Якутск получит 45 млн рублей на образование
В Якутии зафиксировано 38 новых случаев заражения COVID-19
Арестован экс-сотрудник Госдепа, участник штурма Капитолия
На лошадях из местности Дьэкэй в Лондон. Не мешайте им
Ростовчанка представит Россию на конкурсе «Мисс Вселенная»

Чем значительнее роль той или иной личности в истории, тем больше тайн вокруг нее, в том числе и рукотворных. И сколько бы истин относительно далекого прошлого ни изрекали, ни одна не может быть в последней инстанции.

Запомнившаяся многим невиданная до той поры популярность газеты «Молодежь Якутии» (в первой половине 90-х годов) была вызвана не только смелыми публикациями на политические темы, которые были тогда у всех на устах, но и открывавшимися ею «белыми пятнами истории». Писали о тех, чьи имена до этого произносили шепотом, а то и вовсе забыли. Рассказывали о событиях дней минувших, но совсем не то, что писалось раньше в школьных учебниках. Материалами на исторические темы зачитывались, как детективами. Особенно теми, в которых местные известные писатели, революционные деятели представали в неожиданном для всех свете.

Но историческая тема, насколько интересна, настолько и коварна.

Редакции обычно неохотно печатают благодарственные письма в адрес медиков. Не потому, что плохо к тем относятся. Опубликуешь одно такое письмо, потом не сможешь отбиться от нескольких десятков читателей, желающих через газету поблагодарить своих врачевателей (а чем они хуже того, чье письмо уже опубликовано?!). Так и получилось в «Молодежке» с материалами на темы об истории республики, взаимоотношениях между представителями местной интеллигенции. Вслед за появившимися первыми статьями, вызывавшими бурную реакцию читателей, в редакцию косяком потянулись другие авторы, захотевшие выговориться разом за все ранее прожитые годы.

Но поскольку у каждого была своя интерпретация исторических событий, публикации на эту тему все чаще стали оборачиваться скандалами для редакции, образующаяся воронка от которых вот-вот грозила перерасти в водоворот. Именно в тот период у тех, кто интересовался историей, появилась возможность свободного доступа в архивы. Но это были, как правило, не профессионалы-историки, а любители. Поэтому и стали появляться целые циклы разоблачительных материалов (уже не только в «Молодежке»), основанных на реальных документах, но, как сейчас понимаешь, трактуемых произвольно. Многие герои были реальны, а самое главное еще жили и здравствовали, поэтому и естественной была их реакция: это клевета! Ситуация становилась все более взрывоопасной, и надо было, как говорится, рубить концы. Помню, в мой редакторский кабинет зашел знакомый и по-дружески посоветовал с этим делом завязывать: «Писатели у тебя в итоге так передерутся, что у кого-то сердце не выдержит, а ты останешься виноватой…»

Публикации писателя Ивана Ласкова, в отличие от других, не были однодневками, за ними стоял долгий многолетний труд пытливого и дотошного человека, по крупицам собиравшего материалы. Словно чувствуя, что жить осталось мало, он спешил опубликовать в газете, в редакции которой когда-то начался его путь в творчество, результаты своих долгих литературно-исторических исследований. Именно он был автором шокировавших тогда многих материалов о Максиме Аммосове, Платоне Ойунском. Помню, в ответ писатели прислали коллективное письмо, которое мы опубликовали, и на этом, казалось, все успокоилось. Но прошло еще немного времени, и начался настоящий кошмар благодаря одному из героев критического материала писателя Ивана Ласкова, вскоре скоропостижно умершего. Этим «героем» оказался известный местный плагиатор, которого разоблачил Ласков. Тот, на наше несчастье, оказался еще и опытным сутягой, которому подыгрывала местная Фемида, так что процессы по его заявлениям растянулись на шесть лет. Ослепленная его многочисленными премиями, она закрывала глаза и затыкала уши. А он продолжал мстить - слал во все инстанции грозные заявления, «журналистские запросы». Если их все издать, получится солидный том. Так что я на себе испытала, какой может быть цена публикаций на исторические темы, о местной интеллигенции, из отдельных представителей которой порой хотят сотворить кумиров на все времена.

В этом году в республике поднялась новая волна интереса к теме истории. На этот раз ее разрезает другой корабль – редакция газеты «Московский комсомолец» в Якутии», твердый курс которой не может не вызывать уважения. Хотя и далеко не со всем можно согласиться с авторами отдельных публикаций. Но они на это и не претендуют.

Формальным поводом для волнений, разбудивших интерес общества к истории, послужило желание отдельных местных политиков начать переименование улиц и площадей Якутска. В этих спорах нет ни правых, ни виноватых. Власть, принимая одну сторону, автоматически наносит обиду другой. Как взвесить, не ошибаясь, например, роль в истории республики Орджоникидзе и Ойунского? Да практически никак, имея в виду не достаточную изученность периода в истории, когда они жили и были сами у власти. Значит, как всегда, остается подход к вопросу исторической значимости роли той или иной личности по принципу: «наш – не наш». Каков неизбежный результат, понятно, и это наносит обиду представителям всех тех национальностей, которые живут в республике с постоянным клеймом «пришлых», хотя многие и родились здесь. Сколько бы они не делали для республики, какие бы заслуги не имели, все равно, получается, их роль второстепенна.

