Российский танкер терпит бедствие в Азовском море
Нурмагомедов защитил титул чемпиона UFC
Громкое убийство произошло в Ленинградской области
Якутян приглашают на онлайн-экскурсию "Моторы войны"
IT-школа СВФУ набирает учеников

Первые полгода стагнации сферы отдыха и развлечений позади. Из-за пандемии коронавируса с 18 марта в Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина города Нерюнгри не прошло ни одного мероприятия. С момента введения режима повышенной готовности, а затем его многочисленных продлений, все творческие коллективы ЦКиД не работают, ни один из них ни с детьми, ни со взрослыми не занимается. Большой зал на 632 места, малый зал на 120 мест, паркетный зал, спортивный зал, зимний сад, 451 помещение, из которых 18 – досуговые помещения для занятий различных творческих коллективов и объединений по интересам – всё это простаивает и пустует. Сотни людей ничем не заняты.

«ПОЮЩИЕ ГОЛОВЫ»

Коронавирус нанес сокрушительный удар по сфере культуры. В отличие от самолета или автомобиля, которые можно в любой момент завести и поехать, простои в культурных мероприятиях приводят к гораздо более тяжелым последствиям. Для большинства творческих коллективов и солистов длительное отсутствие постоянной работы с публикой означают фактическую потерю квалификации и творческую деградацию.

Единственный способ «спасения», который был предложен сотрудникам этой сферы, – вместо концертов, шоу и других массовых мероприятий – производить их «суррогат» в виде видеоклипов с дальнейшей демонстрацией в социальных сетях. Те, кто это придумал, конечно, плохо представляют, что это несвойственная производителям шоу работа. Во-первых, это совсем другой жанр с иными законами. Во-вторых, зрители совершенно не ждут развлечений в виде «говорящих голов» и «песенок в телефоне», которые никогда не могут заменить настоящие шоу и концерты, которые невозможны сейчас в силу всем известных причин.

Жанр видеоклипа дискредитировала в первую очередь его кажущая легкость. Встать перед камерой, исполнив при этом песню или прочитав стихотворение, способен любой школьник. С мая 2020 года снимать ролики на телефон, а затем выкладывать их в нерюнгринские социальные сети стали все кому не лень. В этой «вакханалии пошлости» приняли участие даже профессионалы.

В результате местные социальные сети оказались буквально погребены под валом любительских роликов. Художественный уровень этих работ оказался низок, они абсолютно не профессиональны и не выдерживают никакой критики. Более того, после реализации некоторых первоначальных идей, с каждым разом уровень видеоклипов снижался, и «вынужденный» жанр оказался в глубочайшем кризисе.

Первой серьезной попыткой сделать «онлайн-шоу» в Нерюнгри стал размещенный в соцсетях и громко названный «концертом» сборник видеоклипов, посвященных Дню Победы. Он сразу же показал что к работе в новых условиях, в новом для себя жанре работники Центра культуры и духовности им. А.С.Пушкина совершенно не готовы. «Поющие головы» в мертвой атмосфере безликости никого не убедили. Тем более, что, по правилам режима повышенной готовности, в сборнике видеоклипов снимались только солисты, максимум - дуэты. Никого из лучших сил ЦКиД – ансамблей «Экзотика», «Северяночка», «Вариант», «Талисман» - в том «телефонном» концерте не было, что еще более снизило его уровень.

Массовый зритель никакого качественного продукта не получил. Говорить об общественном значении и художественном уровне, вообще, не приходится.

В условиях глубочайшего кризиса жанра в Нерюнгринском районе все-таки нашлись энтузиасты, которые попытались реанимировать жанр. Характерно, что все они, за редкими исключениями, работают не в Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина!

НЕ ЖЕМЧУЖИНЫ, НО ЗЁРНА

В куче откровенного хлама сделанных в Нерюнгри видеоклипов единственным исключением стали четыре работы режиссера телеканала «Якутия24» Сергея Казюры. С начала пандемии он снял четыре фильма – «Аист на крыше», «Прекрасное далеко», «Анёка» и «Туруял». Самым удачным из них стал «Аист на крыше», снятый ко Дню Победы. «Прекрасное далеко», сделанное ко Дню защиты детей - хуже, и причина здесь, как ни парадоксально, в наличии сценария. «Анёка» стала откровенной неудачей, фильм провалился.

