Школы Якутска получили сообщения о минировании
Министр здравоохранения РФ вручил медаль врачу из Якутска
Московский чиновник отправлен в СИЗО за коррупцию
Вниманию пассажиров поезда Нижний Бестях – Нерюнгри
Банк «Россия» примет участие в развитии Арктики

"Теплое дыхание холодных зим" - так называется вышедшая в московском издательстве в конце 2020 года книга в двух томах журналиста Наталии Ким, около 35 лет проработавшей в газетах «Социалистическая Якутия», «Якутия», «Неделя Якутии». В автобиографическом повествовании автор рассказывает о своей семье, о судьбах близких людей, о себе, о друзьях, о коллегах, о любимой Якутии…

«Пунктирно, фрагментарно, следуя линии жизни, я попыталась искренне и честно рассказать о ней, поразмышлять на волнующие темы, оценить с высоты прожитых лет происходившее со мной, осудить, а иногда и оправдать собственное безрассудство, ошибки и порадоваться самым скромным своим победам.

Признаюсь, это совсем непросто – оставшись наедине с собой и, выворачивая душу наизнанку, сохранить высокую ноту исповедального настроения. Не поступиться принципами и сохранить человеческое достоинство. Пришлось испытать всю многообразную гамму чувств и не раз пролить слезы. Горькие, радостные, повинные, очищающие – всякие… Пришлось не раз вздохнуть с сожалением о том, что жизнь летит и пролетает… Как много упущено, как много не сделано…

Погружение в историю семьи оказалось занятием интересным и познавательным. Было от чего испытать и священный трепет, и чувство гордости, и мучительные сожаления, и бесконечную радость. Путешествие к своим корням вызвало сильнейший эмоциональный всплеск, который, разбередив душу прикосновением к самому потаенному, сокровенному, пролился на нее исцеляющим бальзамом…»

Первый аэровокзал. 1946 г.

***

О высокой деревянной арке, когда-то стоявшей на въезде в аэропорт Якутска, вспомнят сегодня разве что старожилы. Это творение местных зодчих не только служило украшением обособленно существовавшего небольшого поселка, но и несло функциональную нагрузку. В одной из «колонн» было устроено нечто вроде сторожевой будки. Жил там дядька Аким, бдительно охранявший вверенные ему пределы. На них, правда, никто не покушался, но о порядке все же здесь пеклись особо – как-никак аэродром рядом. Стратегический объект! В те годы прописку на нем имели самолеты «Ил-14», «Ли-2», «Ан-2». Более современным авиалайнерам еще только предстояло появиться на северных воздушных магистралях...

Территория, примыкавшая к аэровокзалу (сдан в эксплуатацию 8 мая 1946 г.) и нескольким стоявшим рядом зданиям наземных служб, постепенно застраивалась одноэтажными и двухэтажными деревянными домами. В них расселяли приезжавший на работу из-за пределов Якутии летный и инженерно-технический персонал с семьями.

Авиаторы едут на демонстрацию.

Железных бочек у подъездов новоселов для водовоза дяди Миши Соловарова все прибавлялось и прибавлялось. К парикмахеру дяде Яше Волосновичу (вот с фамилией повезло!) очередь тоже прирастала постоянно...

Два близлежащих небольших озера стали самыми притягательными местами отдыха: в Белом водились караси, а на берегу Черного стояла вышка для прыжков в воду. За пыльной дорогой, что вела в город, цвели боярышник и шиповник. А в далеком далеке на одной из сопок виднелись мачты обзорного локатора «Ромашка», появившегося там в 1956 году. Помню, как нам, девчонкам, всегда хотелось, но так и не удалось, побывать в этом таинственном, секретном месте.

Шли годы... На смену устаревшим поршневым «Ли-2» и «Ил-14» пришли турбовинтовые «Ил-18», «Ан-10», «Ан-12» и «Ан-24», реактивный «Ту-154». Они наполнили своим гулом все жизненное пространство авиагородка, который уже вплотную приблизился к дороге и силился перепрыгнуть за нее к необжитым, почти девственным просторам. Небольшой частный «самострой» за Белым озером в счет не шел.

Первые каменные дома, возведенные СМУ-16 ГВФ, ласкали взор. Ими любовались, в них каждый хотел получить свои квадратные метры. (К однокласснице Нинке Пищулиной, чей папа был начальником СМУ-16, мы ходили в гости как на экскурсию). Позже четырехэтажки презрительно назовут убогими хрущевскими проектами. Вот ведь неблагодарность какая! Давно ли все завидовали «хоромам»: виданное ли дело – туалет и ванная в квартире? Большинство-то довольствовалось оцинкованной шайкой в бане и уборной во дворе...

Само собой вышло, что поселок со временем поделился на две части – старую и новую. Дома старого сектора, к которым все сразу охладели, стали хиреть и кособочиться. В новом, по другую сторону одевшейся в бетон дороги, расстроился еще один микрорайон, окрещенный в народе «Тайванем». Там стояли деревянные двухэтажки.

Потеснив потерявшие былой шик первые «камешки», начал расти квартал современных блочно-панельных «коробок» по улице Можайского, переходившей в будущую Новопортовскую трассу. Они казались пределом мечтаний для въехавших в них счастливчиков.

