Никто, кроме вас, ребята! С Днём ВДВ!
Более 60 тысяч гектаров горевшей тайги потушено в Якутии
«Было страшно, но Ючюгей отстояли от лесного пожара»
Шесть проектов реализуют в Якутии на гранты «Православной инициативы»
Авиация Минобороны за сутки сбросила 377 тонн воды в Якутии

На днях президент России Владимир Путин назвал вакханалией ситуацию с тарифами на ЖКХ и потребовал навести порядок. В интервью RBC daily директор департамента строительства и ЖКХ Минрегионразвития Леонид Чернышов рассказал о том, что планируется делать с тарифами.

По его словам, переходя к 100%-ной оплате населением услуг ЖКХ и внедряя адресную социальную поддержку населения по оплате ЖКУ путем «передачи» средств поддержки гражданам, государство лишает себя сдерживающего инфляцию инструмента.

При этом ЖКХ испытывает сегодня острую потребность в обновлении основных фондов. «Четверть из них отслужили свой срок: потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Более половины из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений перегружены, требуют срочной реконструкции. Обострилась проблема обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых зачастую в 2-3 раза выше, чем затраты на их предотвращение. Более половины из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях происходят по причинам их ветхости».

По мнению Леонида Чернышова, системный кризис уже начался. «Не нужно ждать потрясений, надо понимать, что кризис не может быть обвальным и одновременно случиться по всей стране. Он происходит точечно, захватывая все больше и больше поселений. При этом необходимо понимать, что редко, когда в одном месте отказывают все системы сразу: обрушаются дома, выходят из строя очистные сооружения, котельное и сетевое хозяйства, не ремонтируются дороги и не проводится благоустройство, отключаются свет и газ. Но тот или иной кризисный фактор присутствует сегодня в большей части населенных пунктов России. Причем с каждым годом к имеющимся прибавляются новые, приближая нас к критической отметке».

Леонид Чернышов сообщил в интервью, что в Минрегионе подготовлена концепция развития регионов. Ставка делается на развитие систем жизнеобеспечения городов с использованием современных технологий, проектных решений, материалов и оборудования. В теплоснабжении, сказал он, надо переходить на модульные, автономные системы подачи тепла. Кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе помогли бы, на его взгляд, частные инвестиции в ЖКХ. «Ведь большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными. В городах, где реализуются такие инвестиционные проекты, как правило, затраты окупаются за 3-5 лет». Однако в малые города и поселения бизнес придет нескоро.

Директор департамента согласился, что пока ЖКХ - «спящий» для бизнеса сектор экономики. «Но, думаю, ненадолго. В других странах это совершенно нормальный, эффективно работающий сектор муниципальной экономики. Но там население оплачивает полностью все услуги, отлажена система тарифного регулирования. Управляющая компания, решившая поднять тариф, выносит это на публичное обсуждение, чтобы объяснить населению, почему она это делает».

Сегодня, на его взгляд, принципиально важно привести в коммунальный сектор эффективный бизнес-менеджмент. «Это важнее, потому что инвестиции лишь его следствие. При отсутствии эффективного менеджмента не помогут никакие инвестиции, так как деньги у нас не раз закапывались в землю. Но частный бизнес должен оценить риски вхождения в этот сектор. Основных рисков, по существу, два. Во-первых, отсутствие должной культуры договорных отношений между собственником и оператором, а также между оператором и потребителями коммунальных услуг. В коммунальном секторе у нас договоры сейчас практически не работают. Во-вторых, ценообразование, тарифное регулирование».

Леонид Чернышов напомнил, что, начиная с 2006 г. законодательно ответственность за организацию, содержание и развитие муниципальных систем жизнеобеспечения отнесена к предметам ведения местного самоуправления. «Коммунальные предприятия тепло- или водоснабжения должны стать акционерными предприятиями, 100% акций которых пока будут принадлежать муниципалитету. Такая модель, связанная с закреплением собственности за органами местного самоуправления и с привлечением частного бизнеса для управления собственностью, на наш взгляд, крайне привлекательна для бизнеса. Вариант, где собственность остается муниципальной, а работает на ней частный бизнес, – это путь, по которому сейчас идут страны третьего мира. Подобная практика открывает перспективы для развития бизнеса в этом секторе муниципальной экономики, привлечение сюда инвестиционных ресурсов, так как становится понятной и прозрачной экономика этой деятельности».

Местная власть, считает Чернышов, должна принять решение: либо она оставляет коммуналку вообще без денег, либо идет на непопулярные для себя меры и также увеличивает оплату жилья и коммунальных услуг до 100%. На его взгляд, в тех регионах, «где этот процесс происходит последовательно, где соблюдался режим повышения оплаты, там население вообще не обратило внимания на этот процесс, тем более что регионы ввели новую, разработанную Федерацией систему социальной защиты населения».

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
21.09.2005 08:29 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