Самый объективный показатель – желание зрителей увидеть тот или иной фильм, то есть его аудитория. Эти данные легко найти на странице автора в ю-тубе. Судите сами. «Аист на крыше» - 11 003. «Прекрасное далеко» - 3 308, «Анёка» - 1 887.

Успех «Аиста на крыше» обусловлен тем, что автор-оператор предлагает чистую картинку, абсолютно без сюжета. Главными героями клипа становятся не человеческие образы, пусть и оснащенные звучащими музыкальными инструментами, а весенний холодный ветер, старые обшарпанные дома и птицы в небе. Сюжета как такового нет, есть только ветер и птицы, и на фоне музыки группы Ne Lego в аранжировке Александра Лозовца именно это производит главное потрясающее впечатление!

В «Прекрасном далеко» автор за пять минут пытается рассказать долгую историю о судьбе девочки-женщины в разные годы её жизни. Сценарий делает фильм громоздким и тяжеловесным, становится обузой и ритму фильма, и ритму песни. Попытка сделать из песни байопик размывает образы и отвлекает от главной философской идеи фильма. Вместо притчи, молитвы о доброте, любви, надежде - получилась история о том, что надо хорошо кушать, не опаздывать на занятия, хорошо учиться. Натуралистично показанные роды, история, как муж ищет машину, чтобы поехать в роддом, снижает философию потрясающе исполненной песни до уровня решения бытовых вопросов.

«Анёка» потребовала от создателей неимоверное количество усилий, особенно физических, собрала много живописных картинок природы Южной Якутии, но в итоге стала разочарованием и главной неудачей года. Отдельных красивых кадров - в избытке. Сам фильм как цельное произведение, как пазл - не сложился. Он рассыпался прямо с монтажного стола и раскатился как ртуть по полу коридора.

Причины - те же самые, что в «Прекрасном далёко». Фильм снял отличный оператор (Сергей Казюра), музыку написал прекрасный композитор (Александр Лозовец). Но режиссура в этом фильме распадается – как будто правая рука режиссера не знает, что делает левая.

Со сценарием – вообще, полная беда. Какой жанр у фильма? Начинается как романтическая, возвышенная история про внучку шамана: «С давних времен на юге Якутии ходит легенда, что здесь, у отрогов Станового хребта, в долине, там, где горная река, разливаясь, образует каскад озер, живет внучка шамана - дитя природы, защитница здешних обитателей тайги, покровительница зверей и птиц. Анёка – так назвали её старейшины. С рождения она живет наедине с природой, вдали от людских глаз. Душа её подобна солнечному свету, озаряет всё вокруг. Мало кому удалось её увидеть. Я её встретил и прочитал в глазах одну историю, которую хочу поведать вам».

Ну, хорошо, раз прочитали в глазах - поведайте. Второй текст, который включен в фильм: «Ежегодно на территории республики по вине человека происходит около тысячи пожаров, в которых гибнет свыше сотни тысяч животных. Помните, лес – источник жизни на земле!»

Между двумя абсолютно несовместимыми текстами – съемки очень красивой природы Южной Якутии. Настолько красивой, что человек, далекий от эвенкийского облика, выглядит здесь чужеродным элементом. Всё-таки фильм – это не косплей, и тем более, не селфи! Трудно поверить, что шаманкой может быть блондинка - даже не славянской, а скорее скандинавской внешности. При этом она носит православное кольцо, не раз показанное крупным планом. Что сказал бы в этой ситуации Станиславский? - «Не верю!»

Характерно, что буквально через две недели после этого фильма тот же Сергей Казюра блестяще показал, как все-таки надо снимать клипы про эвенков – про их природу, музыку, менталитет, про неповторимый национальный характер. По силе воздействия на зрителя «Туруял» - в своей первозданной простоте и гармонии превзошел даже «Аиста на крыше». Автором и исполнителем песни стала Алёна Колесова, автором музыки - Александр Константинов. В отличие от искусственно притянутого в чужую природу европейского образа «внучки шамана», в «Туруял» героиня-эвенка выглядит абсолютно естественно и органично – как сама природа Южной Якутии, как сама эта замечательная песня (фильм внизу). Очень просто, предельно органично и убедительно! Сила, брат, она – в правде! А внешняя красота при внутренней пустоте – не работает.