Эра каменной застройки сулила новые блага и облегчение задыхавшемуся от жилищных проблем авиагородку... К слову сказать, дорогим моим родителям, заслуженным ветеранам авиации, в 1974 году была выделена трехкомнатная квартира. Зная, сколько желающих тешат себя надеждами (по блату) обойти законных очередников, я заранее заготовила письмо товарищу Брежневу и намеревалась отстаивать правду во всех инстанциях, если что пойдет не так.

Папа и мама, скромные и честные труженики, отработали в аэропорту Якутска около тридцати лет (на тот момент); позже производственный стаж каждого составил более полувека. К счастью, тогда справедливость восторжествовала. Не передать, как радовалась вся наша семья.

Промелькнули десятилетия... Давно снесена деревянная арка, когда-то являвшая собой символ надежности, основательности и порядка и ставшая со временем архаикой. Засыпано Черное озеро: потребовалась реконструкция аэродрома в связи с увеличением парка самолетов и числа наземных служб. То, что когда-то считалось шумовой зоной (территория между аэропортом и городом) и категорически было запрещено к застройке, в девяностых прихватили расторопные дачники, владельцы торговых центров и заправок. За деньги все можно, все разрешено... И никаких тебе санитарных норм...

Не хочу об этом писать. У каждого времени свои резоны и свои приоритеты. Лучше вернусь памятью в тот порт, где начиналась моя жизнь и где прошла юность. Там была надежная пристань – родительский дом.

Наш любимый порт продолжал разрастаться и развиваться. Для его жителей он представлялся важнее всего сколько-нибудь значимого, имевшегося в те годы в Якутске. Разве могло что-либо сравниться с авиацией? Ну, нет, конечно же. С этим устойчивым мнением об исключительности собственного местожительства я и мои сверстники продолжали взрослеть. И безмерно гордились принадлежностью своих семей к числу авиаторов. Мы – дети «Аэрофлота»!

А как не гордиться, если почти все новые советские авиалайнеры прилетали в Якутск на испытания в условиях низких температур.

Ту-104 впервые в Якутске

Взять, к примеру, «Антей», самый большой в мире турбовинтовой самолет. Даже такая махина должна была прочувствовать холод северных широт. Шум днем и ночью взлетающих и садящихся «тушек», «илов», «анов» стал привычным для нас фоном бытия, мы его попросту не замечали, в отличие от навещавших нас городских родственников. Хотя, нет, в туманы «Ан-24», часами гоняющий двигатели, мог душу вынуть.

Когда в небо взмывал очередной самолет, «наши» люди по привычке задирали головы и с легкой завистью провожали серебристую птицу долгим взглядом, желая счастливой дороги на «большую землю».

Материком, или «большой землей», называлось все, что было к западу от Якутии. И оттуда всегда ждали писем, посылок, гостей, новостей, а главное – прогресса. И ведь он прибывал именно на крыльях авиации!

Было от чего задирать нос портовской ребятне. Разве городские первыми видели сходящих с трапа члена правительства Алексея Николаевича Косыгина, космонавта Валерия Быковского или певицу Людмилу Зыкину, других знаменитых людей? Нет, конечно. А вот мы, облепив железный решетчатый забор, отделявший аэровокзал от летного поля, сразу узнавали, кто в каком пальто прибыл и в какую машину сел.

Много городских модниц стало наезжать в порт на танцы, когда справил новоселье каменный клуб (впоследствии – Дом культуры имени Гагарина), – уж больно завидными женихами считались пилоты!

Их строгая темно-синяя форма, фуражки с кокардой разбили немало девичьих сердец. Один красавец Иван Квасница скольких с ума свел!

К слову замечу, что сегодняшний «западный» вариант головного убора мне совсем не нравится. Пришибленный он какой-то… Чего ради стали обезьянничать?

Нас, девчонок, на танцы не допускали до самого окончания школы, поэтому мы довольствовались тем, что летними вечерами неспешно фланировали по улице Гагарина, с замиранием сердца поглядывая на двухэтажный профилакторий для лётного состава. Там на время тренировочных сборов селились футболисты команды авиаторов, о которых тайно вздыхали все старшеклассницы.

А.Н.Косыгин в Якутске.

У меня тоже был кумир – полузащитник Паша Романов, живший в двухэтажке через дорогу от нас. Когда утром в ЛЭРМ шла рабочая смена, я, схватив таз с тряпкой, вставала к подоконнику и начинала спешно намывать окна, разглядывая тянущуюся от автобусной остановки вереницу людей. Вальяжную походку «моего» футболиста ни с кем нельзя было спутать. Млея от волнения, я просто не замечала, что по полчаса тру одну раму.

Так продолжалось до тех пор, пока мама однажды строго не напомнила, что в другой комнате и на кухне окна тоже есть.

Однако Паша с женой неожиданно уехали из Якутска, и пыльная дорога за окном совершенно перестала меня интересовать.

Когда мы с подружками доросли до танцев, число кавалеров увеличилось в разы, и зеркало оказалось для нас предметом куда более значимым, чем невыполненная по дому работа и тройки в дневниках. Немало волнений доставляли каждой девчонке расцветающие юной красотой сверстницы.

Взять хоть Ирку Килову, с которой мы несколько лет соседствовали на одном крыльце. Так вот она постоянно норовила отбить нравившихся мне парней. Рассорившись, мы сметали вениками мусор друг другу под порог, а помирившись, весело шептались и тайком от родителей отправлялись в городской Парк культуры и отдыха. Катались на «чертовом колесе», ели мороженое, пили газировку и воображали перед пацанами.

