Касса «Сахатранснефтегаза» работает только в будни
«Водоканал» выставляет счета за сброс вредных веществ в сточных водах
Скидка при бронировании билетов «Победы» держателям карт JCB от АЭБ
ЮЯЭС приобрели спецтранспорт повышенной проходимости и надёжности
В Якутске сообщили о «минировании» федерального университета

6 июня, в Пушкинский день России, Государственный Академический русский драматический театр им.А.С. Пушкина в Якутске премьерой спектакля «Капитанская дочка» отпразднует свое исторически верное 125-летие.

Датой рождения Русского театра в Якутске ранее было принято считать 1920 год, установленный Советской властью на основании решения Якутского революционного комитета от 10 июня 1920 г. (протокол № 23, пункты 5, 6) «О национализации Клуба приказчиков вместе с имуществом театрального общества и передаче его в распоряжение отдела Народного образования».

В 2004 году кандидат искусствоведения Вера Крыловав своем исследовании «Русский драматический театр в Якутии (особенности развития в национальной республике)» (1891-2001гг.), доказала, что дата утверждения Устава кружка любителей музыки и литературы 10 мая (по старому стилю) 1891 года и является точкой отсчета для его законной деятельности и, значит, днем рождения театра. Этот исторический факт был признан Российской Академией наук.

Первые литературные упоминания о театральном искусстве в Якутске относятся к 1833 году в книге писателя и этнографа Н.Щукина «Поездка в Якутск». 17 марта 1889 г. якутский губернатор обратился к иркутскому генерал–губернатору с ходатайством о «благосклонном содействии Вашем к утверждению представляемого проекта устава Кружка любителей музыки и литературы». Данное донесение было получено генерал–губернатором А.Горемыкиным, и уже летом 1890 года в честь его прибытия в Якутск был показан спектакль «Сорванец» В.Крылова.

Вначале спектакли ставились в здании пожарной команды, винной монополии, казарме армейского гарнизона, Общественного (Благородного) собрания. И уже к известному 1920 году театром в сезон ставилось от 10 до 24 премьер в построенном в 1908 году Клубе приказчиков. Первыми режиссерами были М.Карпович, Н.Маков, В.Гладышевский, Г.Уткин. С каждой новой постановкой набирались опыта и приобретали мастерство актеры С.Сухачева, Х.Дубковская, Е.Федорова, И. Соловьев, М.Башмачникова, Н.Корнаков, Е. Мезенцева, А. Балакшина, Н. Столарев (династию продолжили его сын и невестка) и др.

Своего рода мастер-классы давали им актеры приезжавшего Иркутского театра. В репертуаре были пьесы А.Отехина «Суд людской – не божий», А.Островского «На бойком месте» , «Без вины виноватые», «Лес», «Гроза», А.Островского и С.Гедеонова «Василиса Мелентьева», «Доходное место», В.Немировича-Данченко «Цена жизни», А.Пушкина «Борис Годунов», Н.Гоголя «Ревизор», Н.Найденова «Каширская старина», позже - «Убежище», «Сильные и слабые» Н.Тимковского, «Юная буря» А.Разумовского, «На крыльях» С.Разумовского, «Друзья детства» П.Невежина, «Старый барин» и «Грешница» А.Пальма, «Цепи» А.Сумбатова – Южина, «Таланты и поклонники» и «Бешеные деньги» А.Островского, «Горькая судьбина» А.Писемского, «От ней все качества» Л.Толстого и др.

Удивительно: как в отсутствие современных видов связи пьесы попадали на Крайний Cевер чуть ли не из-под пера авторов! Все более известными становятся артисты Е.Федорова, М.Николаева, Е.Мезенцева, Л.Ястржемская, Н.Панов, З.Новокрещенова и др.

