Мошенники похитили у правнука Брежнева более 200 тысяч
Совет Европы потребовал освободить Навального до 7 июня
Пора передать показания приборов учёта!
МВД запретило въезд 120 иностранцам за участие в протестах
Глава Саратова решил взыскать с протестующих компенсации

Не знаю, какими важными событиями ознаменуется наступивший понедельник, 7 декабря, для уроженцев Мадрида и Праги, Лондона и Рейкьявика, Пекина и Каира, Иркутска или Орла, сотен других городов на планете… Но мне доподлинно известно, какой традиции последуют в этот день жители Гонолулу, столицы Гавайев - пятидесятого американского штата.

Здесь будут приспущены государственные флаги, и все, кто сможет, а это – люди из разных уголков земного шара, непременно попытаются попасть на Мемориал «Аризона». Смолкнет на время шумная туристическая какофония мирового курорта, и вместо нее прольется в тишину чистый звук корабельных склянок, заставляющий дрогнуть любое сердце. На флагштоке, прикрепленном к обломку грот-мачты затопленного линкора, поднимется и будет гордо реять звездно-полосатый флаг. В честь всех военнослужащих, погибших во время атаки гавани Пёрл-Харбор в 1941-ом.

Эту традицию мне довелось наблюдать лично, правда, в конце мая, в канун Дня памяти жертв Второй мировой войны. Но, как сказала наш гид, весь ритуал повторяется один к одному и 7 декабря.

Мемориал находится на военно-морской базе, которая по-прежнему занимает акваторию бухты Пёрл (Жемчужной). На территории Национального парка расположен музей, где собраны многочисленные экспонаты времен войны, художественные полотна на тему и макеты боевых кораблей. После демонстрации документального фильма посетители на теплоходе отправляются к месту, где на дне покоится линкор «Аризона»…

Сколько их было, трагедий во Второй мировой войне? Несть числа… И, конечно же, нам больнее вспоминать те, что коснулись родной страны, ее народа – слишком велика и ужасна была плата за Победу. Но разве можно остаться равнодушным возле газовых топок Освенцима, у подножия памятника русскому Алеше в Болгарии, у братских могил Бабьего Яра? Это ком в горле, непрошенные слезы и щемящее чувство горечи – никуда не деться, никуда не спрятаться от скорбных эмоций…

Вот и американский линкор «Аризона» с некоторых пор для меня нечто большее, чем просто название какого-то военного корабля. Над могилой его я провела несколько тягостных и печальных минут, которых мне никогда не забыть.

…В ежегодном отчете военно-морского министра США Ф.Нокса, опубликованном 7 декабря 1941 года в крупнейших национальных изданиях, утверждалось, в частности, следующее: «Американский народ может испытывать полную уверенность в своем флоте… С любой точки зрения флот США – сильнейший в мире». Гордо и патриотично! Что и говорить, приятно было прочитать такое сообщение за утренним кофе.

А в эти же самые часы (чудовищная издевка судьбы) на военно-морской базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах, где базировались основные силы Тихоокеанского флота США, один за другим уходили на дно линкоры «Оклахома», «Аризона», «Вест-Вирджиния», «Калифорния», потопленные японскими самолетами-торпедоносцами. Первые бомбы упали на палубы, едва на кораблях отзвучали звуки горна, возвещавшие начало церемонии подъема американского флага.

Операция под кодовым названием «Z», которая согласно плану военно-морского командования Японии, проводилась внезапно и вероломно, нанесла серьезный ущерб Тихоокеанскому флоту США. Всего за утро 7 декабря было потоплено пять линкоров из восьми и серьезно повреждено три оставшихся; три легких крейсера также оказались выведенными из строя, сильно пострадали три эсминца, затонули четыре вспомогательных судна.

Одновременно с кораблями японцы атаковали аэродромы противника, на которых было уничтожены 188 и серьезно повреждены 128 самолетов. По воспоминаниям американского штабного офицера, находившегося на командном пункте в тот момент, «паники не было, царил упорядоченный ужас». Лишь десять летчиков сумели поднять свои машины в небо, чтобы пощипать перья рвавшимся в бой ястребам окрыленного победой адмирала Исоруку Ямамото.

2 403 убитых и 1 178 раненых – потери американской стороны. Японцы не досчитались 55 пилотов, несколько десятков человек погибли на большой субмарине и еще 9 – на сверхмалых подводных лодках. Руководство военно-морских сил Японии было готово к тому, что в ходе сражения у Пёрл-Харбора лишится трети японской эскадры. Сотни камикадзе ждали своего часа…

Японские летчики-камикадзе.

