Кредит по сниженной процентной ставке в АЭБ!
В Якутии сгорело уже более 95 гектаров тайги
Освой профессию будущего сегодня!
Как заключить соглашение о реструктуризации долга
Президент РФ наградил топ-менеджера якутской компании

Время форсированного роста добычи ушло.

На заседании Правительства РФ, которое состоялось вчера, Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф представил прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и параметры прогноза до 2008 года, уточненные с учетом итогов экономического развития за первое полугодие текущего года и рассмотрения его на заседании Бюджетной комиссии 3 августа текущего года

В своем выступлении он остановился на ключевых проблемах. Наиболее важно то, отметил он, что страна подошла к рубежу, когда экономический рост не может осуществляться далее лишь за счет форсированного наращивания добычи и экспорта энергоресурсов.

«Высокие темпы роста, достигнутые в последние годы, почти наполовину базировались на опережающем росте физических объемов экспорта и повышении цен на нефть. Теперь этот ресурс роста почти исчерпан. Если в 2004 году экспорт нефти вырос на 12%, то в 2006-2008 годах он не превысит 3%.

Кроме того, резко замедляется рост добычи нефти - даже в благоприятном варианте он не превысит 2% против 8% в 2004 году. Время форсированного роста добычи ушло. Теперь надо мобилизовать все усилия по развитию экспортной инфраструктуры, разработке новых нефтегазоносных провинций и малых месторождений в традиционных районах для того, чтобы избежать стагнации нефтедобычи. Несмотря на риски для бюджета, следует рассмотреть и решить вопрос о снижени налогового бремени нефтяного сектора в 2007 году. Однако все эти меры не смогут вернуть высокие темпы роста нефтедобычи.

Мы уже несколько раз повышали оценки мировых цен на нефть в текущем году, и сейчас предлагаем остановиться на оценке 48 долларов за баррель в 2005 году. Несмотря на нынешний августовский взлет цен до 60 долл. за барр., на 2006 год предлагается базировать бюджет на цене 40 долл. за барр. В 2006-2007 годах мы считаем достаточно вероятным ее снижение до 35-36 долларов за баррель. Конечно, цена на нефть может остаться и на более высоком уровне, например, около 40 долл. за барр. Однако для устойчивости бюджетных ориентировок необходимо придерживаться более консервативной оценки. Главное, тем не менее, в другом - сверхвысокие цены на нефть перестают подстегивать темпы роста. По расчетам Минэкономразвития, увеличение цен на нефть с 35 до 40 долларов за баррель в 2007-2008 гг. повышает среднегодовые темпы роста экономики лишь на 0,15 п.п. в год, а с 40 до 45 долларов за баррель - еще меньше: на 0,1 процентных пункта.

У нас нет другой альтернативы, как переходить к новой модели развития, опирающейся не на форсированный рост добычи первичного сырья и топлива, а на рост интеллектуального капитала, инноваций, развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств, конкурентоспособных на мировом рынке. Если раньше темп роста ВВП отставал от динамики экспорта, то в ближайшие годы мы получим другую картину: рост внутреннего спроса будет опережать темпы роста экспорта. В этих условиях решающий вопрос - кто удовлетворит этот рост внутреннего спроса - импортные или отечественные товары.

Мы практически полностью исчерпали «ценовой зонтик», созданный падением курса рубля в 1998 году. В текущем году мы ожидаем укрепления реального эффективного курса рубля на 9-10% и в 2006-2008 годах - на 3-4% в год, превысив тем самым уровень предкризисного 1997 года. Хотя эффективный курс отражает курсовые изменения всех основных внешнеторговых партнеров России, конкурентоспособность отечественной продукции более точно и полно отражается в изменении реального курса рубля к доллару, который уже превысил докризисный уровень.

Рост заработной платы в долларовом выражении, а также цены металлов и ряда других ключевых товаров, значительно опережает повышение производительности труда. Мы проигрываем конкуренцию в эффективности производства своим основным соперникам.

