Школы Якутска получили сообщения о минировании
Министр здравоохранения РФ вручил медаль врачу из Якутска
Московский чиновник отправлен в СИЗО за коррупцию
Вниманию пассажиров поезда Нижний Бестях – Нерюнгри
Банк «Россия» примет участие в развитии Арктики

ИА SakhaNews. 1 марта для Якутии не только первый день весны, но и своего рода "час Х". Чуть более года назад, в феврале 2020-го, шли последние приготовления к подписанию концессионного соглашения по строительству Ленского моста и тогда особо подчеркивалось, что "учтены все условия для минимизации рисков для Якутии".

Заместитель председателя правительства республики Кирилл Бычков 11 февраля 2020 г. заявил журналистам: "в соглашении будет прописано условие о получении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не позднее 1 марта 2021 года".

Вице-премьер был настроен решительно: «Если по каким-то причинам федеральные средства не поступят, то концессионное соглашение будет расторгнуто. Отдельно подчеркну, что все расходы, которые будут в этом году, по проекту будет нести частный партнер. То есть, концессионное соглашение составлено таким образом, чтобы максимально отстаивать интересы нашей республики. Сначала будут оплачены федеральные средства, а средства из республиканского бюджета будут оплачены после введения объекта в эксплуатацию, то есть в 2025 году», – отметил зампред правительства.

Сегодня понятно, насколько заведомо невыполнимым было такое обещание, ведь 1 марта наступило, но в нынешней ситуации руководству республики только в страшном сне может присниться, что оно расторгает концессионный договор: дело со строительством моста зашло слишком далеко. Конечно, не все надежды еще потеряны. Но хотелось бы обратить внимание на то, что подчас слишком наигранная, ничем не подкрепленная оптимистичность якутских властей в вопросе строительства Ленского моста, их желание все время бежать впереди паровоза - породили неверие многих жителей республики в возможность реализации такого проекта, недоверие ко всему, что говорят члены кабинета министров и глава республики о перспективах этого строительства.

За день до подписания концессионного соглашения холодные брызги на разгоряченные лица якутских чиновников попали из Минтранса РФ. "В имеющихся бюджетных проектировках средства на проект [Ленского моста] не предусмотрены", - сказали там, отвечая на соответствующий вопрос.

"Федеральное финансирование на начальном этапе проекта не предполагается. Все проектно-изыскательские работы по условиям проекта концессионного соглашения должны быть выполнены за счет средств инвестора (концессионера). Средства федерального бюджета могут потребоваться на инвестиционной стадии проекта в период с 2021 по 2024 гг. Заявка на выделение федерального гранта на реализацию проекта еще не подавалась, так как концессионное соглашение не было подписано", - сообщили в группе.

13 февраля 2020 года в Москве состоялась церемония подписания концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска. Документ подписали министр экономики Республики Саха (Якутия) Майя Данилова и член совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов.

В церемонии приняли участие глава Якутии Айсен Николаев, генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов и председатель совета директоров Группы «ВИС» Игорь Снегуров.

"Практическая работа стартует с сегодняшнего дня, так как сроки для такого амбициозного проекта у нас очень сжатые. Создана межведомственная рабочая группа, разработана пошаговая дорожная карта. На место строительства оперативно перебазируются специалисты и техника для начала изыскательских работ «со льда», - заявил Игорь Снегуров.

То есть работы начались сразу же, хотя вопрос с финансированием строительства был тогда более, чем под большим вопросом.

Это подтвердила и состоявшаяся через четыре месяца после подписания концессионного соглашения встреча Айсена Николаева с вице-премьером России Маратом Хуснуллиным. Несмотря на то, что сообщение пресс-службой главы и правительства республики подавалось под соусом поддержки проекта строительства моста в высоком кабинете, на самом деле при внимательном прочтении текста становилось ясно, что главным на встрече был отнюдь не этот вопрос, а формирование пятилетнего плана по развитию дорожного строительства, ход реализации федерального проекта «Жилье», завершение строительства проблемных объектов, затрагивающее категорию обманутых дольщиков, а также строительство водоузла и канализационного коллектора номер 3 в южной части г.Якутска.

