Газовики поздравляют главбуха Олёкминской нефтебазы
Ысыах в этом году посвятят 75-летию Победы
«Я счастлива, что выбрала профессию учителя»
За хулиганство предусмотрена и уголовная ответственность
Правила поведения при введении режима повышенной готовности

ИА SakhaNews. Новые отставки руководителей регионов в этом году неизбежны. По мнению экспертов, неспособность сократить дефициты своих бюджетов может стоить места руководителям самых проблемных регионов, пишут «Известия».

Исполнение майских указов президента невозможно без повышения бюджетной дисциплины регионов. Об этом свидетельствуют данные доклада «Динамика бюджетного дефицита субъектов РФ в 2014–2016 годах в контексте майских указов президента», подготовленного Центром политической информации (ЦПИ) Алексея Мухина. Согласно выкладкам экспертов, особую тревогу вызывают бюджетные показатели Ханты-Мансийского автономного округа, Татарстана, Сахалинской и Мурманской областей.

В качестве одного из критериев оценки работы губернаторов аналитики ЦПИ рассматривают эффективность региональных бюджетов.

Отдельным критерием выступает способность региональных властей повышать эффективность расходов своих бюджетов, для оценки которой Минфин утвердил специальную методику на основе трех групп индикаторов: «обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов», «внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти» и «повышение эффективности распределения бюджетных средств».

Другим способом оценить эффективность региональных бюджетов может стать анализ динамики и качества бюджетных дефицитов. В феврале министр регионального развития Игорь Слюняев заявил, что консолидированный долг субъектов РФ на 1 января 2014 года составил внушительные 1,738 трлн рублей. С дефицитом завершили прошлый год 77 регионов из 83 (93%), годом ранее — 67. То есть налицо серьезное ухудшение макроэкономической ситуации. И в ближайшие три года задолженность субъектов федеральному центру продолжит расти угрожающими темпами, по расчетам аналитиков ЦПИ, к 2017 году она вырастет еще на 1,8 трлн рублей, до 3,5 трлн рублей.

Однако, как отмечают авторы доклада, у 56 из 83 субъектов РФ (67,5%) бюджетный дефицит не превышает 10 млрд рублей, таким образом, от их руководства требуются прежде всего «финансовая дисциплинированность и крайне умеренный подход к завышению расходов по уже согласованным статьям».

Лидерами среди российских регионов по объемам дефицита бюджета в 2014–2016 годах, по прогнозам экспертов, будут Свердловская область (дефицит — 77,3 млрд рублей за три года), Красноярский край (58 млрд рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (57,3 млрд рублей), Московская (56,3 млрд рублей) и Челябинская (41,3 млрд рублей) области, Пермский край (40,1 млрд рублей). В этот антирейтинг исследователи не включили крупнейших должников — города федерального значения Москву (373,4 млрд рублей) и Санкт-Петербург (112,8 млрд рублей), поскольку их бюджетные отношения с федеральным центром имеют свою специфику.

Естественно, что возглавляют список промышленно развитые регионы либо регионы, в которых есть крупные города или города-миллионники. Поэтому более ясная картина складывается, если откалибровать регионы по дефициту на душу населения. Тогда в антилидеры выходят Сахалинская (47,9 тысячи рублей на человека за три года) и Мурманская (41,6 тысячи рублей) области, ХМАО (36,7 тысячи рублей), Республика Саха (Якутия) (29,6 тысячи рублей) и Коми (28,4 тысячи рублей).

Наконец, эксперты ранжируют субъекты по динамике дефицита бюджетов в трехлетней перспективе. Семь регионов среди крупнейших должников намерены сократить свои дефициты — Красноярский край, ХМАО, Московская область, Башкортостан, Краснодарский край, Новосибирская и Ленинградская области. И девять — нарастить. Это Челябинская область, Пермский край, Иркутская, Кемеровская, Мурманская области, Татарстан, Оренбургская область, Коми и Сахалинская область.

Причем Татарстан и Сахалинская область увеличат свои заимствования у федерального центра более чем в два раза по сравнению с 2013 годом. Это вызывает тем больше вопросов, что оба региона обладают значительной ресурсной рентой.

Отдельно авторы доклада выделяют ХМАО, который также занимает лидирующие позиции в антирейтингах. Фактически за несколько последних лет регион, в котором добывается больше 50% российской нефти, превратился из региона-донора в должника. Так что декларируемая позитивная динамика его дефицита в таких условиях не играет большой роли. По мнению экспертов, без коренного изменения ситуации губернатор округа Наталья Комарова станет одной из первых кандидатов на отставку.

Руководитель департамента региональных исследований Центра политтехнологий Ростислав Туровский полагает, что в зоне риска находятся главы всех неблагополучных регионов: «В нынешней ситуации все регионы становятся уязвимыми. Вопрос только в том, какие могут быть политические жертвы. Однако финансово-экономические трудности могут стать реальной угрозой, прежде всего, для руководителей, которых не устраивают какие-то федеральные группы влияния или в регионах которых имеется неустойчивая элитная ситуация. Здесь политика важнее экономики, так что финансовые сложности будут использоваться скорее как предлог», — полагает политолог.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
13.03.2014 06:42 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