Но вечное соперничество осталось на долгие годы. И когда мы впервые робко и стеснительно выходили на клубный танцпол, и когда уже родили своих дочек, нам было от чего переживать. Кстати, для ее маленькой Каринки я стала крестной мамой.

***

Страшная отметина в памяти – похороны летчиков. Когда очередная ужасная весть обрушивалась на порт, казалось, все вокруг сразу теряло смысл, в сознании поселялось ощущение тревоги и неотвратимости трагедий. Траурные процессии из клуба, рвущая сердце мелодия марша Шопена, портреты погибших, горькие поминальные речи, черные платки вдов, безудержный плач и море венков...

Кого-то хоронили в Якутске, на Маганской горе. Кого-то увозили в цинковых гробах в родные дальние края к безутешным родителям. Пилотов так и провожали – всем миром до самого трапа. До аэродрома, с которого им уже больше никогда не взлететь...

В семьях по возвращении с кладбища ставили к портретам граненые стаканы с водкой и накрывали их краюхами черного хлеба. Все как-то разом сиротели...

Не помню, в каком это случилось году: за короткий временной промежуток тогда разбились два экипажа. В одном из них летал наш улыбчивый сосед по дому А.И.Запольский. И снова у клуба Гагарина всех обливала печальной волной скорбная минута молчания. А ведь еще от недавней слезы не высохли.

***

Папа рассказывал, что ему не раз приходилось добираться на вертолете к местам авиакатастроф. «Нам давали выпить чистого спирта, и похоронная бригада, взяв мешки, отправлялась на тяжелые многочасовые поиски. Иногда далеко от разбившегося самолета мы находили разбросанные человеческие останки. Не дай бог такое испытать».

Не все выдерживали подобные спецоперации, и не все соглашались на них. Даже под угрозой увольнения. Но кто-то должен был выполнять эту «черную» работу, требующую огромной силы воли и «железных» нервов.

Возвращаясь после таких страшных командировок, папа надолго замыкался в себе. На столе, помнится, стояла бутылка водки и лежала пачка «Беломора», которую он мог выкурить за вечер.

Нам, детям, было строго-настрого наказано не беспокоить отца. Замолкала и мама, и от этого становилось еще беспокойнее на душе.

Мы с малых лет знали, что у летчиков профессия очень опасная и очень ответственная, требующая физических сил и выносливости. Они в любое время суток должны быть готовы к вылету. Перегрузки, недосыпы, разные часовые пояса, но кто с этим считался...

...У папы в шкафу висели несколько голубых форменных рубашек, которые он просто обожал и всегда надевал на работу. Наглаживая их после стирки, я с гордостью думала, что без авиатехников пилоты никак не обойдутся.

КАТАСТРОФА ПОД БАТАГАЕМ

Самолет «Ан-24Б» с бортовым номером 47701 (выпущен в 1965 г.) выполнял рейс из Черского в Якутск. В состав экипажа входили командир А.И.Токарев, второй пилот В.В.Кожушко, штурман Н.А.Минин, борт-механик А.И.Запольский и проверяющий, флаг-штурман ЯУГА, заслуженный штурман СССР Г.О.Ширинян. В салоне работала стюардесса С.М. Игнатьева...

На подходе к аэропорту Батагай экипаж вышел на связь с диспетчером и доложил о расчетной точке начала снижения, в ответ на что диспетчер дал разрешение снижаться до высоты 2700 метров. Также он указал местоположение самолета относительно аэропорта: удаление 125 километров, азимут 40° (северо-восток).

Обязанности диспетчера на КДП аэропорта исполнял руководитель полётов, когда с «Ан-24» доложили о занятии высоты 2700 метров. Тогда РП уточнил у экипажа удаление и время подхода, а также наблюдают ли они полосу. Экипаж ответил утвердительно, намереваясь выполнить заход на посадку по магнитному курсу 47° с прямой. После получения утвердительного ответа о наблюдении полосы РП разрешил снижаться до высоты 600 метров. Экипаж подтвердил получение информации, после чего связь с самолетом пропала.

В 40 километрах от аэропорта летящий со скоростью 340-350 км/ч на высоте 1020 метров «Ан-24Б» врезался в гору высотой 1081 метр в районе реки Адыча.

Пилоты в последний момент увидели опасность и потянули штурвалы на себя, но из-за рельефа местности и продолжающегося по инерции снижения не смогли избежать столкновения. Авиалайнер врезался в склон крутизной 11-12° и полностью разрушился. Все 34 человека на борту погибли.

Зимой 1968 года нас, молодых авиатехников, мобилизовали на прочесывание местности, куда упали обломки самолета. Стояли сильные морозы. Приближалось Рождество. Лес состоял из густого ельника, и все деревья были увешаны мелкими разноцветными лоскутами – остатками сорванной с людей одежды. Зрелище было жутким...

