В Якутии этой весной сгорело уже около 30 гектаров леса
На мониторинг соцсетей было потрачено 1,4 млрд рублей
Убит бывший высокопоставленный чиновник Новосибирска
Ледоход на Лене достиг Якутии
Мэр Орла стал фигурантом уголовного дела

18 мая – день рождения общественно-политического деятеля

В.В. Никифорова-Кюлюмнюра

В истории якутского народа мое имя останется навсегда”, - эти пророческие слова, произнесенные Василием Васильевичем Никифоровым-Кюлюмнюром (1866-1928 гг.) в стенах якутской тюрьмы в 1927 году, приводит в своей книге “История без флёра”, ставшей классическим жизнеописанием выдающегося якутского общественно-политического деятеля, один из первых исследователей его биографии, Ираида Самоновна Клиорина.

Эти слова И.Клиорина записала со слов родной внучки Василия Васильевича Зинаиды Ивановны Афанасьевой. Она встречалась с дедом вместе с матерью Еленой Васильевной в якутской тюрьме. Тогда Василий Васильевич сказал им, что он «сидит по недоразумению, ибо не чувствует за собой никакой вины… Ни в каких заговорах против Советской власти не участвовал, а попал в тюрьму только по ложному доносу… Если меня будут судить, то я оправдаюсь! В истории якутского народа мое имя останется навсегда!». (См.: И.С. История без флёра. Последнее десятилетие в жизни Кюлюмнюра (1918-1928 гг.) - Якутск: Бичик, 1999. - С. 380).

Имел ли основание так утверждать Василий Васильевич? Да, имел полное право. И за все годы замалчивания его имени со стороны советской власти, народ не забывал, хранил в своей памяти, чтобы в один прекрасный момент, когда “солнце будет светить всем”, вернуть его имя. Несмотря на все запреты и под угрозой наказания, его имя не забывали, он стал легендарной личностью, сродни герою своей драмы Манчары.

Реабилитация

Юридическая и политическая реабилитация Василия Васильевича стала возможной только в годы перестройки Михаила Горбачева и суверенитета республики в годы президентства Михаила Николаева. Справка о реабилитации была выдана военной прокуратурой 4 февраля 1992 г., согласно Закону РСФСР от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».

Признание на государственном уровне с высокой трибуны прозвучало спустя более чем 60 лет со дня его героической гибели (смерть в тюремной больнице Новосибирска иначе и назвать нельзя). Случилось это 23 мая 1996 года. Первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев произнес тогда эти справедливые слова: “В эти дни общественность республики широко отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося сына народа саха Василия Васильевича Никифорова, посвятившего всю свою жизнь борьбе за благополучие, возрождение и счастье родного народа”.

Возможно, эти слова покажутся сегодня обычными, но тогда, в 1996 году, они звучали, не только как дань памяти, признания и благодарности, но самое главное как акт покаяния за все те лишения, преследования и попытки замолчать, запретить даже упоминание имени в советские годы. Справедливость восторжествовала, и Никифоров вернулся к народу, за судьбу которого он так радел и положил свою жизнь на алтарь служения интересам народа. Важно было, чтобы эти слова произнес именно всенародно избранный президент республики.

Кюлюмнюр по своим человеческим качествам, разносторонности знаний и дел был уникальной личностью, ярким явлением среди всех представителей народов Российской империи конца XIX – начала XX века. И он должен занять подобающее ему место в ряду великих имен России. Первым шагом стало включение его в 2004 году в список величайших либеральных деятелей Российской империи. В книге "Наше либеральное наследие", изданной в Москве в 2004 году, его имя названо в одном ряду с Михаилом Михайловичем Сперанским, Борисом Николаевичем Чичериным, Иваном Сергеевичем Аксаковым, председателем III-й Государственной Думы Николаем Алексеевичем Хомяковым и другими выдающимися политическими и общественными деятелями России XIX и начала XX веков. В этой книге Василий Васильевич символически встретился с людьми, дела и идеи которых он разделял и всей своей мощью страстной натуры претворял в Якутии.

В сентябре 2004 года благодаря общественности появилась мемориальная доска в одном из самых почитаемых и духовных мест города Якутска - на кирпичной стене Национальной библиотеки, помнящей дыхание тех бурных лет начала ХХ века. Тогда же на конференции "История либерализма в Якутии" была дана высокая оценка деятельности В.В.Никифорова. И важным достижением конференции явилось признание его выдающимся либеральным деятелем российского масштаба. Такую оценку Кюлюмнюру дал доктор философских наук, профессор МГУ Алексей Кара-Мурза.

Кюлюмнюр и его борьба

Кюлюмнюр - личность общероссийского масштаба. Человек, стремившийся изменить отношение империи к своим малым народам, дав им больше свободы и самостоятельности. Его жизнь и деятельность по своему значению сродни такой общеизвестной фигуре мирового масштаба как Махатма Ганди. На всей территории Сибири и Дальнего Востока среди коренного населения трудно найти сопоставимую с Никифоровым фигуру.

