Снег и ветер ждут сегодня Якутию
Шесть человек погибли при прорыве дамбы золотодобывающего предприятия
Полиция Якутска приглашает на службу
Избитый в Якутии мальчик попал в нейрохирургию в состоянии средней тяжести
Суд признал законным возбуждение дела против Габышева

ИА SakhaNews. Впервые в Якутии оказался сорванным северный завоз, в результате чего оказались в экстремальных условиях три северных района - Абыйский, Аллаиховский и Момский.

31 октября председатель постоянного комитета Ил Тумэна по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Елена Голомарёва провела рабочую встречу депутатов республики с главами Абыйского, Аллаиховского и Момского улусов, пострадавших от срыва завоза грузов на реке Индигирка.

Глава Аллаиховского района Аркадий Горохов рассказал, что обеспечение топливом составляет 49% от потребностей, промышленными товарами – 70%. А вот с энергетикой все в полном порядке – энергетики обеспечили опережающий завоз.

Район остался без овощей. Они были доставлены на судне, пришедшем одним из последних. Но оно простояло на рейде, так и не дождавшись разгрузки.

«Когда в улусе объявили режим ЧС, мы запросили помощь у ЛОРПа и ЛГБУПСа (Ленского государственного бассейнового управления путей и судоходства), чтобы они обеспечили проводку судов до Чокурдаха. Но получили ответ, что они ждут указаний из Якутска, и им поручено заниматься только переработкой нефтепродуктов. Таким образом, судно с овощами ушло, так и не разгрузившись», - рассказал глава, добавив: «Эта ситуация выходит за все рамки сложившихся традиций в наших северных условиях: нет взаимовыручки, понимания ситуации".

Тем не менее, нынешнюю ситуацию в районе Аркадий Горохов охарактеризовал как "стабильную". По его словам, после Нового года будет введен режим экономии на предприятиях теплоснабжения, чтобы продержаться до открытия автозимника. Необходимой для езды транспорта толщины в 70-80 см. лёд достигнет только к февралю.

Чтобы открыть автозимник раньше, на участке «Белая Гора – Чокурдах» надо уже сейчас, сказал глава, начинать расчищать снег для обеспечения более скорого промерзания. «Для перевозки сырой нефти из Нижнеянска для нужд только нашего улуса нужно 100 единиц наливного транспорта, а где мы их возьмём? Это большая проблема», - отметил глава района.

Также Аркадий Горохов сообщил, что Аллаиховский район обеспечен основными продовольственными товарами из 13 наименований на один год. Но это все равно не решение проблемы с обеспечением продовольствием. По его словам, достигнута договорённость, что продовольствие будет доставлено до Нового года девятью рейсами по автозимнику. Цены на продукты питания находятся под контролем районной администрации. Кроме этого, есть потребность в дополнительном завозе 5 тонн сырой нефти для нужд ЖКХ.

В самом сложном положении находится Абыйский район. Глава Михаил Никулин сообщил, что вместо запланированных 14 525 тонн каменного угля фактически завезено 4 900 тонн, в 170 км. от поселка Белая гора осталось 4 756 тонн, остальной уголь на Индигирку даже не дошёл, остался на Яне, и его перебазировали в Нижнеянск.

Вместо запланированных 3 595 тонн сырой нефти завезено 600. Из запланированных к завозу 2 000 тонн угля завезли 570 тонн, 300 из них остались в поселке Дружина. Угля хватит только до 20 ноября, после этого котельные переведут на дизтопливо, которого необходимо 260 тонн. 60 тонн планируют взять из запасов «Сахаэнерго». Военными вертолётами завезли 130 тонн, 190 тонн должно хватить до 24 декабря.

Ситуация с обеспечением продовольствием еще хуже. «Почти все контейнеры с продуктами остались в Сыпном Яру: четырнадцать 20-тонных контейнеров, семь 3-тонных, еще 271 тонна груза «Якутоптторга». Не было довезено до места назначения также 60 тонн овощей и картофеля. Благодаря быстрому реагированию «Якуттуймаадаагроснаба» шестью авиарейсами в район доставлена 31 тонна продовольствия.

Сейчас в Абыйском районе нет овощей, колбасы, молока. Один раз в неделю продукты привозят индивидуальные предприниматели, и товар населением скупается моментально. Будет сделано шесть субсидированных дополнительных авиарейсов Сейчас 1 кг. груза, доставленный самолётом, стоит 286 рублей, из них 163 рубля будет субсидировать правительство республики, таким образом планируется дополнительно завезти 24 тонны продовольствия.