Но самое сильное впечатление на всех произвела пристегнутая к чудом уцелевшему креслу девушка. Она никак внешне не пострадала и казалась заснувшей сказочной феей в этом волшебном, наряженном рождественском лесу... (По материалам Интернета)

***

Когда в столице республики проходили праздничные демонстрации по случаю красных календарных дат, портовской народ, да и городские тоже всегда с нетерпением ждали прохождения летчиков. Едва на площадь Ленина вступала колонна Якутского управления гражданской авиации (ЯУГА), зрители начинали тесниться ближе к краям тротуаров, чтобы увидеть эффектное зрелище.

Над строем гордо парили мастерски изготовленные руками энтузиастов модели различных самолетов и вертолетов, и этим нельзя было не восхититься. Приветствие «Да здравствуют якутские авиаторы!» звучало громче всех. Наши казались самыми красивыми, самыми веселыми, самыми главными... Одним словом, лучшими!

Позже подружка (дочь летчика) проболталась, что у каждого «нашего» в нагрудном кармане форменного пальто или кителя непременно лежала маленькая фляжка со спиртным. На всякий случай... от холода... Стратегический запас, так сказать... Конечно, им же от авиагруппы приходилось маршировать... далековато до центра. Спасительное оправдание всегда находилось...

Годам к четырнадцати мне и моим сверстницам стали уже неинтересны прежние забавы. Даже запуск огромного метеорологического черного шара-зонда не привлекал, как раньше. Все как-то незаметно изменилось... Поредел островок кустов красной смородины за маленькой электростанцией, что находилась за соседским домом, где жили Цветковы и Спиридоновы. Обветшало всегда выглядевшее очень солидным деревянное двухэтажное здание, в котором размещались медсанчасть, клуб и библиотека.

На пожарной каланче перестали звонить в тревожных случаях. На площади перед вокзалом снесли камеру хранения и небольшую столовую. И даже два всеми любимых «теремка» – профилакторий для летного состава и стоящая напротив него гостиница, украшавшие собой авиапорт, утратили свой первоначальный лоск.

Здание гостиницы (будущего штаба ЯОАО) – проект времен войны. С 1947 по 1966 год там работала заведующей Анна Давыдовна Можина, которую все в аэропорту уважали за исключительное трудолюбие и принципиальность. Они с мамой были в приятельских отношениях.

Мы частенько наведывались в гости в крохотную комнатку «на чай». Хозяйка умела угощать, и вообще все у нее выглядело как-то по-особенному. Красиво уложенные седые волосы, накрахмаленные белые воротнички, нитяные перчатки, фарфоровые статуэтки... Наверное, в Томской гимназии были хорошие воспитатели.

Теперь-то я понимаю, почему совсем по-другому вдруг стала восприниматься действительность. Наступало взросление, рождались другие мысли, ощущения, настроения. К тому же, многое вокруг действительно менялось. Появились в каменном варианте жилые дома, поликлиника, школа, клуб, продовольственный магазин. И даже большая баня пришла на смену той крохотной деревянной, в которой детвора когда-то так любила угощаться лимонадом.

Модернизация пришла в аэропорт, который становился настоящей современной воздушной гаванью республики. Ниточки из Якутска потянулись по всем направлениям. Прибавилось самолетов, рейсов, пассажиров, новых улиц, носящих имена знаменитых людей, чьи судьбы были связаны с небом. Циолковский, Жуковский, Можайский, Гагарин, Быковский... Сколько раз я видела эти таблички во время ежевечерних прогулок с любимыми подружками...

Двухэтажный каменный вокзал, сданный СМУ-16 третьего декабря 1963 года, обслуживал уже 500 пассажиров в час.

Другое дело, что зачастую улететь они не могли из-за туманов и порой по несколько дней «загорали» в осточертевшем помещении (не спасал и запасной аэродром в Магане). Камера хранения и туалет, хотя и утепленный, были по-прежнему на улице.

Через десятилетия вместо снесенных зданий появится современный международный аэровокзальный комплекс. Но это уже другая история.

А в свое время мне нравилось смотреть на взлетающие лайнеры из окон новой родительской квартиры на улице Можайского: аэродром-то прямо перед глазами. Прекрасное и волнующее зрелище! Проводив родственников на самолет, мы обычно торопились скорее домой, чтобы увидеть, как стремительно промелькнет в небе их рейс.

Однажды катастрофа произошла в пределах видимости от нашего дома. В ночь с 30 июня на 1 июля 1990 года при посадке «Ил-62М» (в результате неправильных действий экипажа) на скорости 200 км/час выкатился с «бетонки» на грунт. Проехав концевую полосу безопасности и проскочив еще 397 метров, лайнер врезался в препятствие и разрушился.

В результате происшествия у него были искорежены стойки шасси, а фюзеляж разломился в трех местах. Говорили, что он чудом не взорвался. К счастью, все тогда обошлось, но люди страха натерпелись. Их пришлось срочно эвакуировать по надувным трапам.

Среди ночи мы слышали какой-то непонятный приглушенный хлопок, а утром увидели за чертой аэродрома лежащее на брюхе искалеченное воздушное судно.

Наверное, потом его отвезли на «кладбище» самолетов, которое находилось в той стороне, где стояли ангары, но далеко от взлетной полосы. Вид останков некогда красивых лайнеров и вертолетов всегда производил угнетающее впечатление.

А памятное ЧП, случившееся так близко от дома, надолго отбило у нас охоту к полетам...

