В Мохсоголлохе пытались переправить телефоны в колонию
Чего боится грипп
В приморском городе Артёме горит большой автомагазин
Память. Ушел из жизни Артем Доброхотов
Зарегистрированы ещё три кандидата на пост главы Якутска

В музыкальном мире его знают по имени Александр Лев-Коновалов (почему, скажем позже). Как аранжировщик и микс-инженер записал более двух тысяч произведений для лучших исполнителей страны. Александр Розенбаум, Эмин, Николай Басков, Олег Газманов, Григорий Лепс, Сергей Трофимов, Наташа Королева, Светлана Лобода и многие-многие другие сочли за честь сотрудничать с ним.

Его имя не произносят во время концертов, оно написано на оборотной стороне пластинок с песнями наших кумиров - он почти всегда находится в тени громких имен. Но без него мы не узнали бы многих песен, ставших хитами при его незримом участии. К тому же он сам пишет музыку, тексты для песен. Еще и на гитаре играет!

И все это наш земляк и, наверное, кто-то из якутян помнит его совсем мальчишкой, ведь родился он в поселке Усть-Нера, а учился в школе в Черском.

- Александр, ты родился в Усть-Нере, а помнишь о событиях своего детства, наверное, с той поры, когда вы уже переехали в Черский. Каким запомнился Черский тех лет?

- Да, я родился в Усть-Нере в июле 1970 года. Мои родители работали в типографии. Отец был главным механиком, а через два года его пригласили уже директором типографии в поселок Черский Нижнеколымского района, куда мы всей семьей и переехали. Одно из самых ранних моих воспоминаний – это детский сад, потом школа где я солист хора, потому что уже тогда хорошо попадал в ноты.

В 1977-м году пошел в первый класс. Детство мое прошло на берегу Колымы. Мы шатались по берегу вдоль реки. Там было все, что нужно мальчишкам - много сухой древесины для костра, заброшенный корабль «Прибой», для нас, пацанов, это было лучшее развлечение!

Мы носились по поселку на велосипедах, позже на мопедах и забирались в самые отдаленные, куда могли заехать, места – на сопки, поднимались на горы. Или приезжали на карьер, где с обрыва можно было наблюдать, как в аэропорту садятся и взлетают самолеты. Мы гуляли, несмотря на мороз зимой и комаров летом, до самого позднего вечера. А так как летом не темнеет, мы даже не понимали, сколько часов. И потому спрашивали время у прохожих (если я к 7-8 вечера не появлялся дома, мне могло достаться от отца). Очень мне нравилась эта свобода, вольница, и я вспоминаю то время с теплотой и радостью.

Помню, много времени проводил в типографии. Мама работала печатницей, а отец был директором. Здесь создавалась тогда и печаталась газета «Колымская правда». До девяти часов вечера газета печаталась, а потом ее надо было фальцевать. Три с лишним тысячи экземпляров нужно было разложить по двадцать газет для почтовых отделений, и вот я приходил и помогал маме, фальцевал газеты, сгибал их с помощью расчески.

Я вспоминаю школьные годы как одно из самых счастливых времен моей жизни, потому что у меня были очень хорошие друзья. Были прекрасные родители, и мне, тогдашнему пацану, весело и интересно жилось.

Недалеко от типографии был сарай, где стояли мопед и папин мотоцикл. Я любил технику, и мое детство пахло типографской краской, бензином и всегда звучало музыкой.

Ну и, естественно, на Колыме была рыбалка, лодки. Я до сих пор помню, как на веслах отплываешь от берега на «казанке», и запах заведенного мотора и самой реки я никогда не забуду. Такого в моей жизни больше никогда не было.

- Когда ты начал заниматься музыкой?

- В 80-м году мы поехали летом в отпуск на материк, как тогда называли все, что за Уралом. Мои старшие двоюродные братья в это время начали играть на гитаре. Мне тогда было десять лет, я прикоснулся к инструменту и забредил музыкой. Поэтому, когда мы вернулись осенью в Черский, отец повел меня в музыкальную школу. Учебный год уже начался, и отцу сказали, что отбор прошел еще весной. Но все же меня прослушали и приняли в класс баяна. Моим первым, любимым педагогом по баяну была Наталья Николаевна Коваленко.