Василий Васильевич ставил основополагающие, жизненно важные вопросы не только для якутского народа. Если бы его идеи воплотились в жизнь, то это отразилось бы на жизни и других народов Российской империи.

Вот направления его общественной деятельности и вопросы, которые ставил В.В.Никифоров-Кюлюмнюр:

- просветительская деятельность: участие в создании музея, библиотеки, первых неофициальных газет и журналов, периодической печати на якутском языке. Например, в начале 1914 г. Никифоров-Кюлюмнюр принял участие в I Всероссийском съезде по народному образованию, где выступил с докладом на тему «Краткие сведения о якутах, их школы и их право на образование»;

- публицистическая деятельность: печатался на страницах местной и сибирской периодической печати с освещением истории якутского самоуправления, пропагандировал, агитировал и доказывал необходимость введения земства, писал о нуждах области, необходимости отмены уголовной ссылки и др.

- литературная деятельность: автор первой пьесы на якутском языке «Манчары», переводчик на якутский язык пьес "Власть тьмы" Л.Толстого, "Женитьба" Н.Гоголя и др.

- выступал за равное представительство в высших органах власти Российской империи (Государственной Думе);

- разрабатывая основы земства в Якутии, выступал за общесибирское земство, поддерживал идеи сибирского областничества;

- отстаивал признание прав якутов на землю;

- организатор науки: участвовал в проведении Сибиряковской экспедиции (1894-1896 гг.), во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.). Василий Васильевич являлся организатором и секретарем Комитета по управлению бесплатной научной библиотеки-читальни;

- был участником и организатором нескольких общественных организаций интеллигенции, таких, как «Союз якутов», демократический союз «Свобода», «Национальный комитет», партия «Якутский трудовой союз федералистов», культурно-просветительское общество «Саха аймах». Уже после отъезда в центр ссыльных революционеров в 1917 г. он выступит в числе объединителей всех либерально-демократических сил Якутской области в блок «Объединенная демократия».

Это только часть его кипучей общественно-политической и просветительской деятельности.

Лев Толстой и Махатма Ганди

По значимости в долгом процессе трансформирования взаимоотношений колонии и метрополии В.В.Никифоров-Кюлюмнюр равен фигуре Махатмы Ганди (1869-1948), сумевшего изменить одну из самых великих империй в истории человечества - Британскую. Я тут упоминаю Ганди не ради красного словца, а считаю его человеком, который косвенно повлиял на мысли и действия нашего Кюлюмнюра. Ганди был одной из самых популярных, выражаясь современной терминологией, персон, медийной личностью тех лет - 1900-х годов. И Кюлюмнюра с Ганди объединяет еще и имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910), учение Толстого.

Кюлюмнюр хорошо знал творчество Льва Толстого и переводил его пьесу “Власть тьмы” на якутский язык, опубликованную в журнале “Саха сангата” в 1912 г. В 1909 году Ганди перевёл и опубликовал в Индии на гуджаратском языке «Письмо индусу» Льва Толстого. Широко известна также и знаменитая переписка между Ганди и Толстым.

Чем больше проникаюсь делами Кюлюмнюра, тем укрепляюсь в своем сравнении его с Махатмой Ганди. Очень много общего есть и в их биографии – адвокатура, публицистика, работа в газетах и журналах. Они, каждый по-своему и в своей ситуации, боролись за введение реального самоуправления. Свое видение Ганди изложил в 1908 году в книге «Самоуправление в Индии». В том же 1908 году в газете «Якутская жизнь» в №33-34 от 15 июня Кюлюмнюр публикует статью об истории якутского самоуправления с публикацией текста «Плана о якутах» Алексея Аржакова 1789 года.

Теперь представим себе время, которое стало поворотным в судьбе многих наций и народов, государств и обществ. Конец XIX-начало ХХ веков были временем поиска новых идей мироустройства, возникновения новых течений в интеллектуальной жизни человечества. И началом распада миропорядка, сложившегося в XIX в.

Для великих империй XIX века ничто не предвещало грядущую катастрофу, разрушительную «до основания» для кого-то из них, а для кого-то неминуемые, но мирные, изменения. Наступал ХХ век, ставший веком неслыханного прогресса и развития науки, новых открытий и изобретений, торжества общих ценностей, таких как права человека, свобода слова, но и веком «волкодавом», таких же неслыханных войн, катастроф и катаклизмов, гонений и репрессий. Россия, как государство переживет в этом веке несколько революций, которые, в конечном счете, прошлись по простым гражданам, по судьбе самой России безжалостным молохом - или, по выражению Александра Солженицына, «Красным колесом».

В 2016 году исполнится 150 лет со дня рождения В.В.Никифорова-Кюлюмнюра. И в канун юбилейной даты Василия Васильевича мы должны задаться вопросом, какое место он занимает в якутской культуре, истории, в ментальности народа саха? Что он внес нового в годы бушующего времени 1900-1920-х и что изменил в народе саха? Какие его идеи живут и нынче?

Олег СИДОРОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
18.05.2015 06:11 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