В 20-30 –х годах прошлого столетия Русский театр существовал практически на хозрасчете с содержанием за счет поступлений от спектаклей трупп, командированных по линии РабИс, а также совместных постановок. В 30-ые годы продолжили эстафету, выводя на новый нравственный уровень строителя коммунизма, режиссеры И.Сагайдаров, А.Боровский, С.П. Давыдов. Благодаря вернувшемуся в 1936 году режиссеру Д.Хадкову и высокому профессиональному уровню актеров Г.А.Крамовой, Е.И.Шуман, Т.И.Ломоносовой, Н.Корнакова, А.Г.Грозина, Н.И.Шапиро, Л.Т.Ангарской, А.И.Кузнецова, В.И.Илисовского, Б.А.Мирского, Ю.Е.Пешек, А.А.Рено и др., Русский драматический театр приобретает общественно-творческую зрелость. Зрители города Якутска познакомились с такими замечательными постановками, как «Враги» М.Горького, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14 -69» В. Иванова, «Хлеб» Киршона, «Земля» Н. Вирты, «Очная ставка» братьев Тур и Л.Шейнина, «Профессор Мамлюк» Вольфа и др. Наряду с пьесами советского репертуара украшением сцены стали такие спектакли русской и западно-европейской классики: «Бесприданница» А.Н.Островского, «Обрыв» (инсценировка по роману Гончарова), «Анна Каренина» (инсценировка по роману Л. Н. Толстого в заглавной роли с Крамовой А. Г.). Долго не сходили со сцены «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Шиллера и другие. Особый колорит в каждый спектакль внесли художники А.В.Душкин, П.П.Романов, В.М.Шишканов и др. К концу 1939 года Д.А.Хадков с группой артистов уехал из Якутска. В 1940-42 годы труппу возглавлял режиссер В.П.Иванов, очередной режиссер – П.О.Остер. В их постановке были показаны «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева, «Мятеж» Д Фурманова и С.Поливанова, «Разлом» Лавренева, «Кремлевские куранты», «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского, «Русские люди» К.Симонова.

Новое двухэтажное деревянное здание Русского театра, построенное ударными темпами в ноябре 1941 года, а также постановки приехавших мастеров московской сцены режиссеров В.Д.Бутурлина и П.В.Урбановича (ученика В.Мейерхольда) способствовали подъему творческих сил и выходу театра на ещё более высокий профессиональный и идейно-художественный уровень. Через советские и классические произведения театр укреплял патриотический дух и веру советского народа в Победу над фашизмом. Были созданы специальные концертные программы «Боевые теа-сборники», агитбригады для обслуживания военно-учебных пунктов. Коллектив театра подписался на госзаем в размере 10 000 рублей. Вносились и частные пожертвования.

В период с 1944 по 1947 год под руководством П.В.Урбановича была открыта театральная студия (25 человек). Куратором студии являлся В.Д. Бутурлин.

За выдающиеся успехи в развитии театрального искусства Президиум Верховного Совета Якутской АССР своим Указом от 1945 года наградил Государственный Русский драматический театр Почетной грамотой.

В послевоенное десятилетие жива была ещё в памяти война, и на сцене шли “Молодая гвардия” А.Фадеева, «Русский вопрос» К.Симонова, «За вторым фронтом» В.Сабко, “Константин Заслонов” А.Мовзона, «Разлом» А. Лавренева, «Гибель эскадры» А.Корнейчука. Значимой для театра явилась пьеса якутского автора Д.Сивцева-Суоруна Омоллоона “Айал”, в постановке режиссеров П.Остера и В. Местникова, послужившая нитью, связующей две театральные культуры.

С середины 50-х годов 20 века сформировался потрясающий дуэт актеров, участников Великой Отечественной войны, будущих народных артистов России и РС(Я) – выпускника Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского, будущего лауреата Госпремии им.П.А.Ойунского , вице–президента Академии духовности республики Валентина Дмитриевича Антонова и выпускницы театральной студии при ордена Трудового Красного Знамени театре имени Ленинского комсомола г.Москвы Нины Алексеевны Константиновой, которые своей непревзойденной игрой являли честь и славу театрального искусства Якутии.

В 1957 году Русский драматический театр переехал в новое, современное типовое здание, где располагается и сегодня.

В 1960-1970-е годы репертуар театра по-прежнему отражал достижения советского народа. Зрителям были представлены «Иркутская история» А.Арбузова (режиссер Е.Калинский, 1961); «Заводские ребята» И.Шуры, «Поздняя любовь» А.Островского (режиссер А.Экслер, 1962,1963); «Океан» А.Штейна, «Игра без правил» А.Шейнина (режиссер А.Геренбург, 1961) .