Спасибо моему отцу, он очень сильно поддерживал мое увлечение музыкой. У меня было все, что можно было купить в Черском, чтобы мой интерес к музыке развивался – магнитофон и гитара, которую отец приобрел в местном универмаге, как помню, за 114 рублей.

Я самостоятельно выучился игре на гитаре и, кстати, продолжаю учиться. И когда через пять лет я благополучно окончил музыкальную школу и восемь классов в Черской школе, отец сказал, что нужно поступать в музыкальное училище. Мне на тот момент это казалось очень сложным, я вообще не хотел уезжать из любимого мною Черского, где были мои друзья, где проходила моя интересная, кипучая, хорошая жизнь.

Но отец настоял, и вот мы поехали в отпуск в очередной раз(раз в три года, как раньше все ездили), и я не без труда прошел конкурс в музыкальное училище им. Л.В.Собинова в городе Ярославле по классу баяна. В то время это было одно из лучших музыкальных училищ в СССР, оттуда вышло много известных музыкантов, там была отличная команда педагогов, которые тоже оставили след в моей музыкантской судьбе. Так я в 15 лет покинул свою малую родину.

- А чем ты занялся после училища?

- В 1989 году, после училища, я был призван в армию. Ну, и поскольку имел музыкальное образование и играл на инструментах, большая часть моей службы была связана с оркестром и армейским ансамблем, подготовкой концертов, всяких вечеров и всевозможных военных мероприятий. Тогда были очень популярны песни группы «Любэ», а «Есаул» Газманова был настоящим хитом.

И так получилось, что ушел я в армию СССР, а вернулся в 1991 году в другую страну - Россию, где тогда происходили сложные события. Пришлось во многом меняться самому: нужно было как-то выживать в новых рыночных условиях, при тотальном дефиците, при тотальной неустроенности, депрессии. Работы не было, и я, как и многие коллеги, стал работать в ресторане. Сначала это был Ярославль, а потом Москва.

- Как у тебя, не москвича, все складывалось в столице, да еще в 90-е годы?

- Москва встретила меня, как и любого приехавшего сюда за счастьем и тем более за славой, довольно прохладно. Были, конечно, и финансовые трудности, и проблемы с жильем, все, как у всех вначале, но потом потихоньку, шаг за шагом все стало налаживаться. Уже в те годы я не видел для себя другого способа заработать, кроме музыки – долго играл на гитаре во всевозможных кавер-командах, делал аранжировки для ресторанов и студий. Кстати, в Москву я приехал не пустой, а с багажом, хоть и небольшим – еще в Ярославле начал делать аранжировки для цыган в стиле ритм-энд-блюз…

А когда удалось устроиться в хороший бар на Петровке, один из первых московских клубов, тогда стало легче. Это было самое модное место в Москве конца 90-х. По пятницам-субботам собиралось до тысячи человек, и две группы играли посменно всю ночь – Москва тогда гуляла практически круглосуточно! И так прошло три года.

С 99-го года я перестал играть в клубах, и все время практически работал в студиях. Начинал в студии у отца певицы Нюши Владимира Шурочкина, делал аранжировки для него. Он тогда только начинал певческую карьеру, выйдя из группы «Ласковый май». Мы с ним подружились, и я имел счастье работать в студии. Там я познакомился со многими талантливым авторами стихов и музыки, такими, как Симон Осиашвили и Сергей Трофимов. С их подачи сделал первые свои известные аранжировки и благодаря возможности работать на студии стал самообучаться звукорежиссуре, изучать то, из чего создается звук и как осуществляется его запись.

В клубе, где играл, познакомился с Евгением Осиным, Володей Пресняковым. Они иногда по ночам выступали в разных московских казино, а после работы приходили в клуб, где мы играли, потусоваться и иногда даже поджемить с нами, так как мы работали до четырех утра. Тогда мы играли популярную музыку живьем, и всем очень нравилось.

