Сергей Фургал останется в СИЗО до июня
Скандальная передача Михалкова вернется в телеэфир
Блогер Илья Варламов едва не погиб в Якутии
Власти США зареклись насаждать демократию силой
Ушел из жизни известный спортивный комментатор

В 2020 году произошло еще одно внешне незаметное, но очень важное, событие. Усилиями Федерального дорожного агентства и многочисленных подрядных организаций, наконец, была закрыта одна из самых позорных страниц истории российского бездорожья. Последний «зимник» на федеральной трассе «Лена» ликвидирован, и теперь вся трасса, проходящая от Невера до Нижнего Бестяха, протяженностью 1 156 километров, стала доступна круглогодично, благодаря новому и надежному асфальтированному покрытию.

ВЕРБЛЮДЫ НА ТРАССЕ

Федеральная автомобильная дорога А360 «Лена» (до 31 декабря 2017 года одновременно применялся прежний учётный номер — «М56») — автомобильная дорога федерального значения Большой Невер - Якутск. Часто называется также Амуро-Якутской автомобильной магистралью – это её историческое название сохранилось в качестве «народного».

«Нулевым» километром считается соединение с федеральной автотрассой Р297 «Амур» в поселке Невер. 39-й километр - Соловьёвск, 170-й километр — Тында, 320-й километр – Иенгра, 400-й километр - Чульман, 638-й километр — Алдан, 712-й километр – Томмот, 906-й километр – Улу. На 1 156-м километре, в поселке Нижний Бестях, трасса заканчивается, превращаясь в федеральную автотрассу Р504 «Колыма», которая идет до самого Магадана.

С Амуро-Якутской магистрали начинается история практически каждого населенного пункта в бывшем Тимптонском (ныне – Нерюнгринском) и Алданском районах. Ещё в начале прошлого столетия Якутия фактически находилась в изоляции от Российской Империи и была оторвана от граничащих с ней областей. Протяженность единственного сезонного пути в Якутию Иркутск – Якутск была очень велика, составляя 2 650 км. По тем временам это расстояние было практически непреодолимым.

С Амуро-Якутской магистрали, которая в середине ХХ века стала трассой «Лена», начиналось освоение Южной Якутии. Открытие месторождений золота в Алдане в 20-е годы стало толчком к строительству дороги от Транссибирской магистрали до новых приисков. Именно благодаря строительству дорог, в Южной Якутии стали появляться новые населенные пункты – Нагорный, Чульман и другие.

Когда сегодня мы немного опрометчиво произносим: в 20-е годы была построена Амуро-Якутская магистраль, мы не догадываемся, как на самом деле далеки от истины. Построить дорогу – дело не одного года, и даже не одного десятилетия. По будущей дороге китайские контрабандисты и вольные алданские и тимптонские старатели ходили испокон веков, задолго до появления на карте страны Утёсного и Чульмана. Но самой дороги как таковой не было.

Потребность в строительстве «колесной» дороги века из Амурской области в Якутию, где действовало около 150 золотых приисков, возникла намного раньше - в 70-е годы XIX века. Реализация масштабного по тем временам проекта была начата силами Верхне-Амурской золотодобывающей акционерной компании, которая за счет собственных средств построила первые 105 верст, соединивших прииск Джалиндинский на реке Амур с прииском Николаевским на севере Амурской области.

После завершения строительства Транссиба снабжение продовольствием и рабочей силой стало осуществляться полностью из Амурской области. Со станции Большой Невер была проложена так называемая «тележная дорога» для гужевого транспорта. Она шла до поселка Нагорный. Этот путь длиной 380-400 километров назывался еще «верблюжьей тропой». Им пользовались в основном зимой по льду и уплотнённому снегу.

От Якута до Чульмана была пробита просека длиной 128 км. По реке Тимптон от прииска Лебединый до устья Чульмакана и далее, в бассейн реки Большой Нимныр действовал зимник. По нему передвигались не только на санях и нартах, но и впервые на Севере стали использовать верблюдов.

Инициатором внедрения верблюжьей тяги был один из агентов Верхне-Амурской компании, который приобрёл сто животных в Забайкалье. Как ни странно, верблюды хорошо приспособились к местным условиям. По свидетельствам очевидцев, они могли перевозить в несколько раз больше груза, чем олени и лошади.

