В Якутске стартует Северный форум по устойчивому развитию
Якутия среди регионов-лидеров по покупательной способности жителей
Глава ОКР допустил отстранение команды России от ОИ-2020
Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату
В поселке Светлый сгорело двухэтажное здание

ИА SakhaNews. Федеральная трасса «Лена», которая несколько лет назад печально прославилась как «самая плохая дорога в мире», сегодня резко меняет облик. Как известно, сейчас на автодороге «Лена» (от Большого Невера до Якутска) проводится масштабная реконструкция на 17-ти участках. На эти цели предусмотрено 9,4 млрд. рублей. Поставлена задача к 2020 году завершить реконструкцию дороги с доведением до параметров третьей технической категории, т.е. расширение полосы и асфальтирование.

В начале июля по всей трассе проехал корреспондент ИА SakhaNews, который убедился, что работа здесь действительно кипит. Точное количество ремонтируемых участков визуально сосчитать трудно, но цифра 17 нисколько не выглядит преувеличенной.

Трасса «Лена», согласно проекту, переводится из четвертой категории в третью. Это означает, что к дороге предъявляются более жесткие требования: меньшие углы поворотов, выравнивание по горизонтальным уровням и так далее. Изменившиеся радиусы кривых позволят обеспечить движение по трассе с более высокой скоростью, чем раньше. Для выравнивания полотна дороги производятся выемки и насыпи, а для расширения трассы строятся так называемые полки.

Сегодня, по словам специалистов, в некоторых местах дорога строится фактически заново. Сначала готовится почва под основание для земполотна – выравниваются горизонты. Там, где поверхность земли ниже проектируемой поверхности трассы, с помощью тяжелой землеройной техники делаются насыпи, где выше – производятся выемки. На дороге постоянно работают геодезисты, проверяющие ровность дороги и соответствие её проекту.

Между укладкой земполотна и непосредственно раскаткой асфальта может пройти около года. Это технологический перерыв, необходимый для так называемой «консолидации» земляного полотна. Год ожидания необходим для выявления всех вероятных технологических дефектов, в том числе связанных с сезонными подвижками почв, их «выпрямления» и устранения перед устройством «дорожной» одежды.

Современная автомобильная дорога состоит из четырех слоев, которые укладываются друг за другом. Два нижних слоя называются общим словом «основание». Два верхних слоя – это «покрытие».

Когда основание готово, начинается формирование земполотна. Первый слой – щебеночно-песчаная смесь, состоящая из щебня величиной до 8 сантиметров. Толщина нижнего слоя доходит до 20 сантиметров. Чуть выше, слоем около 11 сантиметров, насыпается так называемый «черный щебень» - щебенка, смешанная с битумом. Третий снизу слой – крупнозернистый пористый асфальтобетон толщиной 8 сантиметров. И только последний, самый верхний слой, который видят водители и пассажиры - это мелкозернистый плотный асфальтобетон толщиной примерно 5 сантиметров.

Помимо укладки слоев, дорожные строители выполняют работы по укладке сточных труб, привязки дороги к мостам, укреплений дороги. Металлические гофрированные трубы с рассчитанным на стадии проектирования диаметром укладываются под землю в местах движения паводковых вод.

В 2012 году были сданы в эксплуатацию 442-444 километры в Нерюнгринском районе и 576-579 километры в Алданском районе. Проезжающие видят, что теперь здесь практически идеальный асфальт. Еще три участка будут полностью закончены в 2014 году.

Показательно, что вокруг стройки в Нерюнгринском районе выросла большая инфраструктура, которая подтверждает серьезность намерений дорожных строителей. На северной окраине Чульмана расположился железнодорожный тупик, находится парк хранения битума и мазута для асфальто-бетонного завода. Сам завод находится в Большом Хатыми, на 475-м километре.

Между ними, ближе к Чульману, находится карьер – площадка для заготовки строительных материалов. Добываемый здесь щебень и песок идут на изготовление качественного асфальта. Поближе к Хатыми, прямо с дороги хорошо просматривается базовый поселок строителей - жилой городок на 250 человек.

Сегодня на трассе «Лена» есть хорошие, современные асфальтированные участки не только от Нерюнгри до Чульмана и от Алдана до Томмота, но и в окрестностях Хатыми, за Томмотом по направлению к Улу и другие.

Работа идет. И это дает основания надеяться, что через несколько лет федеральная трасса «Лена» может стать вполне комфортной и проходимой не только для джипов, но и для тяжелых грузовиков – основного вида транспорта на этой трассе.

Олег СОЛОДУХИН.

Фото автора.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
08.07.2013 03:20 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