С Женей Осиным мы потом начали работать в его студии. Позже пришел Игорь Саруханов, именно они были первыми артистами, которые поверили в мой талант и доверили аранжировать и записывать их музыку. С Игорем довольно долго мы работали и записали почти четыре пластинки. Я делал аранжировки, был продюсером записи, все это миксовал, сводил, играл на гитаре. В 2000-м году вышел первый мой хит под названием «Лодочка, плыви» - дуэт Игоря Саруханова и Николая Трубача. Это была хорошая песня, популярная, и, конечно, мне очень нравилось, что это я ее сделал.

Одно из ярких воспоминаний связано с первым концертом в Москве Майкла Джексона. Я пришел на стадион Лужники за четыре часа до начала концерта, шел дождь, было ветрено. Я был мокрый с головы до ног, замерз, и не было мыслей других, кроме того, что завтра заболею, но как только шоу началось, я забыл обо всем. Это было великолепно, талантливо, красиво! И я два месяца после этого слушал только Майкла Джексона.

- С кем из известных исполнителей довелось работать?

- Я, наверное, не всех даже сразу и вспомню, с кем довелось работать за 20 лет. Одними из первых были Евгений Осин, Игорь Саруханов. Потом пришла Наташа Королева. С ней мы записали альбом «Сердце», и дружим до сих пор. Недавно справляли 20-летие этого альбома.

После Наташи Королевой были группа «Лицей», Николай Трубач. Ансамблю Надежды Кадышевой «Золотое кольцо» тоже помогал делать много песен. Самая известная из них - «Широка река». Я счастлив, что к ней прикоснулся, - она гремела в начале 2000-х!

В 2008 году познакомился с Николаем Басковым. Он пришел в студию записать песню по рекомендации одного из авторов, с тех пор мы с ним сотрудничаем.

В 2009 году начал работать с Григорием Лепсом. И мы с ним за восемь лет записали много песен - четыре пластинки. Из-под моих рук вышли аранжировки песен «Самый лучший день», «Я счастливый», «Я стану водопадом», «Я поднимаю руки» и много других.

Шесть альбомов помог записать Сергею Трофимову. «Шашлычок под коньячок» («Город Сочи»), одна из ярких его песен, где моя аранжировка и где я играю на баяне. И еще песня – «Всю ночь на улице мело, и за окном белым-бело, и в толще справочника свежий календарь. И дворник – маленький таджик, с лопатой по двору кружит, на языке Хайяма матеря январь»…

Светлана Лобода - для нее я записывал такие песни, как «Твои глаза», «К черту любовь».

А во время карантина был продюсером и аранжировщиком записи классного альбома для Александра Розенбаума. Он называется «Ритм лю Блюз» - классные тринадцать песен! Его премьера состоялась недавно – в октябре. С Розенбаумом нас связывает давняя дружба. Он очень разносторонний, широкого дарования музыкант, поэт. И если раньше мои представления о его творчестве замыкались на чем-то вроде «Казаки», «Ау», «Утки», то после того, как я близко познакомился с его творчеством и поработал с ним в студии, открыл его с другой стороны. Я просто кайфанул от общения, от работы с ним. Он потрясающе юморной и позитивный человечище с большими сердцем и душой.

Так что моя жизнь – это студия, здесь я, можно сказать, живу, сочиняю, провожу в ней, пожалуй, 90 процентов своего времени.

- А с кем интересней работать – с новичками, молодыми или с опытными профессионалами?

- Работаю с разными артистами - состоявшимися и молодыми. Зрелый артист к тебе обращается, чтобы сделать очередную хорошую песню. А молодые - чтобы свою карьеру поднять на новый уровень. С ними интересно, хочется, чтобы молодой артист состоялся, и ты работаешь изо всех сил. С известными артистами не легче работать - их предпочтения в музыке уже обрисованы, нужно придумать что-то новое, но в рамках творчества данного артиста. Поэтому со всеми работать интересно – и с молодежью, и с опытными. Даже с непрофессионалами, например, артистом кино, который пришел записать песню для фильма.

- На фотографии ты рядом с легендой – Тиллем Линдеманном, лидером группы Раммштайн. Вы дружите или сотрудничаете?