УТЁСНЫЙ И БУДКА

Транспортная доступность по «раннему» АЯМу была обеспечена только зимой, когда реки и сама дорога надежно промерзали до самого дна. В теплое время года, и особенно в пору весеннего половодья и обильных дождей в конце лета, реки всегда таили в себе смертельную опасность. Кроме того, на трассе практически не было мостов и летних переправ.

На месте современного Чульмана в 1924 году стояли только китайские фанзы. В мае 1925 года советское правительство приняло срочные меры по постройке дороги от Амура через Алдан до Якутска. Было создано управление дорогой с базой в посёлке Стрелка Амурской области, сформирован первый штаб работников. Общая протяжённость трассы должна была составлять 800 километров, ориентировочная стоимость определена в 16 миллионов золотых рублей. Хотя обошлась она потом гораздо дороже.

В 1926 году на зимовье Утесном появились первые 19 жителей – 14 мужчин и 5 женщин. Название «Утёсный» происходило от его местоположения над обрывом в пойме реки Локучакит, на первой надпойменной террасе реки Чульман. Только в 1927 году в Утесный была проложена гужевая дорога из Нагорного и проведена первая телефонная линия.

Автомобилей практически не было. Основным видом транспорта после верблюдов оставались лошади. Но и лошадей тоже катастрофически не хватало. Транспортной конторе «Союзтранс», находившейся в Большом Невере, пришлось обратиться за помощью.

Верблюды и лошади были, конечно, во много раз менее производительны, чем грузовики. Достаточно привести цифры: в 1929 году верблюдами, лошадьми и немногочисленными автомобилями на север доставили 2 млн тонн грузов. В 1968 году автомобили перевезли за год 65 млн тонн. То, что в 30-е годы ЗИС перевозил за два месяца, в 70-е годы КрАЗ перемещал за один день.

Районным центром с 1926 года был посёлок Нагорный. Он располагался по обоим берегам верховья реки Тимптон. К посёлку также относились близлежащие дорожные будки «Якут», «Новая будка», «Делегатка», «Орочон».

В 1928 году Утёсный был переименован в автопункт Чульман, потому что здесь была образована следующая автодорожная будка по ремонту автомобилей. 1929 год стал началом деятельности автомобильного и дорожного хозяйства АЯМа, когда содержание разбитой и неухоженной дороги, её строительство были подчинены одному хозяину - «АЯМзолототрансу». В распоряжении этого предприятия было всего пять автомобилей марки «Штейер» грузоподъемностью 2,5 тонны каждый. Этого было, конечно, недостаточно. Верблюды ходили по АЯМу, в основном, осенью. На каждые 50 верблюдов полагалось по десять рабочих и одному бригадиру.

НА АВТОМОБИЛЯХ

В 1932 году в «АЯМтранс» наконец-то стали поступать массово грузовые автомобили с новых советских автозаводов. Лишь к 1938 году с дороги были окончательно вытеснены верблюды и лошади, а весь северный завоз исключительно перешел на моторную тягу.

Многократно возросшая грузоподъемность машин автоматически привела к повышению требований к состоянию дорог и самих автомобилей. А с этим была полная беда! Никаких «северных вариантов» машин в то время не делали. Кабины продувало насквозь, как-либо утеплять их не удавалось. Водители ездили в огромных овчинных тулупах, под которые старались надеть как можно больше теплых вещей. Нередко, чтобы согреться, они включали первую передачу, а сами шли рядом, держась за руль - так было холодно в машинах.

Как только движение полностью перешло на моторную тягу, остро встал вопрос о строительстве моста через реку Чульман. Его начали строить в 1939 году. Благодаря заключенным, дешевой рабочей силы хватало. Планировали управиться за пару лет, и мост действительно был построен в срок. Но в 1941 году автомобилей не стало. 22 июня началась Великая Отечественная война. В первые дни на фронт вместе со своими автомобилями ушли 150 водителей Чульмана. Движение по АЯМу стало менее интенсивным.

Да и судьба моста оказалась незавидной. Катастрофическое наводнение 1942 года снесло в Чульмане все постройки вдоль реки, от моста тоже ничего не осталось.

После войны строительство Амуро-Якутской автомобильной магистрали возобновилось. В апреле 1949 года дорога от Большого Невера до Томмота была объявлена частью большой сети общегосударственных дорог СССР. В течение нескольких лет паромные переправы на реках Тында, Чульман и Большой Нимныр заменили большие деревянные мосты. Окончательный рапорт об окончании работ в Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР ушел 11 октября 1962 года.