***

Со временем аэропорт приобрел и новый статус, и новый вид, и новое население, большая часть которого работала на городских предприятиях. Пришел другой век. Конечно, это хорошо: нужно идти вперед. Но сердцу не прикажешь, и мне по-прежнему дорог тот маленький поселочек авиаторов, где со дня его основания жили люди, делавшие одно общее важное дело – служили авиации и навсегда вписали в нее свои биографии. Она всех объединила, связала проблемами и заботами, радостями и огорчениями, родственными узами.

Здесь вмести выпивали за здравие и за упокой. Здесь вместе праздновали свадьбы, наряжали в школу первоклассников и провожали в армию сыновей. Здесь зародились династии Кузьминых, Захаровых, Карасевых, Гариновых, других преданных любимой профессии семей. И у нас был один общий главный праздник – День Воздушного флота СССР.

Ни с чем нельзя сравнить особую атмосферу и жизнеустройство территории, где есть ближняя приводная, КДП, РЭСОС, аэродром, ангары, «маслогрейка», кислородная станция, топливозаправщики, перрон, трапы и пр. – всего того, чего нет в любом другом жилом микрорайоне города. Мы с детства росли с этим рядом и навсегда пропитались духом авиации.

И воздушный транспорт во все времена будет в нашем сознании на первом месте. Какая там железная дорога...

***

...В августе 2016 года я (второй раз после переезда в Москву) побывала на любимой малой родине – в Якутске. И на подлете к нему вновь испытала те необыкновенные эмоции, которые всякий раз обрушиваются на меня при виде огромных серебристых резервуаров-«таблеток» Жатайской нефтебазы, дачных участков у Мархи, речной глади Лены и приближающейся взлетно-посадочной полосы. Вот, наконец, шасси касаются бетонки... Все! Я дома.

Но нет, сердце предательски щемит: увы... теперь только в гости...

Посидела, поплакала у родительских могил на Маганском кладбище. В который раз попросила прощения за то, что оставила их здесь. Спасибо дорогим нашим друзьям, которые в поминальные дни сюда всегда приходят. С цветами и доброй памятью о папе, маме и зяте Николае.

Навестила редакцию... Почти ни одной знакомой фамилии на дверных табличках, словно не в «Якутию» попала. Ушла в расстройстве.

Позже в один из дней собрала на даче у Владимира Таюрского своих любимых коллег. Какая ностальгия! Какое волнующее желание воскресить в памяти самые счастливые годы жизни! И не только у меня одной. Это остро почувствовали все.

С нетерпением я ждала главной встречи в намеченном жестком десятидневном графике – с Серегой Матвеевым, с которым десятилетия назад ходили в единственный тогдашний портовской детсад.

Все получилось, как и задумывалось. Мы прогулялись по знакомым улицам и переулкам старой части поселка, повспоминали, кто и где жил из друзей, события тех давних времен, сфотографировались в памятных уголках и у разросшихся возле штаба берез, которые видели давным-давно еще маленькими саженцами.

Этими же дорожками в 2009-ом я прошла и с дорогой моей подружкой Людмилой Поповой, с которой с четырех лет водила хороводы в том же детском саду. Она приезжала по нашему с Владимиром Ивановичем приглашению в гости из Людиново, где живет уже с 1993 года.

Мы тогда грустно помолчали у своих состарившихся деревянных домов, у школы номер 24, у исторического «теремка», посмотрели на Белое озеро, на длинную гряду дальних сопок, которыми десятилетиями любовались из своих окон. И всплакнули, и посмеялись, разбередив давно уснувшие, казалось, чувства.

И в тот, и в этот раз у меня получились теплые, задушевные, но все же с ноткой неизбывной тоски путешествия в святые места прошлого. Туда, где осталось счастливое, безмятежное детство.

Напоследок мы с Сергеем приберегли главный адрес – мой дом на улице Циолковского, 4. Все еще стоит, бедолага! На пару с покосившейся «халупой» Завацких... Хотя другие, построенные с ними в одно время, давно снесены.

Подумала: «Сейчас или никогда!» – и решительно ступила на полусгнившие, местами провалившиеся в землю половицы крыльца. Не представляла, что скажу хозяевам квартиры номер 2, но мне до боли захотелось взглянуть на узкий выщербленный подоконник кухонного окна, на который мама всегда ставила бутылку подсолнечного масла. «В крайнем случае, попрошусь за деньги...»

Наш дом. 1964 г.

2009 г.

2016 г.

Увы, знакомая до последней царапины дверь была закрыта. Чьи богатства и секреты она теперь охраняет? Бог мой! Темно-зеленая дерматиновая обшивка, хоть и порядком ободрана, все еще держится! Как и сама перекосившаяся во все стороны, с потемневшими от времени бревнами родная моя «колыбель». Ведь ей уже более 60 лет. И двадцать из них наша семья прожила в этих стенах.

В тот момент неожиданно вспомнился поразивший меня факт: старый родительский дом виден из космоса. Не поверила... Но в подтверждение показали снимок. Современные интернет-технологии позволяют не только найти свой адрес на карте, но и посмотреть, как это место выглядит на фотографии со спутника. Выходит, и Великая китайская стена – грандиозное творение рук человеческих, и ущербного вида людское жилище – все на виду.

...Горько смотреть на родные «пепелища», на то, чему неизбежно суждено раствориться во времени и в пространстве, но к чему так прикипело сердце... Еще сильнее его кольнет, когда эта скромная веха моей жизни просто исчезнет с лица земли...