Спектакли «Барабанщица» А.Салынского, «Без вины виноватые» А.Островского, «Трактирщица» К.Гольдони,«Совесть» Д.Павлова в постановке главного режиссер, заслуженного артиста БССР В.Шутова, по выражению народной артистки РСФСР Н.Константиновой, были «счастливым периодом возрождения театра».

С 1969 года начался сорокалетний театральный путь любимого якутянами народного артиста РСФСР и заслуженного артиста ЯАССР, лауреата Государственной премии им.П.А.Ойунского Александра Ивановича Кузнецова, сыгравшего на сцене более 200 разнохарактерных ролей.

С 1972 по 1974 год главным режиссером был Б.В.Афицинский, окончивший студию Ю.Завадского. Его яркие, феерические спектакли по русской и зарубежной классике имели большой успех. На сцене театра в его постановке шли «Маскарад» М.Лермонтова, «Гроза» А.Островского, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Прежде, чем пропоет петух» И.Буковчана, «Интервенция» Л.Славина, «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега, «Солдатская вдова» Анкилова.

Сезон 1974-1975 гг. запомнился постановками главного режиссера, заслуженной артистки Казахской ССРФ.Литвинской: «Город на заре» А.Арбузова, «Василий Теркин» В.Твардовского. С 1975 по 1978 гг. главный режиссер В.Ильин поставил спектакли «Дарю тебе жизнь» Д.Валеева, «Наташа» и «Под личную ответственность» И.Казенина, «Любовь Яровая» К.Тренева,«Отелло» У.Шекспира.

Со спектаклем «Трамвай “Желание”» Т.Уильямса в 1978 году в историю современного Русского драматического театра вошло имя выдающегося режиссера, заслуженного деятеля искусств РС (Я) Валерия Келле-Пелле. Выпускник ЛГИТМиКа руководил труппой двенадцать лет. В творческом тандеме с главным художником Н.Поповым он поставил по пьесам современной драматургии более 20 остросоциальных спектаклей, опережающих и приближающих время гласности, взывающих к совести, заставляющих зрителя задуматься о нравственном и духовном начале. Лучшими из них стали «А поутру они проснулись» В.Шукшина (прошедший более 360 раз), «Мы, нижеподписавшиеся...» А.Гельмана, «Иван и Мадонна» и «Свалка» А.Дударева, «Не был... не состоял... не участвовал...» Ю.Макарова, «Диктатура совести» М.Шатрова, «Дети Арбата» А.Рыбакова и др. В.Я. Келле-Пелле объединил вокруг себя невероятно сильный коллектив высокопрофессиональных режиссеров, а также талантливых актеров. Золотым десятилетием называют они это время.

В период с 1990-го по 2009 год театр вместе со страной переживает времена значительных общественных перемен, что заставило его не только обновлять репертуар, но и привлекать российских, а также зарубежных постановщиков, среди которых заслуженный деятель искусств РФ Е.Радомысленский и заслуженный артист РФ В.Комратов (Москва), заслуженный деятель искусств РФ В.Голуб и заслуженный деятель искусств РФ Г.Тростянецкий (Санкт-Петербург), М.Лоуренс (Голландия), К.Райс (США). В репертуаре театра 1990-1991 гг. – «Смерть Ван Халена» В.Шипеко и «Вечер старинного русского водевиля» П.Каратыгина в постановке главного режиссера В.Аулова, «Утешитель вдов» Д.Маротта и Б.Рандоне, «Убийство в Немуре» А.Кристи. Наряду с русскими и зарубежными классическими произведениями публика получила возможность смотреть и пьесы современных авторов, таких, как А.Дударев, М.Ворфоломеев, В.Сигарев, И.Вырыпаев, Н.Птушкина, Д.Селиннждер, а также зарубежные комедии К.Манье, А.Портеса, Д.Патрика, Р.Куни и др.

Главный режиссер театра в период 1991 по 1993 гг., выпускник Школы–студии МХАТ С.Тарасов, вошел в анналы театра и как создатель в 1992 году при Русском драматическом театре якутского филиала Школы-студии МХАТ им.В.И.Немировича-Данченко (директор Ю.Козловский), который в 2000 г. вошел в состав АГИиК. Общее руководство и обеспечение учебного процесса педагогами основных специальных предметов первых двух наборов осуществлял народный артист России Олег Табаков.