Уничтожение лучших боевых кораблей и решительные действия японской армии, которые привели к захвату части британских, голландских и американских владений на Дальнем Востоке и в южных морях, больно ударили по международному авторитету США.

Атака гавани Пёрл-Харбор явилась кульминацией десятилетнего ухудшения отношений между Японией и Соединенными Штатами. Причина разногласий – статус Китая и безопасность в Юго-Восточной Азии. К лету 1941 года обе стороны заняли такие позиции, от которых они не смогли бы отказаться без серьезного урона национальному престижу.

Всего пять дней отделяли благополучную, сытую Америку от вступления во Вторую мировую войну. Эту дату – 7 декабря 1941 года американцы часто называют днём позора.

До сих пор специальные комиссии и сотни исследователей не могут ответить на вопрос: почему Первому воздушному флоту Японии удалось застать врасплох и беспрепятственно разгромить Тихоокеанский флот США? За два часа…

Случившуюся трагедию попытался художественно осмыслить американский режиссер Майкл Бэй в своем фильме «Пёрл-Харбор». Несколько лет назад его премьера шумно прокатилась по мировым экранам. И хотя критики разошлись в оценке достоинств картины, в одном они согласились: масштаб и накал трагедии были переданы авторами вполне достоверно, заставив зрителей содрогнуться от кошмара увиденного.

Эта лента, сделанная в лучших голливудских традициях, хоть и показалась чрезмерно насыщенной пиротехническими эффектами (тут уж американцам нет равных), все же дала кое-какое понимание темы Пёрл-Харбора, которая, как ни странно, меня давно занимала и будоражила.

Поэтому, когда туристические ветры занесли нас с мужем на Гавайские острова, мы сразу выделили самую главную для себя экскурсию – Пёрл-Харбор, что находился всего в 45 минутах езды от отеля в Вайкики.

Стоял удушливый жаркий день, но длинная очередь терпеливо дожидалась открытия музея. В толпе мелькали группы японцев… «А как же и они тут? Рядом с американцами? Им, выходит, не стыдно?» Но рассудительный внутренний голос мгновенно остужал: «Ведь и у нас немцев давно за врагов не держат… По крайней мере, есть такие настроения…»

На теплоходе, куда наконец-то мы попали, были арабы, евреи, китайцы, англичане… Все разом примолкли, словно боясь неосторожно произнести ненужные слова… Быстроходное суденышко понеслось вдоль стоящих в ряд современных красавцев-линкоров к эпицентру давней трагедии.

Мемориал «Аризона». Вид сверху.

Мемориал открыли в 1962 году. По словам его автора, архитектора Альфреда Прейса, проект предусматривает «прогиб сооружения в центре, но его крылья поднимаются сильно и энергично, выражая первоначальное поражение и окончательную победу. Создается общее впечатление безмятежности. Намеренно опущены скрытые намеки на грусть, чтобы позволить каждому подумать над собственными ответами, прислушаться к своим сокровенным чувствам».

Благодаря мелководности гавани Пёрл-Харбор, большинство американских кораблей впоследствии удалось поднять с морского дна, отремонтировать и ввести в строй. Кроме линкоров «Аризона», «Оклахома», корабля-мишени «Юта», эсминцев «Кессин» и «Даунс».

«Оклахома», пораженная первой же торпедой, перевернулась. «Вест-Вирджиния» загорелась и села на дно на ровном киле, «Калифорния» затонула прямо у пирса. Из восьми линкоров только один («Невада») сделал попытку выйти из ловушки. Однако из-за страха, что корабль будет потоплен на фарватере и закупорит выход из гавани, командование флота приказало посадить его на мель. Старый линкор «Юта», служивший в качестве учебной мишени, из-за необычного вида палубы был принят японскими пилотами за авианосец. В результате массированных атак с воздуха он перевернулся.

Линкор «Аризона» погиб в результате прямого попадания бомбы в боевые погреба. На его борту в тот момент находились 1 102 человека…

…И вот спустя 66 лет я стою над братской могилой, над которой вместо креста возвышается выступающий из воды насквозь проржавевший люк, и до боли в глазах всматриваюсь в темную гладь. Кого или чего мне хочется увидеть, кого вернуть на землю? За спиной – белая стена из мрамора, на которой выгравированы фамилии всех погибших в тот черный день. ВСЕХ до единого!