Михаил Никулин предложил депутатам взять на контроль ситуацию со строительством 16-квартирного дома, так как для него не довезли стройматериалы, "стоит проблема оплаты возврата, и самое главное – нужно сохранить в Инвестиционной программе бюджета строительство этого объекта в следующем году", сказал он.

Глава Момского улуса Пётр Черёмкин сравнил ситуацию, сложившуюся с завозом горюче-смазочных материалов, с бомбой замедленного действия. «Эту зиму мы переживём за счёт того, что 96% ГСМ этого года мы завезли в Мому еще в прошлом году за счёт опережающего завоза. Но скажется все равно, что 14,8 тысячи тонн, запланированные на следующий год, в этом не завезены», - объяснил глава.

Пётр Черёмкин отметил, что доставка грузов по маршруту «Нижнеянск – Усть-Куйга – Депутатский – Сыаганнаах – Белая Гора – Кэбэргэнэ» будет сопряжена с трудностями и предложил другой вариант, который предполагает путь короче на 300 км.: по маршруту «Нижнеянск – Усть-Куйга – Депутатский – Сыаганнаах – Кэбэргэнэ», по которому в советское время завозили сено.

В районе готовят гаражи для привлекаемой техники, пункты питания и размещения, закупили 14 тепловых пушек для обогрева пустующих гаражей. «С Хандыги привезём 3 900 тонн дизтоплива для выработка электроэнергии и 1000 тонн сырой нефти. Но нефтебаза Хону не приспособлена для её хранения – нет ёмкостей с обогревающим оборудованием», - рассказал глава.

По словам глав всех трех районов, самая главная задача, которую надо решить сегодня, – обеспечить раннюю работу автозимника. Работы нужно начинать немедленно – пока снег неглубокий и его можно убирать мелкогабаритным транспортом. Если снег уплотнится и покроет лёд, то промерзать он будет медленно. Вроде бы Арктика, но зима там мягче, чем в центральной Якутии. Автозимник устанавливается только в конце января – начале февраля, а надо бы на месяц раньше, чем обычно.

Руководители улусов поддержали решение комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры под председательством Виктора Фёдорова о проведении депутатского расследования причин срыва северного завоза.

Понятно, что исполнению планов по завозу грузов на Индигирку помешали погодные условия, низкий уровень воды, обмеление рек, рано начавшийся ледостав. Но сказался и так называемый "человеческий фактор".

«Абсолютно не готовым к навигации в этом году оказался флот. Были и неслаженная работа всех предприятий речного транспорта, и несогласованность действий капитанов судов. Не было чёткой координации движения судов», - сказал Аркадий Горохов, имея в виду отсутствие единого диспетчера, который бы координировал северный завоз.

Также глава отметил проблемы с техническим состоянием судов. В качестве примера привёл факт «раскачки» судна СПМ в течение 2-3 суток, хотя по нормативам на эту процедуру должно уйти 18 часов. Насосы не работали на трёх суднах СПМ из пяти. «Капитаны объясняют всё отсутствием запасных частей», - сказал Аркадий Семёнович.

«Есть ссылка на природные условия, но человеческий фактор тоже нужно рассматривать», - считает и глава Абыйского улуса Михаил Никулин. Решение проблемы Михаил Гаврильевич видит в наличии единого диспетчера, который бы держал всю ситуацию с навигацией на севере на контроле. С этим согласились все главы улусов. По их словам, был кратковременный благоприятный период – продолжительностью 4-5 дней, - когда уровень воды поднялся, при слаженной работе в эти дни можно было завести до 5 тысяч тонн грузов дополнительно. Кроме того, обычно в период с 6 до 10 утра и с 18 до 22 часов вечера уровень воды в реке поднимался на 15-20 см. В это время, если бы был единый диспетчер, координирующий всю работу, можно было также организовать активный завоз грузов. Но этими шансами речники не воспользовались.

Главы районов предложили включить в состав комиссии по депутатскому расследованию экспертов, имеющих большой стаж работы на северных реках.

Одна из главных причин возникновения критической ситуации – недостаточное проведение дноуглубительных работ. Как сообщили главы районов, ранее дноуглублением занимался земснаряд «Анабар» Ленского государственного бассейнового управления путей и судоходства, который не работает с 2010 года. Сейчас пытаются углубить дно реки при помощи земснаряда малой мощности, но результаты навигации 2013 года показали неэффективность этих работ.

Народные депутаты приняли решение провести в ноябре этого года парламентские слушания на тему «О государственной поддержке завоза продукции в арктические и северные районы». Кроме этого, члены постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера решили взять личное кураторство над северными улусами и приняли решение выехать туда после третьего (очередного) пленарного заседания Ил Тумэна, которое будет проходить в Якутске 7-8 ноября.

Фото: iltumen.ru.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
01.11.2013 23:05 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