В 1971 году на смену паромной переправе через реку Амга пришел мост, протяженностью 327 метров. Введенный в эксплуатацию в 1987 году мост через реку Алдан позволил Амуро-Якутской автомобильной магистрали получить статус единственной на тот момент круглогодичной в дороги в Якутии.

ПЕЧАЛЬНАЯ СЛАВА

Любая дорога требует постоянного ухода и обновления. К 90-м годам федеральная автотрасса «Лена» начала разрушаться, и звание «круглогодичной» было основательно поколеблено.

Трасса «Лена» стала печально знаменита на весь мир в 2006 году, получив незавидное звание «самой опасной трассы мира» - по версии западного авторесурса Autospies.com. «Лена» опередила и «дорогу смерти» в Боливии, пролегающую вдоль вершин Анд, и трассу по Тибету от Катманду до одного из базовых лагерей альпинистов, и многие другие. Гордиться тут особо было нечем.

Это время мы прекрасно помним. Реальное асфальтовое покрытие оставалось только на небольших участках в районе Тынды, Нерюнгри и Алдана. Было немало участков, где асфальта не было вообще. В те дни, когда в Якутии таял снег (как правило, май и начало июня) или шли проливные дожди (в июне, июле и августе) трасса "Лена" становилась практически непроходимой.

После дождей полотно трассы превращалось в вязкую жижу, и начиналось вспучивание. Машины буквально тонули в грязи. Свидетели и участники многокилометровых пробок могут многое рассказать о перевернутых КамАЗах и "Уралах", лежащих на обочинах, о рассыпавшихся по трассе грузах, о голоде, о самоубийствах водителей на дороге, ставших следствием испорченных и пропавших продуктов на миллионные суммы.

Одной из причин усугубления ситуации стало начало эксплуатации железнодорожной линии на участке Беркакит-Томмот в 2004 году. Движение грузовиков, доставляющих грузы для строительства железной дороги, привело к увеличению нагрузки на дорожное полотно. Трасса стала ветшать на глазах. Изначально не рассчитанная на проезд 40- и 60-тонных фур, дорога не выдержала и «расползлась» под колесами дальнобойных машин до нулевых отметок. Образовались, по сути, непроходимые пучины, превратившие отдельные участки в первозданное болото, каким оно здесь было до строительства дороги в 30-е годы прошлого века.

НОВАЯ ДОРОГА

Новый этап в истории развития автомобильной дороги «Лена» наступил с принятием в 2010 году Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». С 2010 по 2015 годы было реконструировано более 300 км автомобильной дороги. За последние пять лет капитально отремонтировали и провели ремонт ещё 350 км трассы.

Сегодня новые участки магистрали, введённые в эксплуатацию после реконструкции, отвечают современным требованиям, как по пропускной способности, так и по условиям безопасности дорожного движения. На трассе успешно применяются передовые технологии для сохранения качества асфальтового покрытия.

Автору этих строк неоднократно приходилось писать репортажи о ремонте разных участков трассы «Лена». Одним из подрядчиков работ было ООО «Стройсервис». Его большое и многоплановое хозяйство раскинулось вдоль трассы от Чульмана до Большого Хатыми. На северной окраине Чульмана расположился железнодорожный тупик, находится парк хранения битума и мазута для асфальтово-битумного завода. Сам асфальтово-битумный завод был построен в Большом Хатыми. Между ними, поближе к Чульману, находился так называемый карьер – площадка для заготовки строительных материалов. Добываемый здесь щебень и песок шли на изготовление качественного асфальта.

Проект реконструкции трассы предусмотрел перевод трассы «Лена» из четвертой категории в третью. Это означает более жесткие требования к дороге: меньшие углы поворотов, выравнивание по горизонтальным уровням и так далее. Изменившиеся радиусы кривых теперь позволяют движение по трассе с более высокой скоростью, чем раньше.

Трасса «Лена» теперь состоит из четырех слоев, которые укладываются друг за другом. Два нижних слоя называются общим словом «основание». Два верхних слоя – это «покрытие».

Так или иначе, а сегодня федеральная трасса «Лена» действительно впервые в своей истории стала круглогодичной, благодаря новому асфальтированному покрытию.

Олег СОЛОДУХИН.

г.Нерюнгри.

Фото автора и из исторического музея Александра Кошукова.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.01.2021 04:14 (UTC+9)
Комментарии: 35
Митя 04.01.2021 05:09

Насколько я помню из прочитанного, верблюдов в Алдан завезли разово в 29 году и через пару зим их практически не осталось. Т.е., существенной роли они не сыграли, но сам факт их появления в Южной Якутии примечателен.


