В Якутии добыт крупнейший в истории России цветной алмаз
В Норильске вновь произошла экологическая авария
Активистам грозят реальные сроки за акцию с "куклой Путина"
Приморская школьница «продала душу» лже-экстрасенсу
Сделка по продаже АЛРОСА алмазного сырья Гохрану "на мази"?

Об Иване Негенбле я узнал благодаря его книгам, которые он присылал в Нижнеколымский музей истории и культуры народов Севера.

С 1961 года Иван Ефимович работал в АТБ Якутского, а затем Маганского авиапредприятий, преподавателем учебно-тренировочного отряда. Вёл активный образ жизни. Затем была болезнь, инвалидность, но он не стал сетовать на судьбу, а нашёл себе занятие, которое стало основным делом жизни.

Первая наша встреча состоялась в октябре, вторая – во второй половине декабря 2011 года. Прежде всего, меня интересовал вопрос, как начинался творческий период его биографии. И вот что он рассказал:

«Я с детских лет много читал, интересовался, как строятся фраза, предложение, рассказ. Но самому заниматься этим было некогда. Работа инженера АТБ хоть и дежурная, но требует полной отдачи. Не до того было. Потом были 10 лет преподавательской работы, когда ежедневно надо составлять конспекты, планы уроков. В 1985 году, когда из-за болезни пришлось оставить работу, встал вопрос: чем заняться? Сидеть, смотреть телевизор, читать книги? Я решил изучать историю авиации. Сначала это было чисто для себя. А когда стал этим заниматься, нашёл много интересного, порой уникального и решил поделиться с людьми.

Начал писать заметки, небольшие статьи в газеты. Потом написал очерк об известном вертолётчике, новаторе Евгении Алькове, и предложил его журналу «Полярная звезда». Это был 1987 год. Там прочитали, похвалили: «Хороший очерк, но мы года два о нём уже писали, часто мы не можем об одном и том же человеке давать публикации. Ты отправь очерк в Якутское книжное издательство, там готовится книга к юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, обратись к ним, они обязательно опубликуют».

Как оказалось, книга уже была сдана в печать. Но заведующий редакцией, прочитав очерк, предложил мне написать ещё несколько подобных, пообещав издать отдельной книгой. Я засел за работу. Так в 1990 году вышла моя первая книга «Формула подъёмной силы (очерки об истории авиации)».

В это время началось сближение нашей страны с США. Ветераны перегона самолётов по маршруту Аляска–Сибирь ездили на Аляску, начали устанавливать контакты, общаться с американскими лётчиками. В результате появилась книга «Трасса мужества», в работе над которой я также принимал участие.

Позже ещё одна делегация полетела из Якутска на Аляску. На одном из мероприятий к мэру Якутска подошёл Э.Лонг: «У вас есть человек, занимающийся историей перегоночной трассы. Мы могли бы с ним поработать». Совместно с Лонгом мы сделали книгу «Кобры» над тундрой».

Таким было начало. Сейчас в активе Ивана Негенбли более 30 книг, сборников, фотоальбомов, часть авторские, а в части из них он выступает в качестве соавтора или составителя.

В 1997 году вышла книга Ивана Негенбли «Над безграничной Арктикой. Книга первая». Она включает в себя рассказы об авиационном освоении Арктики, начиная от полётов 1897 года и завершая работой советских лётчиков в высоких широтах в годы Великой Отечественной войны. И вышла как раз к 100-летию первого полёта в Арктике. Эта книга вышла благодаря первому президенту Якутии Михаилу Николаеву. Её вручали участникам конференций в Якутске, гостям Северного форума, так она разошлась по России и зарубежным странам. В 2007 году была переиздана.

«У меня собрано много сведений, документов, фотографий. Разыскивая информацию о людях и событиях, приходится перелопачивать много краеведческой литературы. Конечно, главное – воспоминания самих лётчиков. Но самый обильный источник информации – это архивы. Что-то нахожу в Интернете, ну и, конечно, помогают мне библиотеки и особенно «Книга 03», – рассказывает историк авиации.

А сейчас Иван Негенбля завершает работу над второй книгой «Над безграничной Арктикой», которая вобрала в себя историю авиации Арктики послевоенного времени до 90-х годов XX века. Книга начинается полётом на Северный полюс экипажа лётчика Теплова на самолёте Си-47. Экипаж успешно справился с заданием, кстати, на обратном пути совершив посадку в Чокурдахе. За этот уникальный полёт должен был быть представлен к награждению орденами. Но когда Папанин доложил об этом Сталину и тот узнал, что полёт проходил на американском самолёте, о славных авиаторах просто «забыли».

«Новая книга будет носить якутский акцент – она о славных делах авиаторов Черского, Тикси, Чокурдаха, Якутска и Нюрбы и других авиапредприятий», – особо подчёркивает Иван Негенбля. Автор был лично знаком с такими знаменитыми авиаторами, как Валерий Кузьмин, Иван Лабусов, Лев Вепрев, Любовь Васягина, Николай Бекурин и другими. Поэтому книга обещает стать бестселлером.

Алексей КУРИЛО.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
23.01.2012 13:02 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