Притихшими и подавленными возвращались мы с места гибели «Аризоны». В голове назойливо крутилась одна и та же строка из песни Высоцкого. «Спасите наши души…» Перед глазами стояло расплывшееся радужное пятно – топливо до сих пор сочится из недр линкора. Словно прощальные слезы… Жутко…

Окончательно меня «добил» осмотр японской торпеды. Заглянув через небольшой иллюминатор внутрь ее, я увидела крохотный закуток со стоящей там табуреточкой. Выходит, на таких ожидали своего последнего часа фанатично преданные императору камикадзе. Для них линкор «Аризона» был всего лишь целью, которая достигалась ценой собственной жизни.

Наталия КИМ.

PS. Для американского фильма "Пёрл-Харбор" на оренбургском ПО «Стрела» были собраны два японских истребителя "Zero", прославившие летчиков-самураев во время Второй мировой войны. Выгодный заказ «Стрела» получила по результатам выигранного конкурса.

Истребители A6M2 "Zero" с полной боевой выкладкой оренбургские и японские специалисты собирали по старым чертежам долго и кропотливо, так как в самой Японии, демилитаризованной после победы США над императорской армией, этих машин не осталось. Для изготовления копий американцы привезли в Оренбург обломки «Zero».

Сцена атаки на Пёрл-Харбор с участием японских истребителей стала одной из самых дорогих в истории Голливуда. Ради нескольких секунд экранного времени было потрачено 5,5 миллиона долларов.

Кадр из фильма «Пёрл-Харбор».

Использованы фото автора и снимки, взятые из открытых источников.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
07.12.2020 01:51 (UTC+9)
Комментарии: 24
Хм 07.12.2020 02:11

Ну, как, день позора. У нас тоже таких дней хватает. То же начало ВОВ, первые дни по потерям даже не сопоставимы с Перл Харбором.


Интересно 07.12.2020 13:01
После победы США над императорской армией. А СССР не побеждал японскую императорскую армию? Автор, Вы из меня слезу сочувствия в память о янкесах выбиваете?

Нате вам 07.12.2020 13:03
Солдат 1922 года рождения убили в 1941- 42 почти подчистую. И это не позор, а трагедия. Опытный матёрый враг против пацанов воевал. Потом пришли их отцы и дошли до Берлина.

Ихтамнет 07.12.2020 03:35

А в Видяево в глаза жен и детей экипажа АПЛ Курска посмотреть слабо. Аль холодно, не патриотично.


Каким боком Видяево к этой теме? 07.12.2020 03:45

Фаза 07.12.2020 09:04
Работа у него такая.

Семен 07.12.2020 03:48

да, у каждой страны, у каждого народа есть свои трагичные страницы в истории. С интересом прочитал


На мой взгляд 07.12.2020 04:03

японский фильм "Тора! Тора! Тора!" (1970г.) более лучший, чем американский "Пёрл Харбор".


Бырпах 07.12.2020 07:29

Поражает задний план, так все обустроено красиво, да и сам мемориал отлично выполнен... У нас бы все до сих пор в разрухе стояло, не знали что делать и не могли... В Волгограде именем Сталина все восстановлено, а так бы до сих пор руины были бы.


Urals 08.12.2020 00:09
При Сталине то восстановили, но какое сейчас отношение к мемориалам. Летом был на "острове Людникова". Все заросло. Засохшие клумбы. Позор действующим властям.

«Нам остался до Волги только километр, но мы не можем его пройти. Мы ведем войну за этот километр дольше, чем за всю Францию», - так рассказывал в письме родным немецкий солдат, воевавший в Сталинграде. Но на многих участках фронта, вытянувшегося вдоль реки, до заветной цели фашистам оставалось гораздо меньше. Более двух месяцев части 138-й дивизии полковника Ивана Ильича Людникова удерживали плацдарм на правом берегу Волги в районе заводы «Баррикады», остановив отчаянно рвавшиеся к реке войска Вермахта всего в 400 метрах от берега.


а так бы до сих пор руины были бы. 08.12.2020 05:03
чего ты брешешь? сядь в машину проедь по местам боевой славы, своими глазами посмотри а потом пиши что у нас все плохо, а у них хорошо. наши памятники и мемориалы не хуже, лучше чем у них, а в ссср и того больше строили.

караван 07.12.2020 07:58

пустячок ,а приятно.


