят на месте. Они уже давно "стартанули", а нашей стране надо не только поддерживать "высокую скорость", но и догнать ушедших вперед конкурентов. Это огромные деньги, да и их наличие не гарантия успеха. Западные ученые, уникальные инженерные кадры в нашу не обустроенную страну и за большие деньги не поедут. А своих выращивать и удерживать мы не научились;

б)более реалистичный путь, но долгий. Что у нас есть - территория, углеводороды - это деньги. Земля - в нее надо вкладывать деньги. Стать по настоящему мировой "житницей". Следствием эффективного использования земли станет развитие инфраструктуры, развитие инфраструктуры приведет к увеличению комфортности проживания, далее рост населения (в т.ч. за счет миграции), рост обслуживающих производств. Это долго, с точки зрения наших лидеров, - не амбициозно. Имперские стремления элиты России слишком еще высоки.


Страницы: [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