Наталия КИМ.

Р.S. Периодически общаясь по телефону с Сергеем Матвеевым, я всякий раз спрашивала, на месте ли наш «раритет». Все мечтала еще когда-нибудь оказаться рядом с ним, хотя умом понимала, что дни его сочтены. Пришел черед…

Полученные в сентябре 2018 года фотографии остро ранили. Обгоревшая крыша старой «деревяшки», заброшенной и ненужной... Конечно же, ее подожгли – уж больно лакомый кусок территории для новой застройки находится рядом с аэровокзалом и наземными службами.

Невыносимо тяжко расставаться с чем-то дорогим, и глазам не хочется верить: на последнем кадре возле любимого, обветшавшего за давностью лет штаба-«теремка» пусто и сиротливо. Словно и не было ничего.

Какое счастье, что наш дом оказался запечатленным на уникальном снимке из космоса, и этого из истории не вычеркнешь. А уж из души – тем более. В ней он остался навсегда!

Память «записала» и пронзительную ноту прощания – знакомый гул взлетающих с родного аэродрома современных лайнеров... Устремляясь в небо, они легко покидают землю.

А я знаю – случись снова посмотреть на нее с высоты – меня в очередной раз обожгут слезы при виде тающего в туманной дали желанного и недосягаемого БЕРЕГА ДЕТСТВА МОЕГО…

Фото из семейного архива и из свободных источников.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
23.02.2021 01:14 (UTC+9)
Комментарии: 35
И. Феоктистова 23.02.2021 04:01

Спасибо, Наташа. Я тоже много вспомнила.


Бырпах 23.02.2021 06:39

Отлично написано!


Таня 24.02.2021 14:55
Спасибо, Наташа, очень трогательно, даже всплакнула.

Геннадий 26.03.2021 17:10
Родился в Эхе-Хая, рядом с Батыгаем, 8 классов кончал в Усть-Куйге. Люблю суровую нашу природу. В детстве лазили по вертолёту геологов, пока они "отдыхали", дули во все трубки. После нашего т/осмотра, вертолет плохо слушался наших летчиков, когда они нас катали за "охрану" их карабля...

Прибалт 23.02.2021 07:25

На одном из фото увидел своего отца ... молодого ... Токарев (командир разбившегося Ан-24) был нашим соседом , помню как плакал весь наш подъезд и как я ходил в клуб с родителями на прощальную панихиду . .. "Папа рассказывал, что ему не раз приходилось добираться на вертолете к местам авиакатастроф. «Нам давали выпить чистого спирта, и похоронная бригада, взяв мешки, отправлялась на тяжелые многочасовые поиски." - видимо наши отцы тогда вместе были на месте катастрофы , помню после нескольких дней отсутствия отец вернулся домой в ужасном состоянии , рассказывал что его экипаж оказался недалеко от Батагая и их на вертолете отправили на поиски . Да , и про спирт говорил , и всё рыдал рассказывая про погибшую - им сначала показалось что она живая , стали убирать прикрывший её обломок а оказалось что это только половина тела ... Скорее всего это та самая "спящая фея" из рассказа Натальи Ким ( я помню её отца и брата живущего в Риге ) .


Татьяна Сидоренко 23.02.2021 19:55
С большим трепетом прочла отрывок из книги Натальи Ким. Без слез читать не могла. Вся жизнь в Авиагородке пролетела перед глазами. С такой любовью написано. Каждая строчка пронизана восторгом, волнением, страданием, болью и уважением. Я тоже дочь авиатора. Мой папа приехал осваивать воздушные трассы Якутии в далёком 1949 г., после окончания летного училища. Две записи в трудовой книжке: принят и уволен с уходом на пенсию. 50 лет отдано Авиации. Мама рассказывала, что в те времена летчиков было мало, а работы очень много. Папа летал на Ли-2. Однажды в полете ему стало плохо с сердцем. Списали. Переживал очень сильно, без неба летчику тяжело, но из авиации не ушел. Всю жизнь папа проработал Руководителем полетов. Дома часто собирались авиаторы и, конечно же, разговоры только про самолёты, песни про Авиацию. В городке все жили, как одна семья. На улицу выйдешь, все знакомые лица. И действительно, горе и радости, все для всех было пополам. Все, о чем писала Наталья Ким, как будто и про меня тоже. Самые дорогие воспоминания, это воспоминания детства и юности. Они такие далёкие, но все же близкие и дорогие сердцу. Спасибо Наташа за эти минуты, прожитые вместе с вами и вашей книгой. Может решитесь на 3 книгу? Мы поделимся своими историями, ведь нам всем есть, что вспомнить. Наши родители жили в трудное, но счастливое время.

приболт, так я тебя знаю 23.02.2021 22:43
твой отец не летал на ан 2 в жиганске?

Марина В. 28.02.2021 13:11
Наташа! А где упокоилась Ваша сестра Марина, моя однокурсница?9

Наталья Харлампьева 23.02.2021 08:15

Пронзительно написано!Вспомнилась юность- я ведь тоже родом с авиации, правда малой, с Магана...После школы работала в отделе перевозок аэропорта Маган. И помню ту особую атмосферу - романтики, ответственности, взаимопомощи, которая была у авиаторов. Юность не забывается. Из нее, как и из детства, все наши установки, успехи и ошибки тоже...Очень захотелось прочесть книгу!


