План северного завоза будет выполнен на все сто процентов
В Якутии по факту исчезновения вертолета Eurocopter проводится доследственная проверка
Зеленский анонсировал новый этап обмена заключенными с Россией
В Нерюнгринском районе объявлен конкурс на памятник каюрам-первопроходцам
Льготная ипотечная программа в ДФО потребует выделения 5-10 млрд рублей

Сложнейшая ситуация, сложившаяся с северным завозом грузов на Индигирку в навигацию 2013 года, обратила на себя внимание не только жителей отдаленных районов Якутии, но и получила широкое освещение, как в республиканских, так и федеральных СМИ.

Как это часто бывает, СМИ доводят до сведения читателей либо зрителей лишь ограниченный информационный поток, а также умалчивают о таких нюансах, которые не только имеют важнейшее значение, но и свидетельствуют об ошибках тех, кому они (СМИ – ред.) симпатизируют. Ситуация с завозом на Индигирку в этом году не стала исключением.

Несмотря на значимость и важность северного завоза, лица, обеспечивающие выполнение поставленной задачи, продолжали до последнего надеяться исключительно на удачу и с упорством, достойным лучшего применения, игнорировали рекомендации по его выполнению, и, как видно, не извлекли уроков из опыта прошлых навигаций.

В своих же неудачах они продолжают винить исключительно других, не имея смелости признать собственные ошибки.

Профессиональные ошибки менеджмента крупнейшего грузоперевозчика Республики Саха (Якутия) вынуждают руководителя и иных должностных лиц ОАО «ЛОРП» в своих выступлениях допускать популистские высказывания, а к фразам о самоотверженном труде речников примешивать нерадивую работу путейцев. В массовом сознании людей закрепилось то, что дноуглубительные работы на баре Индигирки не проводились не только в этом, но и предыдущих годах.

Долгие годы работы в сфере путевых работ и знание «кухни» изнутри вынуждают встать на защиту сотен тех, кто приложил все силы для обеспечения судоходства и обратиться к неопровержимым фактам.

Анализ гидрологического состояния р.Индигирка в прошлые годы вынудил руководство Администрации Ленского бассейна по окончании навигации 2012 года поставить на зимний отстой земснаряд «Индигирка» в селе Белая Гора, для того, чтобы с начала арктической навигации приступить к работе на прорези бара. В сложнейших условиях в зимний период 2012-2013 года был проведен ремонт землесоса, и 27 июня текущего года земснарядом, носящим одноименное с рекой название, начались работы на баре.

Причем работы по дноуглублению начались на пять дней ранее намеченного срока и продолжались 66 суток, вместо 36 запланированных. Падение уровня воды на баре под действием сгонных ветров позволило выполнить план на 86,7% и для дальнейшей работы с бара р.Яна был направлен земснаряд «Ленский -1021». Тот самый земснаряд, который технически неграмотные журналисты обозвали «черпаком». Напомню, з/с «Ленский -1021» – это единственный землесос с механическим разрыхрытелем-фрезой, способный работать на тяжелых грунтах, таких, какие на баре реки Индигирка. Специально для работы на барах Яны и Индигирки этот дноуглубительный снаряд был в 2011 году восстановлен, можно сказать, из груды металлолома.

С 5 по 10 сентября з/с Ленский-1021 вместе с морским буксиром «Капитан Бородкин», принадлежащим ОАО «ЛОРП», стояли в ожидании благоприятного ветро-волнового режима на трассе перехода, и только 13 сентября буксировщик доставил земснаряд на бар р.Индигирка. С 13 сентября по 20 сентября ветры восточного направления с силой от 12-17 м/сек и высотой волны до трех метров не позволили производить дноуглубительные работы. И только после 21 сентября, с уменьшением высоты волны, земснаряд приступил к работе.

Все необходимые документы о подготовке к выполнению и непосредственном выполнении дноуглубительных работ на баре р.Индигирка были предоставлены как в прокуратуру РС(Я) так и Якутскую транспортную прокуратуру.

Нельзя умолчать о том, что, обладая накопленным опытом и многолетней информацией о гидрологическом состоянии бара реки Индигирка, администрация Ленского бассейна неоднократно – и в ходе заседания Общественного совета Ленского бассейна, который проходил в марте 2013 года с участием представителей Министерства транспорта РС(Я), крупнейших судовладельцев Якутии, руководителей государственных органов, и на совещаниях в Правительстве РС(Я) – рекомендовало организаторам и ответственным за северный завоз структурам более тщательно подойти к планированию этого ответственного мероприятия.

Рекомендовало, учитывая крайнюю важность доставки ресурсов в северные регионы Якутии, учесть многовариантность поставленной задачи. И самое главное, указывало на необходимость организации отгрузки и доставки грузов направлением на р.Индигирку в начальный период навигации, т.е. в августе 2013 года.

Однако неспособность или нежелание слышать привело в настоящее время к тому, что из запланированных 49 тысяч тонн груза на Индигирку завезено всего 30,6 тысячи.

А ведь этого можно было избежать. Достаточно ознакомиться с динамикой подачи флота для распаузки на баре р.Индигирка. В августе в период с 5-го по 28 число на баре р.Индигирка находилось более 32 тысяч тонн груза, но, несмотря на наличие гарантированных и достаточных для выгрузки глубин, было выгружено только около пяти тысяч тонн. Остальной тоннаж был переадресован. И вовсе не по причине отсутствия габаритов судового хода, как утверждает пресс-служба ОАО «ЛОРП» в статье от 27.09.2013г. на информационном портале Sakhalife. Как раз габариты пути на Индигирке благодаря проведенным дноуглубительным работам позволяли проходить груженым судам вплоть до 27 августа.

Дело в том, что при отсутствии нормального планирования, суда пришли с моря на бар Индигирки, не учитывая то, что необходимый флот, который должен был принять на себя этот груз, в это время находился за тысячу километров – на Моме. В итоге груз не завезен, поселки под угрозой замерзания, в магазинах пустые прилавки, а предприниматели под угрозой банкротства.

Возникают вопросы: почему нельзя было завезти грузы на Мому до августа, зачем весь флот с моря шел на бар Индигирки? Они что, не знали, что их некому выгружать? Как всегда, понадеялись на авось. А сейчас истерика…

Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с завозом в Абыйском и Аллаиховском районах Республики Саха (Якутия) свидетельствуют обращения ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)», датированные августом 2013 года, в адрес руководства ОАО «ЛОРП. В своих письмах ГУП «ЖКХ РС(Я)» неоднократно указывало на ненадлежащую подачу флота под загрузку нефтепродуктами и каменным углем, обращало внимание на отсутствие графиков подачи флота и предлагало вместо одного судна, задействованного на перевалке сырой нефти в с.Белая Гора, привлечь дополнительно судно СПН-715. Обращалось ли ГУП «ЖКХ РС(Я)» в Правительство и Минтранс РС(Я) с целью повлиять на данную ситуацию, нам неизвестно.

Отсутствие элементарных расчетов и стратегии в планомерном выполнении программы по Северному завозу грузов на Индигирку, привело к параличу и возникновению чрезвычайной ситуации.

Повторится ли подобная ситуация в следующем году? Посмотрим…

Владимир БРОНИЦКИЙ,

главный инженер ФБУ «Администрация Ленского бассейна».


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
14.10.2013 06:35 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