Накануне этой встречи Марат Хуснулин сказал "Ведомостям" по поводу строительства мостов в Якутске и Калининграде: "Хотелок у всех много, бюджет ограниченный. Поэтому я предлагаю все хотелки считать. Смотреть, где и у кого какая окупаемость, и уже из этого принимать решения".

При личной встрече с вице-премьером Айсен Николаев сказал ему, что "Строительство автомобильного моста через реку Лену в Якутии планируется ускорить на год и завершить в 2024 году вместо запланированного ранее 2025 года". На чем был построен такой оптимистичный прогноз, какие повышенные обязательства при этом брала на себя республика, для непосвященных было непонятно. На это обратило внимание, в частности, РИА Новости, сообщая, что Хуснуллин поручил Минтрансу совместно с правительством Якутии просчитать финансовую модель ускорения строительства моста через Лену: "никаких конкретных решений об ускорении строительства пока не принято", говорилось в сообщении.

Больше вопрос об ускорении строительства не поднимался. Да и какое ускорение, когда до сих пор нет заключения Главгосэкспертизы даже на первый этап строительства, не говоря уже о проекте самого моста.

Член Совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов в ноябре прошлого года на Международном форуме «Транспорт России» говорил журналистам, что экспертиза на первый этап проектно-сметной документации объекта «Мостовой переход через реку Лена в районе г.Якутска» должна быть получена в декабре 2020 года. Однако в пресс-службе Главгосэкспертизы сообщили 10 февраля 2021 года, что проектно-сметная документация на подготовку территории строительства мостового перехода через реку Лена в районе Якутска только-только поступила к ним на рассмотрение.

При заключении концессионного соглашения сообщалось, что "Жизненный цикл проекта – 25 лет. Из них 6 лет отведены на проектирование и строительство и 19 лет на эксплуатацию концессионером". Так из чего тогда исходил глава республики, заверяя вице-премьера Хуснулина, что есть возможность завершить строительства моста уже в 2024 году?! Зачем, спрашивается, обещать заведомо невыполнимое?

По мнению якутского журналиста Владимира Нифонтова, весьма поучительно в этой ситуации вспомнить историю с китайской строительной компанией «Чжода», которая в апреле 2016 года забила первую сваю под строительство нового квартала в Якутске. "И тогда мэр Якутска Айсен Николаев обещал жителям города златые горы. Хотя уже всем было известно, что у «Чжоды» большие проблемы в Китае, и она не сможет обеспечить обещанную застройку. Но нет. Айсен Николаев продолжал вешать лапшу жителям Якутска. И даже когда строительство окончательно встало, он уверял: «Мы не вправе диктовать компании тот или иной уровень цен на приобретаемое жилье или какие-то условия расселения. Но, конечно, мы пристально следим за ситуацией. Сейчас ищем взаимовыгодный вариант, который устроил бы и жителей, и застройщика. Не сомневайтесь, строительство будет продолжено».

В итоге, в апреле 2018 года «Чжода» послала городские власти на три веселых буквы и разорвала контракт на строительство. А городской бюджет понес убытки более чем на 178 млн рублей – контракт был составлен настолько небрежно, что арбитраж отклонил иск о полном возмещении убытков.

После долгих судебных процедур с «Чжоды» удалось взыскать только 35 млн рублей, а остальные убытки городского бюджета были просто списаны. Да и высуженные 35 млн рублей до сих пор в городской бюджет не поступили. Благодаря безалаберности городских властей во главе с Айсеном Николаевым Якутск потерял почти 180 млн рублей".

Страшно даже предположить, в какой финансовой ситуации может оказаться республика, если и дальше с проектом строительства Ленского моста будет что-то не так, ведь ВИС вложил в проектно-изыскательские и другие подготовительные виды работ уже немалые средства.

Допустим, наши страхи напрасны. Но ведь чиновников никто за язык не тянул. Назвали дату - 1 марта. Она пришла. Тогда чего молчим?