Геннадий Попов 23.02.2021 17:34
... ещё одно воспоминание из детства. Пацанами любили ходить рыбачить на протоку, которая начиналась недалеко за взлетной полосой. Самый короткий путь проходил как раз через полосу. Ограждение тогда было чисто условным, поэтому полосу перебегали посмотрев по сторонам и убедившись, что ничто не садится или взлетает. Аэродромная служба иногда гоняла нас, но чаще удавалось проскочить.

И туда же бегали мои ровесники ездить на лошадях. В те времена там паслись лошади, и пацаны как-то умудрялись их оседлать. Лично сам я в этом не участвовал и только слышал восторженные рассказы «наездников». И тайно им завидовал!..


Наталья Бандурина, Тамбов 25.02.2021 22:18
Я никогда не была в Якутии и теперь уже никогда не буду. Но я помню, как в Пицунде, где мы вместе с Наташей отдыхали много- много лет назад, она рассказывала об этом удивительном крае. Помню отличную рыбку, которую она прислала посылкой. С тех пор я знаю, что такое строганина, хотя так и не довелось попробовать. Знаю, что бывает так, что, улетая в командировку, можно абсолютно не знать, когда вернёшься домой. Знаю, что можно вот так беззаветно любить и помнить очень суровый край. Спасибо, Наташа!

2020 23.02.2021 10:42

Замечательно написано,очень душевно! Всколыхнулись воспоминания 70 х - 80 -х ,молодости в Аэрофлоте, и те события которые описывает автор,и фамилии пилотов,которые тогда были на слуху. Помнится и борт Ан - 24 47755 ,который когда то приходилось обслуживать. Словно побывал в прошлом........Спасибо!


Андрей Макаров 23.02.2021 17:46
Наталья спасибо за воспоминания детства за память ,мы все дети Аэропорта,учились в 24 школе, провожали отцов в полёт и ждали возвращения,большой привет Саше брату твоему,мы учились с ним в одном классе,может и меня вспомнишь мы жили рядом с вами на Гагарина 6, отец мой Макаров Николай Михайлович,мама врачом в поликлинике Нина Павловна, ещё раз спасибо!

Боба 23.02.2021 14:32

Душевно. Наталия, молодец!


Валентина Миронова (Люся) 23.02.2021 16:54

Спасибо вам за ваши воспоминания. Очень душевно и тепло. Всё так живо представилось. Хотелось бы прочесть все 2 тома

Маленькой девочкой на параде 1 мая я особенно ждала и любила смотреть на красавцев летчиков, ну и конечно, на макеты самолётов.


Геннадий Попов 23.02.2021 16:58

Значительное место в истории авиапорта занимает клуб имени Гагарина. Был построен в самом начале 60-х. Строила та же организация, что и портовскую дорогу (бетонку). Долгое время его директором была Екатерина Александровна Шрамченко, яркая личность, которая красила волосы в ядовито-фиолетовый цвет. И вся культурная жизнь кипела вокруг «Гагарина»... Каждый год проводился «Конкурс Аэрофлота», куда приезжали коллективы самодеятельности со всех аэропортов республики. Народ с удовольствием в этом участвовал, так как освобождали от работы и платили «по-среднему» в период репетиций-выступлений. Разумеется, все это сопровождалось активным «возлиянием», благо магазин в соседнем здании. Ну, и всем, что сопутствует этой процедуре!...

Очень славились тогда Танцы в клубе Гагарина, места городе было таких немного, и народу набивалось «под завязку». Мне посчастливилось играть в ансамбле клуба, что было круто по тем временам. Руководил ансамблем Сергей Баранов, талантливый самоучка- мультиинструменталист, приехавший к нам с женой Татьяной на работу из Горького. Но это уже отдельная история...


Валентина Прибыткина Огромное 23.02.2021 18:00

Огромное спасибо Наталия Сергеевна! Столько всколыхнулось воспоминаний! С каким уважением и пониманием относились к работе авиаторов. Аэропорт был местом притяжения и интереса многих. Отсюда начинались летные дороги на Запад и освоения северных трасс, в том числе знаменитой Аляска-Сибирь! Сколько в страничке воспоминаний знакомых, славных имен: Валерий Кузьмин, Юрий Спиридонов, вспомнились еще Юрий Яковлев, Николай Бекурин, Николай Сладков и многие другие. Свой первый репортаж, работая в "Молодежи Якутии", я писала с конференции технического состава аэропорта о том, что не созданы бытовые условия в общежитии для выпускников техн. училищ. а позднее несколько лет вела на якутском ТВ передачу " Крылья Якутии." Помню и клуб Гагарина. Студентками мы иногда приезжали на танцы в этот популярный в 70-е годы клуб. Столько вложено души и сердца в воспоминания! И это лишь одна страница книги Наталии Ким, с которой очень хочется познакомиться!


Мирра Алдан 23.02.2021 19:46

Разве я, которая летала из Алдана в Иркутск на учёбу, могла подумать, что Алданский авиаотряд перестанет существовать. И также на демонстрациях, когда шли летчики строем, это было незабываемо. Почему Алдан потерял отряд и ликвидировали авиацию?


Никогда 23.02.2021 21:05

не возвращайтесь в те места, где вам было хорошо.