- С Линдеманном мы познакомились на фестивале «Жара» в Баку, так как я немного говорю по-немецки (я прожил в 1994 году в Германии почти год). А когда я был в Лос-Анджелесе, Раммштайн приезжали в Мексику на два концерта, и пригласили меня с женой на свой концерт. Мы летали в Пуэрто-Вальярте, в трех часах к югу от Лос-Анджелеса. Вот после концерта мы и сфотографировались, поболтали, выпили пива. Он очень добродушный, теплый человек и всегда говорит: «Я читаю стихи, а моя группа играет».

Немногие знают, что Тилль в свое время выступал от ГДР на соревнованиях по плаванию. Он до сих пор очень спортивный, настоящий богатырь – просто гора мышц!

- Ты в прошлом году вернулся из Америки, из Лос-Анджелеса. А что побудило вдруг так резко поменять свою успешную жизнь и уехать на другой край света – за новыми мелодиями, знакомствами? Какой новый опыт, новые впечатления дала эта поездка? Это же не просто так случилось?

- Скажу, почему случилось. Я был в первой обойме музыкантов, продюсеров, которые записывали музыку в России. Это определенная ответственность. К тому же работа с большими артистами - очень серьезная нагрузка – Григорий Лепс, Николай Басков, Эмин... Ты всегда должен быть на пределе своих возможностей. Появляется определенная усталость. И в какой-то момент понял, что я в замкнутом круге – по 12 часов в течение 15 лет работаю, и не было времени, чтобы пожить для себя, своей семьи.

Пока я в Москве, у меня нет возможности остановить этот поезд – он летит и летит. И вот я решил уехать в другой часовой пояс, просто попробовать - как там? У меня на тот момент были деньги для этого. С женой и двумя детьми мы переехали в Лос-Анджелес. Это была не просто поездка, я планировал ее целый год: мы поехали пожить, посмотреть, и если все срастется, я думал, что смогу там поработать. Мы прожили в Лос-Анджелесе два года, даже не два года - 23 месяца. Дочь моя окончила два класса американской школы за это время.

Лос-Анджелес оказался рокерским городом, и тамошняя тусовка очень тепло меня приняла. Я даже поиграл с музыкантами, на которых молился, будучи поклонником рок-музыки. Я увидел, что там продюсерская работа сильно отличается от нашей в России. Артисты работают со своими продюсерами, они же ездят с ними на концерты. И чтобы стать таким же продюсером, ты должен создать своего артиста и с ним все время работать. Но я не так хорошо говорю по-английски, и за два года не нашел «своего артиста».

Конечно, можно было работать в кино. Пока снимается фильм, идет подбор музыкального материала. Кино снимается достаточно долго, ты можешь сейчас написать песню, но деньги получишь, когда фильм уже будет сдан - лет через пять. И потом ты будешь получать гонорары от проката. Но чтобы нормально жить, ты должен участвовать сразу в нескольких картинах, причем очень непросто туда попасть - конкуренция в 400 раз больше, чем в России. Туда приезжают музыканты со всего мира – из Латинской Америки, из Израиля, Канады, из Европы, Украины, Латвии – и все пытаются что-то сделать, но не у всех получается.

Поэтому мы спокойно вернулись в Россию, в любимую Москву. Могу сказать, что работа в Америке кардинально отличается, звукозаписывающая индустрия существует гораздо дольше, чем у нас, есть большие наработки, очень много профессионалов, у которых можно поучиться. И я постарался впитать в себя опыт от общения с музыкантами, продюсерами, совместной работы с ними. И с этим новым багажом я вернулся.

- Вот я смотрю в интернете информацию о тебе и вижу: Александр Лев Коновалов. Почему еще и Лев?

- Я в начале карьеры играл в группе, в которой из пяти человек четверо были Саши. И чтобы как-то нас различать, у всех были какие-то клички. Поскольку по гороскопу я Лев, меня стали называть Саша Лев. Так и осталось. И Игорь Саруханов сказал, что проще развиваться в шоу бизнесе, когда у тебя короткое звучное имя. Я сейчас говорю: «Я Коновалов, а Лев – это моя партийная кличка!» (смеется). В итоге это стало моим творческим псевдонимом – САША ЛЕВ.

- А как ты отдыхаешь?