Нате вам 07.12.2020 09:52

Наконец побудили США вступить в мировую войну, которая началась летом 1937 в Китае.


В России четырехлетняя война США с Японией мало известна. А ведь она затрагивала весть Тихоокеанский регион и Юговосточную Азию 07.12.2020 14:47

Пока амеры дрались, ссср имея договор о нейтралитете поставлял в Японию нефть. Половина топлива императорского флота имело северосахалинское происхождение.


Нате вам 07.12.2020 17:05
..."В 1983 году американский писатель Чарльз Хайэм опубликовал книгу «Торговля с врагом», в которой на основании найденных им в архивах документов обвинил ряд известных корпораций США в сотрудничестве с Третьим рейхом уже после начала Второй мировой войны. Помимо Форда, Хайэм уличил в партнёрстве с нацистами через нейтральные страны американские энергетические, финансовые и телекоммуникационные компании, принадлежащие Рокфеллерам, Морганам и другим влиятельным бизнес-династиям США"...RT.

О, да! 07.12.2020 17:24
RT напишет ))))))))

Нате, а чего тебя так заплющило от этой статьи? 07.12.2020 17:35
Хорошо написано, к дате трагического события. Тебя-то что на клочки рвёт?

Нате вам 07.12.2020 19:15
Насчёт статьи. Хорошо написано. Очень даже интересно читать. Но, очень давно попадалась на глаза информация, что командование американцев было осведомлено о готовящемся нападении и о его времени.

Нате вам 07.12.2020 19:22
"...Вечером 6 декабря в Вашингтоне была перехвачена и расшифрована японская нота — ответ на американский ультиматум 26 ноября. Хотя в пространном документе прямо не говорилось об объявлении войны, весь его смысл и указание точного часа вручения — 1 час дня 7 декабря говорили сами за себя, однако никакого предупреждения на Гавайи, где базировался весь Тихоокеанский флот, послано не было. 6 декабря в 21:30 (по вашингтонскому времени) японская нота была доставлена Рузвельту. Прочитав её, президент заметил: «Это — война"...

Плюс Рихард Зорге предупреждал об этом за три недели, о чем было сообщено в Вашингтон.


Нате вам 07.12.2020 19:33
О, де! Да, я читаю RT. У меня даже ник позаимствован из твита Симоньян.

Чарльз Хайэм лгунишка. 07.12.2020 21:46
Его книга "Торговля с врагом" больше художественный вымысел, чем исторический труд. В книге напрочь отсутствуют ссылки на состоятельные исторические источники. Очень несерьёзный гражданин, этот Чарльз Хайэм.

Нате вам 07.12.2020 22:32
Если Хайэм лгунишка, есть множество свидетельств помимо него. Деятельность американских корпораций до и во время второй мировой войны в нацистской Германии хорошо освещены и находятся в свободном доступе.

=Деятельность американских корпораций до и во время второй мировой войны в нацистской Германии= 08.12.2020 00:51
Вот деятельность американских корпораций во время ВМВ в гитлеровской Германии - это очень интересно. Союзники, Англия и Франция в 1940 году, т.е. после начала ВМВ, планировали бомбардировку советских нефтепромыслов в Закавказье, т.к. английские официальные историки утверждают, что Румыния и СССР превратились в основных поставщиков нефти в Германию. И Мексика, после национализации в 1938 году американских нефтепромыслов организовало госкомпанию "Пемекс", которая гнала нефть в Германию и Италию. Кроме этого, американский нефтепромышленник Дэвис, поддерживавший тесную связь с Г.Герингом, руководившим подготовкой

германской экономики к войне, организовал летом 1938 г. экспорт мексиканской нефти в Германию и Италию. Всего с июня 1938 по сентябрь 1939 г. "Дэвис ойл компани" экспортировала свыше 3 млн т мексиканской нефти, более половины было отправлено в Германию. Перед войной доля мексиканской нефти в снабжении Германии достигла 20 %. Стоит заметить, что всё это было до начала ВМВ и что в этом участвовал частный капитал США действовавший за их пределами.


История 08.12.2020 16:56

Умер американский летчик-испытатель Чак Йегер, который первым в истории превысил скорость звука

Об этом сообщает телекомпания CNN. Летчику-асу Второй мировой войны было 97 лет, он сбил 13 самолетов противника, летал более чем на 150 воздушных судах и провел в воздухе свыше 10 тысяч часов.

Самый известный полет Йегера с превышением скорости звука на экспериментальном самолете состоялся в 1947 году.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