Прохожий 04.01.2021 09:27
Позорных страниц бездорожья в Якутии хватит на тысячу лет. А страница с трассой Лена ещё не закрыта. Моста то нет через Лену.

Помним и знаем 04.01.2021 13:33
Самую плохую дорогу мира.Сейчас красота.Даже забываются те мучения а остается только хорошее.Точно за место моста достройте дороги Колыма Ленск Мирный.Мост ради одних алконавтов шибко дорого.Будет платным еще вся респбл.будеть сидеть в долговой яме.Рабочих хватит кадры вытрезвителей полно.

Urals 04.01.2021 05:16

Не благодаря усилиям Федерального дорожного агентства, а благодаря платежам по Платону. Дальнобои, убивая свои машины проплатили строительство. Им за это огромное Спасибо!!!


Ещё и Путину оды петь будут вышестоящие власти 04.01.2021 05:21
Вот увидите

Ветеран 05.01.2021 00:15
Автору статьи необходимо уточнить объемы перевезенных грузов в 1928 году и в 1968. Явно завышенные цифры, или речь идет о тонно-километрах. Верблюды, лошади и небольшое количество машин не могли перевести 2 млн. тонн груза. Примерно такой объем перевозит ЛОРП за навигацию.

Мяу 04.01.2021 05:18

Позорная страница бездорожья Якутии продолжается! Будьте уверены.


Хороший заголовок 04.01.2021 09:51

Только для нас, мирнинцев, он не несет никакой смысловой нагрузки. Здесь дорога - это просто название направлений. Дорог у нас не было и никогда не будет, кто бы что не говорил. Обещаний было много, но всё оказалось враньём.


Пассажир 04.01.2021 09:59

Достали с этим мостом. Дорогу постройте Усть-Кут - Якутск!


Александр 04.01.2021 15:20
А теперь еще постройте остальные дороги к населенным пунктам.

Якутск - Удачный 6000км и тд.


Вот в том -то и дело, что позор 04.01.2021 10:35

21 век, а дорог нет. Сколько обещалкиных сделали свою карьеру благодаря выборам. Все они уже разъехались, семьи свои повывозили из Мирного, зарплаты получали и получают неприлично огромные, а их обещания стоят памятником в виде грунтовки. Только владельцы внедорожников могут себе позволить передвигаться по Мирнинскому району и ездить на свои дачи, остальные добираются кое -как.


Старый колымчанин 04.01.2021 11:06
Мирнинцам : а почему вам кто то должен строить дороги? Это вы сами создали у себя республику в республике! Больше чем у вас денег нет больше ни у кого. Вы посмотрите как выживают сёла на северах и не ноют. Это вы выбираете своих депутатов,вот и спрашивайте с них! Кстати,лёд уже тронулся вы свой театр уже отстояли! А с остальным как? ИМХО.

Еще один пример 04.01.2021 13:46
Как наши чиновники работают против людей.XXIвек у нас как было все дровами туалеты на улице при -50*-60*С. Дорог не было особенно в районах.До сел их нету добирались самолетом.Сейчас ничего и никого.Люди сидять на голодном пайке.Хоть одну дорогу до ума привели.А сколько от этой дороги 90-е украдено было.Тогда были дорожные Чеки.Живых денег не было.Тоже крика было больше построим дороги до масквы будете ездить как сыр в масле.На дороги и закупать дорожную технику.Эти люди до сих пор при власти дерут горло.Читай архив газет с 1995г.Если не верите.Сколько написано было делов а они не подтопляемые.

Мирра Алдан 04.01.2021 12:07

Помню времена , когда с Алдана до Якутска ехали 24 часа.

Помню когда 300км до Нерюнгри 14 часов.

Сейчас дорога , это прорыв , это сказка по сравнению с началом века.

А история есть у всех дорог, тем более на вечной мерзлоте.Тем более при жарком лете и суровой зиме.Спасибо дорожникам , спасибо тем , кто на дороге остаётся истинным патриотом Севера.


А Мирра не хочет вспомнить времена 04.01.2021 13:56
когда по маршруту Алдан-Чульман-Тында и обратно самолёт как трамвай ходил?

Игорь 05.01.2021 05:39
Нельзя те времена вспоминать, потому что это было при «кровавых кумуняках».

Бырпах 04.01.2021 12:23

Эта дорога - ничего необычного, она сто лет назад должна была быть. Уважения себя не хватает людям, возьмите к примеру уличные деревянные туалеты...