- Как и многие музыканты, отдыхаю, занимаясь музыкой. Моим отдыхом, когда я отхожу в сторону от каждодневного студийного конвейера, считаю свое участие в кавер-группе «Balls of Fire». С английского это переводится как «Шаровые молнии», мы в клубах обычно легонько хулиганим… Я там играю на гитаре. (Кстати, соло Александра очень и очень круты! – авт.).

Инициировал создание группы Леонид Гуткин, в 80-х игравший на бас-гитаре в легендарной группе «Автограф». Также в группе с нами Игорь Хомич – фантастический гитарист, продюсер, он играет сейчас в группе «Машина времени», Мария Кац - очень крутая рок-н-рольная и джазовая певица, это первая девушка, которая от России ездила на Евровидение, а сейчас преподает вокал, защитила диссертацию. Мы все очень дружим. Играем в небольших клубах, где к нам приходят самые-самые друзья, музыканты, певцы, актеры, поэты, композиторы и продюсеры.. Играем разные кавер-версии известных песен рок-н-рольных - смешно, с анекдотами, шутками-прибаутками... Это тоже двадцать лет моей жизни.

- Как ты относишься к тому, что музыка стала технологичной? Это к тому же, наверное, требует новых знаний?

- Да, это так. Я действующий музыкант, занимаюсь музыкой ежедневно. Сегодня создание современной, популярной музыки невозможно без компьютера, современных технологических решений. Поэтому я всегда стараюсь изучать новинки, программное обеспечение, чтобы максимально использовать современные возможности, которые красят звук и облегчают труд. Но я не люблю уж слишком технологичную музыку. Мне больше по душе натуральная музыка, сыгранная вживую живыми людьми, когда музыка льется как ветер, как вода…

Но в целом отношусь к технологиям в музыке хорошо, потому что мне есть с чем сравнить – я работал ранее в студиях, где крутили магнитофоны. Запись музыки в таких студиях не только сложна технически, но и катастрофически медленна. Сейчас компьютер облегчает жизнь при создании музыки просто колоссально. Мало того, вся эта электронная музыка стала доступна для многих людей.

Раньше, чтобы записать музыку, тебе нужно было приходить на студию, аренда которой стоила окаянных денег и не каждому была по карману. Обычному человеку с улицы сложно было туда попасть. А сейчас, если у тебя есть компьютер, если ты купил не совсем уже и дорогое программное обеспечение, при условии, что ты его изучишь, ты, в принципе, имеешь шанс создавать музыку не выходя из дома. И так же, не выходя, ее разместить где-нибудь в соцсетях.

Это, с одной стороны, плюс. А с другой, на музыкальный рынок лавиной хлынули молодые ребята, некоторые с хорошими мыслями, некоторые с плохими - не все хорошие музыканты, не у всех есть образование. И мы видим сегодня у нас засилье рэперов, которые пишут тексты, пытаются положить их на грув… Я это, скорее, отношу к минусам и надеюсь, что скоро этот формат устаканится, займет свою нишу, у них останутся свои поклонники. А музыка останется музыкой. Сейчас мы наблюдаем, что все уже наелись этой хайповой музыкой, она многим уже поднадоела, и многие уже стремятся к чему-то более талантливому.

Я думаю, что современная музыка и классика, скажем, будут жить параллельно. Просто для одного люди будут ходить в клубы, а для другого в Большой театр.

- Расскажи о тех, кого любишь, о своей семье.

- У меня трое детей. Старшая дочь Даша, от предыдущего брака, ей 22 года, она учится в Академии им. Гнесиных, в этом году окончит третий курс по классу звукорежиссуры. Она работает со мной, помогает мне. В общем, можно сказать, пошла по моим стопам. Младшей дочери Майе 13 лет, она профессионально занимается гимнастикой. А сыну Александру пять лет, пока он не определился, кем он будет. Но он подходит к роялю, занимается на пианино, любит музыку. Хотя большую часть его жизни пока занимают роботы и мультфильмы. Ну, а мы с женой стараемся ограничивать детям просмотр телевизора.

Моя жена Ульяна - человек очень организованный, спортивный. Она серьезно занималась плаванием в свое время. И получается, что я в семье самый неспортивный человек, к тому же отрешенный от домашних забот - весь быт и дети в зоне ответственности Ульяны. Она с этим прекрасно справляется. Так что живем мы дружной и счастливой семьей.