Первым детским спектаклем была постановка пьесы Е.Чирикова «Лесные тайны» еще в сезон 1915-1916 гг. И лишь с 1969 года, с постановки режиссера Л.Полевой «Вовка на планете Ялмез» по пьесе В.Коростылева, театр уделяет огромное внимание детской аудитории. Две премьеры в сезон обязательно бывают адресованы детям. Такие спектакли, как «Маленькая фея», «Зайка- зазнайка», «Маленький Мук», «Тайна капитана Флинта», «Звездный мальчик», «Жили-были», «День рождения кота Леопольда, «ПеппиДлинныйчулок», «Василиса Прекрасная», «Кошкин дом», «Аленький цветочек», «День рождения Карлсона», «Кот в сапогах», «Сказки Пушкина» и другие всегда любимы и востребованы маленькими зрителями.

Красной нитью через репертуар театра проходит тема истории родного края. Для этого театр не раз обращался к творчеству якутских драматургов. Первая постановка В.Никифорова «Манчаары» была осуществлена на русском языке в 1914г, в сезон 1945-46 гг. с успехом прошла постановка «Айаал» Д.К.Сивцева-Суоруна Омоллоона, затем последовали «Трубка мира» Е. Виллахова и Б. Баблюк (1957), «Товарищ Максим» («От имени якутов») С.Данилова (1962), «Костры таежные» М.Усцелемовой и Ю.Шамшурина (1965), «Ночи джунглей» («Перед восходом солнца») Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона (1970), «Июньский снег» Ю.Чертова (1980), «Красные аласы» А.Ломако (1982), «О Соломоне Мудром, Александре Македонском и Весах Мироздания» П.А.Ойунского – инсценировка И. Иннокентьева (2003). Постановку пьес «Одиссея инока Якутского» (1999) , «Апостол государев» (2007) , «Созвездие Марии» (2012), «Два берега одной Победы» (2015) В.Федорова, «И любви, ещё живой, продолженье, продолженье…» В.Карпова (2005), «Страсти по ямщику» В. Харысхала (2014) осуществил народный артист РФ и РС(Я), заслуженный деятель искусств РФ и РС(Я), лауреат Госпремий СССР и РФ Андрей Борисов. В постановках, как правило, принимают участие актеры Русского и Саха театров, характеризуя собой неразрывную дружбу двух народов.

От компетентности директора, его предприимчивости, смекалки, коммуникабельности, а самое главное, умения найти средства на содержание театра и создания атмосфера уюта и творчества в доме, которому служители Мельпомены посвящают, как правило, всю свою жизнь. Народный артист ЯАССР Константин Тимофеевич Ануфриев, зачисленный в труппу актером в далеком 1927 году, сыгравший около 400 ролей, участник Великой Отечественной войны руководил театром с 1956-го по 1973 год. Ломако Александр Иванович, заслуженный работник культуры ЯАССР, выпускник Московского института культуры, автор исторической пьесы «Красные аласы», - с 1973-го по 1984 год (при нем театр был награжден орденом «Знак почета»).

Подойницын Иван Иванович, отличник культуры СССР, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), Почетный гражданин г.Якутска, Почетный гражданин РС(Я), восстановил театр после пожара 1983 года. Под руководством Подойницына и благодаря его стараниям, в 1998 году театру было присвоено наименование «Академический», в 1999 – имя А.С.Пушкина, около театра установлен единственный в Якутии памятник гению русского слова. Продолжая традиции, заложенные основателями театра еще в 19-м веке, Подойницын И.И. с присущей ему щедрой душой и добрым сердцем, проводил огромную благотворительную работу. Театр в период его деятельности (с 1986 по 2007 год) стал флагманом российской культуры на севере страны.

В 2008 году директором театра, а с 2010 года – художественным руководителем-директором был назначен заслуженный артист РС(Я), выпускник Школы-студии МХАТ, Санкт-Петербургской академии управления и экономики Александр Лобанов. При этом он не оставляет актерской профессии. В новых экономических условиях, сохраняя статус репертуарного театра, он смело идет на эксперимент, осуществляя новые постановки с помощью приглашенных режиссеров, тем самым не давая якутскому зрителю утратить интерес к театральному искусству, обеспечивая театру стабильно высокий показатель наполняемости зала и выполнение финансового плана.