Зина 04.01.2021 13:13

хороший материал в историческом плане, с удовольствием прочитала. Только на этом портале из якутских и можно почитать что-то основательное


VSA 04.01.2021 14:25

Ну что, как всегда! Нет дороги - плохо. Сделали дорогу - опять плохо.

А что нужно сделать, что бы всем было хорошо?


Просто есть категория людей 04.01.2021 14:41
для которых сколько хорошего не делай - всё равно будет плохо. Психотип такой, лишь бы поворчать.

VSA 05.01.2021 05:40
Правильно сказал.

Андрей 07.02.2021 20:37
Это примерно как со сборной России по футболу. Проиграли - плохо, "ногожопы". Выиграли - тоже плохо: "купили игру", "приняли допинг", "для соперников эта игра ничего не значила" и т. д. и т. п. Наконец, сыграли вничью - тоже плохо, там тоже придумают, что сказать...

123 04.01.2021 15:46

Трасса Якутск - Нерюнгри не полностью асфальтирована.


Санавиатор 04.01.2021 18:07

Для Якутии сейчас важнее хорошие аэродромы и авиаплощадки.


Андрей 04.01.2021 18:19

Я проехал трассу Лена в конце октября начале ноября. Процентов на 75 только был асфальт. Странно как так то быстро рапортуют что дорогу одели полностью в асфальт.


САХА 04.01.2021 19:14

Спасибо,многое сделали по главной автомагистрали Якутии.Но реально покрыто асфальтом до 75%,и тот начинает разваливаться местами.Странные дифирамбы.КОГДА ПОЛ яКУТИИ БЕЗ ДОРОГ.Да и АЯМ ещё до ума доведут лет через 5.


Мирра Алдан 04.01.2021 20:05

75%!!! люди, это же много!!! На зыбких почвах Якутии строить дороги , это не в Сочи.Обязательно будут высокотехнологичные дороги , только надо подождать .Спасибо и за железную дорогу!

Но то , что умрёт авиация , Алдан и алданцы представить не могли 40 лет назад.


Конечно подождём! 04.01.2021 20:34
Деды наши ждали. Отцы ждали. И нам ждать завещали. Ждем-с

Якутск 04.01.2021 20:37

Сейчас самый НЕХОРОШИЙ участок это перед Качикатцами (со стороны Алдана), щебень, потом куски асфальта со стыками в виде щебенки...В целом конечно улучшайзинг ЕСТЬ. ССУДЯ ПО табличкамтгде еще идеттремонт, в 2024г будет везде асфальт. Мост если все таки построят, то вапче ляпота будет. А в Удачный и Мирный попросите Серегу младшего построить дорогу...его вотчина


СТРАННИК 04.01.2021 23:59

Разве это дорога жизни? Автор рассказал бы про всю трассу до Магадана, про причины черный и жёлтый, про петли зайти. Правда сейчас там лучше стало, а вот когда я ездил в начале 2000-х там действительно была дорога жизни, расскажите про дороги севера в целом, до Зырянки хотя бы, дальше правда еще хуже. ..


Странник 05.01.2021 00:01
Про Прижимы*

Хм 05.01.2021 06:35

Хорошо, что дорогу проасфальтировали, плохо, что строили 95 лет...

Такими темпами развития никакого.


Мирра Алдан 05.01.2021 08:15
Учите историю, наши отцы и деды воевали и погибали на фронтах Великой Отечественной, Якутия мужественно сражалась на трудовом фронте.Надо было Вам хорошие дороги строить?

Потом перестройка , неразбериха , но дорожники продолжали , как могли содержать дорогу .

Сейчас главная проблема - угробили образование и приходят тупые специалисты , от которых больше вреда , чем пользы.

Всех моих дорогих земляков с Новым годом и

Гладкой дороги!!!


=наши отцы и деды воевали и погибали на фронтах Великой Отечественной= 05.01.2021 11:56
Дороги тут каким боком?

(((()))) 05.01.2021 13:30

Надо помнить эти дороги! В начале 90-х ездил на машине в Якутск и обрано в Нерюнгри. Помню Большой Нимныр, Малый Нимныр, Дунькин Пуп, Васильевка, Чульмакан и все ранние места остановок и отдыха без всякой связи и никаких кафе и столовых. Одна колея и болота в дождь. Сейчас десять часов и в Нюрке! Или в Якутске! Все таки дороги улучшаются! Слава строителям!


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