Мне нравится то, чем я занимаюсь. Когда тебе приносят песню, спетую под гитару, и ты делаешь аранжировку, приглашаешь хороших музыкантов, они играют с тобой, и происходит такая химия творческая… Я потратил на это всю жизнь. И ни капли не жалею.

- А о чем ты мечтаешь?

- Хочется побывать на Колыме. Опять вдохнуть запах реки, услышать плеск волн… Надеюсь, это когда-то случится.

Елена КУЗЬМИНА,

ИА SakhaNews.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
07.02.2021 00:27 (UTC+9)
Комментарии: 17
Бырпах 07.02.2021 02:54

Ничесе статья... книга целая.


Якутянка 07.02.2021 03:59

Новых творческих удач вам, Александр!


Наталия. 08.02.2021 05:22
Замечательная статья о хорошем творческом человеке . Желаю всех благ и успехов Александру .

колючка 07.02.2021 04:02

Раз хочется, значит надо приехать, и обязательно на Родинку съездить, подзарядиться ВОЛЕЙ)))

Вторая половина августа самая красивая -- тундра начинает полыхать осенью...

Очень интересная статья, прочла с удовольствием, и так приятно было, что герой статьи наш -- колымчанин)))


Степан Винокуров 07.02.2021 04:08

всегда интересно читать, как складываются судьбы тех, кого знал с детства, с юности. Александр молодец, сам себе дорогу в жизни пробил, чувствуется, что остался скромным человеком. В шоу бизнесе, особенно в российском, редко кому удается без поддержки занять такую высокую творческую нишу. буду теперь следить за творчеством нашего земляка.


это точно 07.02.2021 04:10

чем старше, тем сильнее тянет на родину, хочется взглянуть на те места, где прожил самую беззаботную часть своей жизни, по себе знаю


оценщик 07.02.2021 06:56

хороший цикл статей


Север 07.02.2021 07:32

Успехов Александру и хорошо, что не забывает Колыму!


Бырпах 07.02.2021 09:44

Вот к какому уровню продукта нужно стремится, и читать легко, и в то же время статья ничего не навязывает, а повествует. По идее эту статью должен был писать Алексей Курило из Черского, а не эти свои короткие заметки про птиц и природу... Я почему то так подумал. О интересных людях, о интересных судьбах. Кто мешает писать? Вот то то и оно...


Респект! 07.02.2021 11:39

!


Успехов Александру! 07.02.2021 12:17

Интересная статья и интересная судьба у героя. Человек нашел свою нишу, и он успешен.


Если бы остался в Черском 07.02.2021 19:04

то стал бы кабацким лабухом или учителем пения.


Неее 07.02.2021 19:33
Такие люди на северах не остаются.

Мирра Алдан 07.02.2021 20:55
Почему быть учителем, это плохо? А прислуживать и быть на побегушках и в обнимашках с Лепсами , Трофимали и тому подобными клоунами , в чём честь? Дети Севера достойны хороших учителей , такая судьба честнее и благороднее , чем мотаться по планете , без родины , без флага.

=без родины , без флага= 07.02.2021 21:45
без денег, без надежды на лучшее будущее, без обеспеченной старости.

и ещё одно 07.02.2021 21:54
Учителя делятся на две категории - те, кто реально качественно учит детей своему предмету и те, кто ни фига не знает своего предмета и они преподают любовь к Родине.

Мирре 07.02.2021 21:15

не придумывайте то, чего здесь нет. Не важно у кого какая профессия и где он живет. Этот выбор делает сам человек. Другое дело, что далеко не каждому, к сожалению, удается состояться в выбранной профессии и удержать в руках птицу-счастье. Кстати, о судьбах ярких учителей здесь немало рассказывалось. Важно, что Александр с ранних лет, ни на кого не надеясь, шел по своему пути и никого не винит, если что-то не получается. В этом и залог успеха. За таких людей стоит порадоваться, и, возможно, задуматься: а я бы так смог?! У нас итак больше пишут о негативе, а нужны и вот такие материалы о позитивных и успешных людях. А завидовать, Мирра, никому не надо: у каждого своя ноша.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

муфельная печь . https://rustelematika.ru - вневедомственная охрана.