Точно! 24.02.2021 04:29
.

Агеев Геннадий 26.03.2021 17:23
Летал на родину на каникулах из Тулы в Усть-Куйгу , попрощаться с Родиной. Неделю просидел в аэропорту Батагая при +40. Даже одноклассница Света, которая там работала кассиром, не могла меня отправить, быстрее не хотела, что-бы погулять в наши полярные белые ночи. Днём то работала...

Нюрбинец 23.02.2021 21:37

Авиаторы Нюрбы это отдельная яркая страница в истории гражданской авиации республики! Какие замечательные, красивые люди были.

Очень хорошие воспоминания! Жизнь продолжается и верится, что Наталья Сергеевна ещё побывает в родных краях и заглянет в новый культурный центр им Ю.А.Гагарина.


Валентина Николаевна 24.02.2021 11:21

Спасибо за статью. Я к Якутску тоже прикипела сердцем, вспомнить есть что. С авиаторами нашу гидрометеослужбу связывал один профсоюз. У нас были общие собрания, вечера в клубе Гагарина...


Любовь Боровая 24.02.2021 16:33

Наташа, с огромным удовольствием прочитала предисловие твоей книги. Меня очень тронули благодарные отзывы твоих щедрых на душевную теплоту земляков, кого твоё творение зацепило родством прошлого землячества. Ради этого стоит писать и писать! Ты - молодец! Радуюсь вместе с тобой, что задуманное удалось реализовать! Здоровья тебе, подруга! И новых желаний творчества!


Петухова Наталья 24.02.2021 18:58

Дорогая Наташа! С большим интересом и удовольствием прочла отрывок из твоей книги. Как говорится на одном дыхании. Безусловно хочется прочесть всю книгу. Переслала ссылку своему однокласснику Ремигайло Владимиру, который всю свою жизнь связал с аэропортом и питерской подружке Олечке (в девичестве Бушуева), ее папа Бушуев Анатолий Александрович тоже всю свою жизнь прослужил там. Наташа, одним словом, хочу сказать тебе-‘Браво...’ и благодарю за эти воспоминания, они греют душу и наворачиваются слезы, наверное, потому что ты пишешь и о нашем детстве, юности, взрослении и все это в нашем родном Якутске. Это с нами Навсегда!!!


Владимир Колодезников 24.02.2021 23:10

Дорогая Наталья! Огромное спасибо за такие живые и проникновенные воспоминания. А каждое фото возвращает память в удаляющиеся времена которые будят и щемят душу. Работая в Якутском авиапредприятии мне посчастливилось общаться со многими замечательными людьми в том числе и с упомянутыми династиями Валерием Ильичем и Володей Кузьмиными, ЮП Яковлевым, НН Захаровым, В Карасевым, Гариновыми, Цветковыми которые внесли большой вклад в развитие авиации и Республики.


Наталья 25.02.2021 00:45

Спасибо большое автору


Цветкова Ольга 25.02.2021 02:24

Наталья, спасибо за статью.

Щемящее чувство.

Я словно побывала там, где родилась, и, самое главное, на родине и в детстве моего отца.


ДАДАШЕВА ДЖАМИЛЯ. АЗЕРБАЙДЖАН, г. БАКУ. 25.02.2021 14:29

МЕНЯ ПРИВЛЕКЛО ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ. Как оригинально подобрано название. Прочитала на одном дыхание. Язык прост, доступен каждому. Я почувствовала трепет души, чистоту и простоту, искренность автора. Как будто я сама была там, всё видела своими глазами. Мне очень понравилось. Желаю Наталье Сергеевне здоровья, УСПЕХОВ в творческой жизни. Если так красиво пишется, пускай ПИШЕТ, и радует нас


Наталья Богдановская 25.02.2021 19:22

Дорогая моя Наталия! Нет слов, чтобы выразить огромную радость за тебя! Ведь этой книге отдано столько сил! Горжусь тем, что наш экспериментальный курс Иркутского универа вырастил такого самородка! Удачи тебе, новых книг!


Марианна 28.02.2021 12:57

Где можно приобрести эту книгу?


Наталия Ким 01.03.2021 01:36
Пока, к сожалению, невозможно. Тираж был маленький. Работаю над электронной версией.

Валентина Великих 28.02.2021 21:43

Спасибо Наташа за статью. Написано с душой искренне есть что вспомнить авиагородок всегда был и есть одним из самых притяжательных уголков Якутска мне тоже довелось по роду своей деятельности на протяжении многих лет взаимодействовать с авиаторами нас объединяет один профсоюз авиа работников и все отчёты праздничные вечера юбилеи встречи с ветеранами в основном проходили в клубе Гагарина приятные воспоминания и как обо всем хорошо написано


Агеев Геннадий 26.03.2021 17:36
Раз летел из Якутска в Усть-Куйгу через Батагай "зайцем". Дядя Толя, летчик, провез летной кабине на месте штурмана. Есть что вспомнит о Родине и авиации :P

Людмила Попова 06.04.2021 06:56

Большое уважение автору за многолетний упорный и творческий труд . Открывая часто эти две книги и рассматривая фото прежних лет нашего дорогого аэропорта ,попадаешь в мир искренности и такой щемящей любви к месту , где ты провел самые романтичные годы своей жизни . Якутия , Порт ,Авиация навсегда в Сердце .


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