Укрепление курса рубля, в сочетании с замедлением темпов роста производительности труда, ведут к снижению конкурентоспособности российских товаров. В первом полугодии импорт вырос на 26,5%, и в целом в 2005 году его рост, скорее всего, не опустится ниже 25%. О низкой конкурентоспособности отечественного бизнеса свидетельствует тот факт, что при повышении внутреннего спроса на 1 процент импорт увеличивается сейчас вдвое быстрее. До 2008 года рост импорта хотя и будет замедляться, но при этом будет продолжать опережать рост внутреннего производства.

Представленный прогноз носит оптимистический характер , он ориентируется на перелом сложившихся тенденций к торможению роста и снижению конкурентоспособности. В текущем году мы оцениваем рост экономики в 5,9%, хотя если нам удастся избежать традиционной осенне-зимней паузы роста, то темпы могут быть несколько выше. В 2006 году, если не компенсировать тенденцию к снижению конкурентоспособности и замещению отечественных товаров импортными, то рост экономики не превысит 5-5,4% даже при высоких нефтяных ценах.

Наш прогноз - рост на 5,8% в 2006 году и повышение темпов роста до 5,9-6% в 2007-2008 годах - базируется на следующих предпосылках:

Во-первых, улучшение инвестиционного климата, повышение доверия бизнеса к проводимой экономической политике, снижение налоговой нагрузки на экономику и административных издержек, совершенствование работы всех государственных институтов и расширение экономической свободы, опережающее развитие малого и среднего бизнеса;

Во-вторых, активная социальная политика и рост потребительского спроса, укрепление социального партнерства и доверия в обществе; реализация комплекса мер по повышению качества и конкурентоспособности образования и здравоохранения;

В-третьих, усиление инвестиционной и инновационной компоненты бюджетной политики при сохранении финансовой стабильности; формирование системы финансовых институтов развития;

В-четвертых, реализация комплекса мер по стимулированию диверсификации экономики и развитию конкурентоспособных производств;

В-пятых, активная региональная политика;

В-шестых, развитие ипотеки и устойчивый рост жилищного строительства, обеспечивающие доступность жилья для широких слоев населения.

Источники роста

Первое - это существенное улучшение инвестиционного климата в среднесрочной перспективе.

Вследствие этого, а также роста возможностей предприятий по привлечению иностранных займов, в 2006-2008 годах определяющей будет тенденция увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России. В результате чистый отток капитала из негосударственного сектора, составивший в 2005 году 8-9 млрд. долларов, начнет снижаться. Более того, с 2007 года возможно достижение положительного баланса притока-оттока частного капитала.

Снижение административных барьеров и реализация мер финансовой государственной поддержки будет стимулировать рост малого предпринимательства. Ожидается, что затраты малого предпринимательства на преодоление административных барьеров снизятся с 10% до 3% от выручки. Согласно второму варианту прогноза, количество малых предприятий в 2008 году по отношению к 2004 году увеличиться более чем на треть.

Второе - это активная социальная политика и рост доходов населения. В прогнозе реализуются политические установки по увеличению доходов работников бюджетной сферы и пенсионеров. Реальный рост трудовой пенсии за 2005-2008 годы составит 34 процента, средний размер трудовой пенсии к 2008 году возрастет в 1,87 раза, социальной пенсии - в 2 раза, при этом к 2008 году ее размер приблизится к прожиточному минимуму пенсионера. Реальная заработная плата работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, за период 2005-2007 годы возрастет в 1,5 раза .

Условием реализации всех этих социальных задач является последовательное снижение инфляции с двухзначного уровня до не выше 8,5% в 2006 и 5,5% в 2008 году.

Для сдерживания инфляции в 2006-2008 гг. крайне необходима более жесткая политика по сдерживанию роста регулируемых тарифов на продукцию естественных монополий - как в целом, так и для населения. В прогнозе предусмотрено, что темпы роста цен на основные товары естественных монополий - электроэнергию, грузовые тарифы железнодорожного транспорта - практически не будут превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет.