Воплощение высоких замыслов режиссеров и художников зависит не только от профессионализма актеров, но и от не менее профессиональной работы цехов постановочной части. Посвятили свою жизнь театру и оставили добрую память: машинист сцены В.Дедюхин, заведующая костюмерным цехом Д.Устинская, заслуженный работник культуры республики завпарикмахерским цехом Т.П.Самодинская, заведующий постановочной частью В.П.Самодинский, заведующий столярным цехом, отличник культуры РС(Я) В.В.Колесников, заведующий музчастью, заслуженный работник культуры РС(Я) С.Л.Черниговский, реквизитор А.Ф.Ковалевская, отличник культуры РС(Я) Т.А.Лобашова, художник по свету Н. А.Чижов, заведующая литературной частью Л.П.Родионова.

Сегодня продолжают служить Мельпомене, отдавая ей свой талант, душу и сердце, исполнительный директор театра, вот уже 40 лет обеспечивающая заполняемость зала, а также успех гастролей и фестивалей театра, заслуженный работник культуры РС(Я), отличник культуры СССР Александра Звонкова; главный художник, заслуженный деятель искусств РФ и РС(Я) Николай Попов, оформивший более ста спектаклей; бывшая заведующая постановочной частью, ныне заведующая литературной частью, заслуженный работник культуры РС(Я) Галина Иванова; актриса, затем заведующая труппой, заслуженный работник культуры РС(Я) Елена Таразанова; отличники культуры СССР, заведующая костюмерным цехом Раиса Слепцова, помощник режиссера Ольга Абуздина; отличники культуры РС(Я): бывший реквизитор, ныне кассир Тамара Хорошева; помощник режиссера Марина Акинина, заведующая швейным цехом Наталья Позднякова, заведующая парикмахерским цехом Оксана Слободян, художник по свету Артур Низамов; художник-бутафор Лариса Иванова; художники-декораторы Галина Верхорубова, Андрей Пиев; старший машинист Валерий Шеметов; бывшая швея, заведующая постановочной частью, ныне начальник АХО Тамара Усольцева; главный администратор Александра Болбас-Константинова; бывший костюмер, ныне распространитель билетов Евдокия Барашкова.

Русский театр регулярно гастролирует по населенным пунктам республики и городам России. Стоило только где-то в республике начать промышленное освоение или строительство, театр всегда выезжал туда со спектаклями. Так было, когда строились город Мирный, Вилюйская ГЭС или БАМ. Братск, Магадан,Петропавловск–Камчатский, Биробиджан, Хабаровск, Чита, Минск и Бобруйск в Белоруссии, Усть-Каменогорск и Ленинск в Казахстане, Чукотка вошли в маршруты гастролей, где побывал Русский драматический театр.

Театр принимал участие в фестивалях Сибири и Дальнего Востока в Хабаровске со спектаклем «Три разговора» В.Соловьева (1994), Русских театров в Йошкар-Оле со спектаклем «Дядя Ваня» А.Чехова (1995), «Благая весть» в Благовещенске с «Одиссеей инока Якутского» В.Федорова (2000 г.,лауреат), в культурной программе Дней Земли Олонхо в Москве и Санкт- Петербурге со спектаклями «Апостол государев» (2007) и «Созвездие Марии» (2012) В. Федорова, «Сибирский кот» в Кемерово с детской сказкой «Теремок» С.Маршака (2008, спецприз), Русских театров «Встречи в Одессе» со спектаклем «Верочка» А.Чехова (2010, спецприз), «Театр.Чехов. Ялта» со спектаклем «Верочка» А.Чехова (2011, спецприз).

За высокие производственные показатели и большой вклад в развитие театрального искусства республики Русский драматический театр в 1980 году награжден орденом «Знак Почета». С 1998 г. он носит звание Академический, а в 1999 г. ему присвоено имя А.С.Пушкина.

Галина ИВАНОВА,

заслуженный работник культуры РС (Я),

заведующая литчастью ГАРДТ им.А.С.Пушкина.

Поделиться в соцсетях

05.06.2016 03:46 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