Так что не приходится удивляться, что «Анёку» посмотрели в шесть раз меньше зрителей, чем «Аиста на крыше».

Абстрагируясь от всех достоинств и недостатков этих фильмов, необходимо отметить большие усилия Сергея Казюры по поддержанию реноме жанра видеоклипа. Если бы не его четыре фильма, с этим жанром в Нерюнгринском районе была бы полная беда.

Впрочем, есть операторы, которые наступают режиссеру «Якутии24» на пятки. Один из них собирается работать с группой Ne Lego, которая от совместных проектов с Сергеем Казюрой отказалась. Так что намечается очень интересное сотрудничество и соперничество – надеемся, здоровое.

НАДЕЖДА НА ЛЮБИТЕЛЕЙ?

Самый страшный вывод минувшего лета: зрелища в Нерюнгринском районе фактически делают непрофессионалы – в то время, как профессионалы, получающие за это зарплату, простаивают. Не правда ли, есть о чем задуматься?

Сергей Казюра – не сотрудник ЦКиД, он репортер местной телестудии. Для первых двух клипов, о которых говорилось выше, он привлек группу музыкантов-профессионалов Ne Lego, все участники которой (кроме одного) также работают не в ЦКиД. В третьем клипе снималась сотрудник ЦКиД (этот выбор, как видим, стал неудачным), в четвертом – участвуют только непрофессионалы, и это стало успехом фильма!

Что происходит со штатными работниками? Как минимум, понятно: сотрудников ЦКиД лучше не нагружать фильмами и видеоклипами. Это не их работа, они этого делать не умеют. «Говорящие головы» никому не интересны. А делать нормальные концерты и шоу им не даёт санитарно-эпидемиологическая обстановка.

И что дальше? Тупик?

ОБРАЗЦЫ И КУМИРЫ

Как сказал на днях глава Якутии Айсен Николаев, сегодня мир узнаёт о Якутии через кинематограф. Как и вся республика, Нерюнгри с восторгом наблюдает за успехами якутского кино. Только что прогремел на кинофестивале «Кинотавр» фильм «Пугало», рассказывающий о судьбе якутской знахарки. Кто его авторы?

Режиссер фильма – учитель начальных классов из Амги Дмитрий Давыдов. Оператор - Иван Семенов. Исполнительница главной роли - Валентина Романова-Чыскыырай.

Чыскыырай - известная этнопевица, солистка Государственного театра эстрады республики. У нее много учеников и воспитанников. Лауреат международных конкурсов и фестивалей. Ее смешивание якутского фольклора с роком и джазом дает неповторимый эффект. Она блестяще импровизирует под живую музыку. А теперь она еще и кинозвезда. В роли знахарки – благодаря, в том числе, внешним данным, убедительному типажу – абсолютно органична.

Разумеется, такие блистательные примеры должны становиться образцом, в том числе, и для нерюнгринских любителей. Ребята, которые пытаются здесь делать фильмы, прекрасно понимают, что до хорошего уровня им еще как до Луны.

«То, что мы тут делаем - детский сад с барабаном. Но главное - начать! А сидеть и переживать, что вот, у них там ого-го, а у нас тут ни гу-гу – тогда вообще ничего не изменится», - откровенно поделился один из авторов сделанных в Нерюнгри фильмов.

Трезвое понимание ситуации, самокритика и желание творить - делают нашим ребятам честь и вселяет новые надежды!

Олег СОЛОДУХИН.

г. Нерюнгри.

На видео: фильм "Туруял" - безусловная удача нерюнгринских авторов. Автор и исполнитель песни - Алёна Колесова, автор музыки - Александр Константинов.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
27.09.2020 03:24 (UTC+9)
Комментарии: 2
Нетеатрал 27.09.2020 11:42

Упрастите отделы Минкульт.Все равно ничем не занимались.Тем более сейчас.Только по ЖКХ одни расходы.


Злобный Вуглускр 27.09.2020 20:25

Так и должно быть. Беда обнажает проблемы и показывает, что реально нужно, а что существует "по инерции", для "галочки" в графе "культурные мероприятия". В Якутии очень не много коллективов на концерты которых хотелось бы пойти просто так, а не по настоятельно му требованию работодателя.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