Хочу особо подчеркнуть, что сдерживание роста административных тарифов ЖКХ - наиболее актуальная, и при этом проблемная задача на сегодня, поскольку находится вне сферы влияния федеральных органов власти. Согласно Жилищному кодексу, регулирование тарифов жилищно-коммунальных услуг находится в ведении субъектов местного самоуправления.

Без введения предельных параметров роста этого вида услуг удержать инфляцию в пределах целевых ориентиров не представляется возможным. Предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон №210 от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В частности, устанавливать предельный размер увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством один раз - на очередной финансовый год, по аналогии с порядком, установленным для естественных монополий.

Одним из основных условий достижения целевых параметров инфляции является консервативная денежная политика . Вместе с тем прогнозируемая динамика валютных резервов в 2006-2007 годах может вывести инфляцию за пределы целевых ориентиров. В связи с этим необходимо разработать комплекс мер, связывающих спрос на деньги, прежде всего наличные, которые в то же время не оказывают угнетающего воздействия на развитие банковской сферы и экономики в целом.

На 2005-2008 годы произведен пересчет величины прожиточного минимума с учетом положений проекта закона по пересмотру потребительской корзины, а также фактических изменений объема и структуры потребительских расходов малообеспеченных групп населения. Это влечет за собой увеличение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, определяющего границу бедности.

Основные меры по снижению уровня бедности населения будут направлены на создание условий для роста доходов населения - в первую очередь на основе развития занятости населения. Предусматривается разработка механизмов, позволяющих задействовать предпринимательскую инициативу низкодоходных категорий населения, определить наиболее эффективные формы партнерства государства и предпринимательского сообщества в решении проблем бедности. Продолжится реализация мер по повышению заработной платы в бюджетном секторе экономики, пенсий и развитию форм социальной поддержки малообеспеченных категорий населения.

Программы борьбы с бедностью должны быть адаптированы применительно к местным региональным условиям. Поэтому финансирование программ и основная работа по сокращению бедности будут сосредоточены на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в среднесрочной перспективе доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться - с 17,8% в 2004 году до 15,8% в 2005 и 10% в 2008 году.

Активная социальная политика не исчерпывается только увеличением бюджетных расходов. Правительство прорабатывает и комплекс мер по преобразованию сектора здравоохранения и образования, что должно обеспечить рост качества предоставляемых услуг и уровня жизни населения, а также повысить интеллектуальную компоненту экономического развития.

Третье - это усиление инвестиционной и инновационной составляющей бюджетной политики.

Ориентация бюджета на развитие достигается не только за счет снижения налоговой нагрузки, но и за счет увеличения расходов на федеральные целевые программы и формирование инвестиционного фонда.

Для нас увеличение непроцентных, и в т.ч. инвестиционных расходов, не самоцель, а средство модернизации экономики . Инвестиционные и инновационные расходы государства не вытесняют частные инвестиции, а, наоборот, создают для них необходимые условия.

Расходы на ФЦП в 2006 году увеличены с 8,9% до 11% расходов федерального бюджета и достигнут 1,9% ВВП. Это очень мощный ресурс, который является прообразом бюджета развития и обеспечивает реализацию программного подхода в развитие ряда ключевых видов деятельности. Наряду с ФЦП, в проекте бюджета предусмотрено создание инвестиционного фонда в пределах около 70 млрд. рублей, или 0,3% ВВП, который обеспечит старт проектов, основанных на частно-государственном партнерстве.

При снижении к 2008 году расходов инвестиционного характера, включая инвестиционный фонд, до 1,6-1,7% ВВП, темпы роста экономики не превысят 5,4-5,7%%».

«В ускорении экономического роста и диверсификации экономики важную роль должно сыграть создание системы финансовых институтов развития.

Значимый шаг на этом пути - образование Инвестиционного фонда .

Следующим шагом должно стать создание Венчурного инновационного фонда, поддержка создания региональных венчурных фондов.

Кроме того, необходимо разработать комплекс мер, направленный на вовлечение капитала государственных кредитных организаций (Российского банка развития, Россельхозбанка, ВТБ) в федеральные программы развития и модернизацию отраслей экономики. Необходимо повысить отдачу этих финансовых институтов, увязав их деятельность с приоритетами, которые устанавливает Правительство.

Необходимо увеличение уставного капитала государственных лизинговых компаний и совершенствование всей системы государственного лизинга, направленного на развитие авиационной промышленности и выпуска продукции сельхозмашиностроения. Это позволит увеличить спрос на продукцию отечественных высокотехнологических отраслей промышленности.

Позитивным шагом является принятие закона об особых экономических зонах. Заложенные в него условия участия государства являются весьма привлекательными для потенциальных инвесторов и регионов, о чем свидетельствует серьезный интерес, который уже сейчас проявляют субъекты РФ. В проект федерального бюджета заложены расходы на создание необходимой для функционирования особых экономических зон инфраструктуры. Необходимо в кратчайшие сроки принять весь комплекс подзаконных актов для того, чтобы провести конкурсный отбор регионов и начать реализацию указанного закона.

Четвертое - это реализация ряда мер по ускорению развития ключевых секторов экономики и диверсификации структуры экономики.

Развитие отраслей, ориентированных на конечного потребителя - автомобилестроение, производство бытовой техники и электроники, будет в основном происходить через привлечение иностранных компаний на территорию России».

Пятое - активная региональная политика. Пока региональная политика еще не приобрела в полной мере характер политики развития, сочетающей стимулирование «региональных локомотивов роста» с адресной поддержкой уязвимых регионов и обеспечением в них условий для улучшения качества жизни населения.

В прогнозируемом периоде сохранится высокая концентрация экономического потенциала в 10 регионах России, в которых производится более половины объема ВРП. В то же время, намечается позитивная тенденция достижения высоких темпов роста ВРП регионов крайне низкого уровня развития. Ускоренный рост в этих регионах обусловили опережающие другие регионы темпы роста объемов инвестиций - 142% в 2006 году и 170% в 2008 году к уровню 2004 года.

В наиболее экономически развитых субъектах Российской Федерации темпы экономического роста несколько замедлятся и произойдут изменения в составе лидеров.

Реализация федеральных целевых программ, поддержка центра, а также активные действия региональных органов власти будут способствовать не только улучшению показателей социально-экономического развития регионов, но и переходу 25 регионов в группы с более высоким уровнем социально-экономического развития. Среди них - регионы юга России - Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики, регионы Дальнего Востока - Приморский край, Камчатская область, Еврейская автономная области и другие регионы - Читинская, Курганская, Кемеровская, Оренбургская области, республики Мордовия, Башкортостан и Чувашия.

Максимальные темпы роста ВРП прогнозируются в 2008 году в Сахалинской области (в 1.5 раза к уровню 2004 года) за счет реализации проектов Сахалин - 1 и Сахалин- 2. Максимальные темпы роста ВРП на душу населения (113%) будет демонстрировать Калининградская область, где реализуется ФЦП социально-экономического развития на период до 2010 года и есть благоприятное окно возможностей для встраивания в рынок Объединенной Европы. Но пока еще по уровню социально-экономического развития Калининградская область находится в средней группе.

Новым подходом в региональной политике может стать содействие региональных и федеральных органов власти развитию территориально-производственных кластеров. Одним из потенциальных очагов комплексного регионального развития может стать приангарский территориально-производственный комплекс.

В заключение можно сказать, что, исходя из возможностей экономики на нынешнем этапе развития, представленный прогноз не показывает темпов, необходимых для удвоения ВВП за десять лет. И для достижения этой задачи, которая не снята с повестки дня, мы должны в кратчайшие сроки задействовать весь инструментарий регулирования экономического роста, ускорить проведение намеченных реформ и создание институтов, что в результате позволит нам создать новый облик экономики».

С полным текстом выступления Германа Грефа можно познакомиться на сайте parlcom.ru.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
19.08.2005 17:10 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