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
02.03.2021 03:55 (UTC+9)
Комментарии: 26
Хм 02.03.2021 06:01

еще страшнее представить, как жители Якутии и бюджет будут возмещать группе ВИС все затраты на строительство моста, ведь эта компания не благотворительностью занимается, она хочет заработать, получить прибыль...


Олег 02.03.2021 07:14
А ВИС прокладка между сбером... И бюджетом...

Хм 02.03.2021 07:45

Пока не поздно, пусть власти откажутся от мутной истории с мостом.


Ну чановники же 02.03.2021 13:17
что с них взять? Они горазды только обещать, а больше ни на что. Одним словом хозяин своему слову - слово дал, слово взял... взад. И никакой ответсвенности! А чо, так можно.

Хотелок 02.03.2021 08:02

у всех много... Какова окупаемость у моста на о. Русский, хотелось бы знать. Одни понты и хотелка обнуленного.


Гражданин 02.03.2021 08:34

Почему правоохранительные органы не занимаются многомиллиардными схемами туриста?!


Мирный 02.03.2021 08:41

Посмотрели бы на свои телебашни и подсчитали бы или прикинули бы сколько весят снег и иней на этих конструкциях. Телебашня в г.Мирный весь в инеи...


Ак-74. 02.03.2021 08:43

Опять распил денег


Мирный 02.03.2021 08:43

Где хотят построить мост - это порог, там когда метеор едет вверх по течению как будто упирается в стену воды, как будто поднимается на горку из воды. Эта местность как труба...


Ты специалист по мостам? 02.03.2021 14:50


Мирный 02.03.2021 08:45

Если построят, то это будет прорывом...


Федеральные аласти 02.03.2021 09:17

четко выразились,финансирование только 2024 г. этим все сказано,остальное очередной "шум" перед выборами в ГД,не более.


Что то 02.03.2021 10:59

подсказывает,что осенью республика будет выбирать не только депутатов в госдуму,


Волк 02.03.2021 11:10

В 2011 году. перед выборами в госдуму, президент Медведев сказал в Нижнем Бестяхе, что МОСТ БУДЕМ СТРОИТЬ.....!!!!! Прошло " всего" 10 лет...!!!!.На носу снова выборы в госдуму и ГДЕ МОСТ....???


А где 02.03.2021 13:19
Медведев?

Медведев в кремле 02.03.2021 13:34
Мост у нас в "уме"...

Волк 02.03.2021 13:54
А где Медведев...??? А он председатель Едра......

Волк 02.03.2021 13:57
А кто у нас в Якутии председатель Едра...???

Мост долговая яма 02.03.2021 11:38

Кто поедет?Заречье из деребни зож алконавты.И чем окупится.У нас веками всем миром строится мусорный завод кладбище типа с урнами водозабор.Сколько было рисовальщиков проектов комиссий из заграницы СП.Читайте глобальные обещиния в архивах газеты начиная с 95-х годов.Планов было громадье.Это для молодежи Мы то все помним.


ихтамнет 02.03.2021 14:51

ВИС - высокое искусство строительства, питерское жулье не сдавшее ни одного крупного обьекта, самое большое садики да школы, по тройной цене


Старый напёрсточник 02.03.2021 14:53

Кручу-верчу лохов запутать хочу!


Без 02.03.2021 15:16
лоха и жизнь плоха. Прошу отнестись с пониманием.

оценщик 02.03.2021 15:30

Похоже Айсену Сергеевичу придётся съесть свой галстук,за язык никто его не тянул


Слезы укута 02.03.2021 15:47

Если посмотреть с другой стороны со времен царской России до сегодняшних ТОРов все выгребли.А где отдача.Почему Якутию еще обзывают дотационным каждый раз ходить к ним на поклон с уступками.Бесхребетные беспомощные чиновники.Эти они должны построит мост бесплатно за все золото партии алмазы гохохрана.За Нефть газ Сила Сибири.Надо требовать.


Мне очень запомнилось решение туриста 02.03.2021 16:24

гимн поутру петь в школах. Вот это с мостом примерно то же самое...


а как в масках ребятишки будут петь гимн? 02.03.2021 19:36

пусть кто придумал, тот и поет.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