Этому посвящена и статья Ивана Ласкова, опубликованная еще в 1989 году в белорусском журнале «Полымя» - «Отцы-основатели и перепечатанная в последнем номере «МК» в Якутии». Приведу небольшой отрывок.

«Сложилось так, что еще и под конец Х1Х столетия якутский народ в подавляющей массе оставался неграмотным, и всестороннее изучение якутской культуры взяли на себя политические ссыльные, представители совсем других народов. Благодаря их заинтересованности, таланту, энергии, якутоведение сделало такие успехи, что для собственно якутских исследователей, которые пришли позже, мало что и осталось для изучения. Понятно, большая часть современных якутов глубоко благодарна иноплеменным энтузиастам, которые создали не основание, а само здание якутоведения. Но есть и такая часть якутской интеллигенции, которая воспринимает их имена с досадой. В том, что якутоведение было создано не якутами, им видится какой-то ущерб для якутского достоинства…

…Так, Серошевского тот самый Башарин называет даже «идеологом польского фашизма» (Башарин Г.П., «Обозрение историографии дореволюционной Якутии», Якутск, 1965, с.11). То же самое и с Пекарским. Если нельзя придраться к «Словарю», то хоть дискредитировать автора.

…Пекарский будто бы и не забыт и признано, что им собрано диалектной лексики значительно больше, чем Кулаковским, но Кулаковский почему-то объявляется предшественником Пекарского в этом деле, хотя обратился к собиранию якутской лексики на 20-30 лет позже Пекарского, а его единственная работа по диалектологии была написана только в 1925 году…»

Подобное, о чем писал Ласков более десяти лет назад, происходит в том случае, когда к оценке исторических событий, явлений подходят, основываясь не на научных методах, а с точки зрения политики. Об истории, к сожалению, сегодня вспоминают лишь накануне очередных юбилеев, на празднование которых тратятся огромные средства, устраиваются помпезные мероприятия с приглашением множества гостей. А что мы знаем о том, что славим?! Историки и теперь молчат, как и в конце 80-х, когда разразился кризис в общественных науках. По-моему, он продолжается до сих пор. Журналисты, писатели, люди других профессий, в том числе и не гуманитарных, в вопросах истории, подчеркиваю, в основном непрофессионалы, поэтому их публикации могут рассматриваться лишь как субъективная точка зрения, которая имеет право на существование. Они просто пытаются заполнить давно образовавший вакуум.

Кандидат экономических наук Николай Попов пишет в «МК» в Якутии»: «Наука в Якутии развивается крайне медленно, вяло и инертно. Давно не было подъема, особенно в последние двадцать-тридцать лет. Поэтому и трудно ощутить наличие кризиса науки. Она в Якутии носит перманентный характер. Особенно отстают исторические и экономические науки. Здесь много не специалистов, не профессионалов…» Проблема, на его взгляд, еще и в том, что молодые исследователи не работают в архивах (а как без них?), а ученые - представители старшего поколения «по-прежнему воспринимают события через призму впитавшихся в них идеологических догм».

По мнению Николая Попова, до сих пор нет правдивых публикаций ни об Аммосове, ни об Ойунском. «Взять того же М.Аммосова. Вокруг него накопилось много лжи, видны попытки создать ложный культ личности. Не принимал Ленин Аммосова в апреле 1921 года. Дальше его приемной он не прошел. Но Софрон Данилов в пьесе «От имени якутов» показал беседу Аммосова с Лениным. За это С.Данилов получил звание лауреата премии Горького. Эту сцену художник Ким изобразил в картине. Об этом также писал доцент Д.Макаров. Эти утверждения лживы, такова партийность литературы, науки, живописи. Таков соцреализм… Наука должна выйти из кризиса. Нужно изучать архивы Якутска, Иркутска, Москвы, Омска, Новосибирска, Петербурга. Тут не надо быть академиками, надо быть специалистами, причем работоспособными, желающими правдиво и объективно рассказать о тех днях».

Политические подходы к оценке роли личности в истории, восхваление одних и предание забвению других – все это вызывает негативные чувства в обществе, не способствует взаимопониманию между представителями разных национальностей. Не нам судить тех, кто дал имя Орджоникидзе центральной площади Якутска. Это данность, с которой надо считаться. Ведь еще неизвестно, что скажут потомки о днях сегодняшних, о тех, кто сегодня вершит власть, определяет, кого казнить, а кого миловать. Нынешнее поколение растет свободным от идеологических догм, национальных пут. Появятся и у нас свои профессиональные историки, которые приступят к кропотливому изучению пройденного республикой. Их открытия впереди. Поэтому не будем спешить, делая скоропалительные выводы, устраивать войну памятников, не давая покоя душам давно умерших людей.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
21.08.2005 15:18 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