«Все, кто служил на флоте, помнят об этом всю жизнь»
Угрозы населённым пунктам Якутии от лесных пожаров сейчас нет
Суточный прирост числа заразившихся COVID-19 якутян возрос до 120
В Намском районе во время пожара в частном доме погиб мужчина
Открыта продажа на дополнительный купейный вагон до Благовещенска

Одно из ведущих направлений подготовки специалистов и бакалавров в Техническом институте(ф) СВФУ связано с педагогической деятельностью. Кафедра педагогики и методики начального обучения готовит учителей начальных классов, педагогов дошкольного образования и педагогов-психологов, а кафедра филологии выпускает учителей английского языка, русского языка и литературы.

По данным Министерства образования РФ, в скором времени ожидается дефицит педагогических кадров, особенно учителей начальных классов и предметников. Несмотря на то, что большинство выпускников школ поступают на педагогические направления, многие из них предпочитают не работать по специальности, они получают второе высшее, проходят переподготовку по узким профилям и реализуют себя в смежных профессиях.

Мы решили разобраться в причинах нежелания выпускников идти работать в образовательные учреждения. Неужели работа с детьми столь сложна или неинтересна? Мы задали несколько вопросов будущим педагогам – студентам-филологам и учителям начальных классов Технического института о том, что привлекает, а что отталкивает в профессии педагога, престижна ли эта работа? Планируют ли связывать свою судьбу с ней? Кому не стоит работать с детьми?

Отвечая на вопросы, студенты опирались на первый опыт недавно прошедшей педагогической практики. Производственная практика является одним из важных этапов становления профессиональной жизни будущего выпускника. Ведь именно она в дальнейшем влияет на интерес к профессии, помогает глубже понять ее суть, вдохновляет и подготавливает к будущей деятельности.

В ходе проведенного опроса были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в работе педагога.

Плюсы и минусы работы педагога

Практически все студенты отметили, что их привлекает работа с детьми. Она заряжает энергией, позитивными эмоциями. Само прохождение практики для студентов — это бесценный опыт, благодаря которому они получают дополнительные знания, осваивают методики и приемы по работе с детьми.

Главное, что отталкивает – большой объем работы с документацией, загруженность, низкая заработная плата у молодых специалистов.

Одна из участниц опроса отметила, что одновременная работа с большим по численности классом непродуктивна: «Работа осуществлялась только с активными учениками, привлечение к заданиям пассивных детей ни к чему не приводило. Думаю, с небольшим числом детей (или даже с одним) работа была бы продуктивнее».

Многие отметили, что важную роль в преподавании играет поддержка молодого учителя со стороны педагога-наставника. Он помогает практикантам находить наиболее эффективные подходы к ученикам, подсказывает, как правильнее и интереснее построить урок. Вот слова одной студентки: «Первые уроки я пыталась понять, какой подход к ученикам более продуктивен. В этом мне помог разобраться мой учитель-наставник. Благодаря ей я поняла, как правильно, а главное, интересно построить урок. В дальнейшем планировании уроков у меня не возникало никаких проблем, меня, наоборот, затянуло в этот процесс, ведь это творческая работа, которая раскрывает потенциал учителя».

Однако не всем повезло с наставником: «Больше всего в профессии педагога мне нравится наблюдать за сияющими глазами учеников, вести их к активной и интересной жизни, максимально интересно и конкретно представлять им материал. Нравится сама атмосфера подготовки к практике.

Я была очень воодушевлена и хотела многое провести помимо заданий практики, но мой учитель-наставник стёр это желание, ссылаясь на нехватку времени. В школу хочу пойти работать, но перед этим пройти практику с более открытым учителем-наставником».

Поддержка молодых учителей тоже крайне важна, потому что именно наставники направляют, помогают войти в русло педагогики, тем самым показывая значимость данной профессии. Они в какой-то степени должны выступать примерами для подражания.

Педагог – это престижно?

Вопрос о престижности профессии дал ряд интересных ответов:

«На данный момент, к большому сожалению, профессия учителя практически не ценится, поэтому ее престижность определяется с трудом».

«Считаю, что профессия учителя далека от статуса «престижная профессия», но при этом достаточно востребована. Если обратиться к источникам интернета, можно с уверенностью сказать, что моя точка зрения близка к действительности».

«Школы всеми силами пытаются привлечь молодых педагогов хорошими условиями труда, ведь сейчас ощущается большая нехватка учителей. Я считаю, что работать учителем не стоит тем, кто не любит детей, не умеет ответственно и исполнительно относиться к своей работе, не владеет педагогическим тактом, общением и эмпатией. А также тех, кто не стремится получать новые знания и совершенствовать уже имеющиеся».

На вопрос, собираются ли будущие учителя пойти работать в школу, студенты ответили так:

«В ходе практики я поняла, что у меня довольно неплохо получается выполнять роль учителя, а главное, я получила от этого удовольствие!»

«Скорее нет, чем да. Я думаю, что это бесперспективно».

«Маловероятно. Есть желание реализовать себя в другом виде деятельности».

«Это сложный вопрос, так как хочется быть «настоящим учителем», а не педагогом, которому это не в радость, который приходит на работу только для галочки. Поэтому для начала я хочу разобраться в себе и понять, готова ли я этому посвятить свою жизнь».

«Пойду ли я работать в школу? Я не хочу работать учителем начальных классов. Это очень большая ответственность и огромный труд, который не всегда будет оценён по достоинству. Возможно, я бы занималась дополнительным образованием, но это после переподготовки».

«Я ещё не определилась в данном вопросе. То, что я хочу связать свою профессию с детьми и процессом обучения – в этом я уверена. Но будет ли это общеобразовательная школа – не знаю».

Очень жаль, что профессия учителя становится не столь привлекательной. Однако вопреки тому, что она недооценивается, опытные учителя, авторитеты, говорят, что идти работать в школу стоит. Вполне приемлемо, что в начале пути могут возникнуть трудности с адаптацией, налаживанием отношений с коллективом и детьми, но это все поправимо и проходит с опытом.

Авторитетное мнение

Мы задали те же вопросы опытным педагогам, выпускникам Технического института, которые давно и успешно реализовали себя в профессии учителя.

Галина Сергеевна Саранчина, учитель английского языка МОУ СОШ номер 22 п.Беркакит, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2021» (г.Нерюнгри), выпускница ТИ (ф) СВФУ: «...Сказать по правде, мне не было страшно устраиваться в школу. Общение с детьми любого возраста мне давалось всегда легко и непринужденно, а давать качественные и глубокие знания стало одним из жизненных принципов моего дела. Каким бы ни был ребенок, умение найти подход, проникнуться уважением к его внутреннему миру, помочь, направить на путь истинный, поблагодарить – это главные составляющие, которые я прочно запечатлела в своем сознании будучи еще студенткой.

Говоря о сложностях, которые я ощутила, работая в своей первой школе, – это педагогическая атмосфера и коллектив. Больно слышать от любого педагога, что в школе стало невыносимо находиться, что молодые специалисты не хотят работать, поэтому и не идут в школы. Слишком много проблем всегда царит в школе, как и в любом другом учебном заведении.

Однако самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и детей», иначе говоря, проблема отношений между старшим и молодым поколениями. На этой почве зачастую и возникают различные конфликты. Например, молодое поколение часто конфликтует со старшим поколением в силу того, что не желает принимать прежние взгляды. Старшее поколение часто недоумевает, почему так отвергаются их убеждения. Но дело в том, что мир постоянно меняется, и молодым людям необходимо жить по его новым условиям.

Считаю справедливым заметить: чтобы привлечь молодую энергию, необходимо создать благоприятные условия работы. Ведь любой молодой неопытный человек – это как ребенок, который пришел в первый класс. К сожалению, в моей первой школе реалии жизни оказались противоречивыми. Как амбициозный, ответственный и со здравым видением молодой педагог, ожидание, что мне помогут, раскроют потенциал, поддержат в новаторских идеях, превратилось в разочарование. Недопонимание обеих сторон (школы и меня как молодого преподавателя) привело к тому, что я решила покинуть ее.

Тем не менее, я не считала, что, покинув одно место работы, я не найду другого. Наоборот, переосмыслив все ценности собственного опыта, я поняла, что нужно стремиться туда, где принятие молодого специалиста ценится. Мне понадобился год, чтобы все это осознать, так как в тот момент своей жизни я уехала из своего родного края и работала совершенно в другой сфере.

Я вернулась, потому что желание преподавать было сильнее, а мое стремление доказать, что есть на свете грамотные, талантливые и перспективные молодые преподаватели, надежда Якутии и России, возросло до невероятных масштабов.

Так и улыбнулась мне удача, когда я приехала работать в поселковую школу Беркакита. Я благодарю коллектив школы, особенно бывшего заместителя директора по УВР СОШ номер 22, моего уважаемого, самого строгого духовного наставника Давыдову Ольгу Фроловну, которая первой поверила в меня, вдохновила и дала возможность покорять новые вершины и открывать новые горизонты. Благодаря ей в моем сердце горит огонь, и этот огонь знаний я хочу передавать детям».

Ольга Геннадьевна Коваль, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ номер 1, финалист районного этапа конкурса «Учитель года – 2016» (г.Алдан), победитель районного этапа конкурса «Учитель года – 2019» (г.Нерюнгри), финалист республиканского этапа конкурса «Учитель года – 2019» (г.Якутск), выпускница ТИ (ф) СВФУ: «Моё отношение к школе кардинально изменилось после того, как я пришла туда работать.

Когда я проходила практику, мне было интересно в роли учителя, но недолго. Заинтересовать детей, сосредоточить их взгляды на себе и внимание на материале, который ты им преподносишь, оказалось очень сложной задачей. В итоге всё сводилось к тому, что просто хотелось тишины, чтобы тебя послушали. Было страшно допустить какую-то ошибку, неточность. Цель – научить детей – казалась недосягаемой. В какой-то момент я решила для себя, что никогда не пойду работать в школу.

Сейчас, имея десятилетний опыт работы учителем, я с уверенностью могу сказать, что причиной трудностей в начале пути (а они ещё сохранялись в первый год работы в школе) было отсутствие практического опыта. Этого не следует бояться! Опыт нарабатывается достаточно быстро, ведь школа – это постоянное движение, развитие. Школа – это место, где ты не только учишь, но и сам многому учишься! Учебный годы один за другим пролетают незаметно. Вырастают твои ученики – вместе с ними растёшь ты! Для молодого специалиста школа станет испытанием в начале пути, но, несомненно, местом силы и профессионального удовлетворения в последующие годы работы.

Работа в школе точно не подойдёт для тех, кто не умеет быть гибким, терпимым, самокритичным, но амбициозным одновременно. Чтобы оставаться интересным, авторитетным учителем, нужно быть на одной волне с детьми, интересоваться их жизнью, понимать их запросы, уметь слышать детей! Цель работы учителя не сводится к тому, чтобы просто передать свои знания!

Нужно сделать так, чтобы ребёнок сам захотел учиться, а педагог должен быть для него путеводной звездой на пути к новым знаниям. Учитель должен быть примером для подражания, поэтому ему самому обязательно нужно постоянно развиваться, заниматься самосовершенствованием. Для этого существует огромное количество возможностей: научно-практические конференции, методические семинары, курсы повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства и ещё много-много всего интересного! Расти, развиваться, быть полезным обществу, быть примером для сотен любопытных детских глаз и частью сотен детских сердец – это прекрасно!»

Приведенные факты доказывают, что профессия педагога по-прежнему важна и перспективна. Профессия учителя всегда оставалась и останется уважаемой профессией, которая привлекает ответственных и амбициозных людей, стремящихся помочь подрастающему поколению получить достойное образование.

Если вернуться к начальному вопросу, пойдут ли выпускники ТИ(ф) СВФУ работать в школы, то вывод такой: большая часть пока не видит себя в роли учителя, но, как показывает практика, именно сомневающиеся, требовательные к себе люди становятся профессионалами своего дела, достигающими высоких вершин мастерства.

К слову, наших педагогов-выпускников уже ждут школы города и района. Уже есть предварительная договоренность и получено согласие от студентов на трудоустройство.

Желаем успехов молодым специалистам и ждем абитуриентов на направления подготовки:

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Дошкольное и начальное образование),

Филология (Отечественная филология (Русский язык и литература)),

Филология (Зарубежная филология (Английский язык и литература)).

Если у вас еще остались сомнения или появились вопросы – звоните, пишите, приходите!

Наши контакты:

Ответственный секретарь отборочной комиссии ТИ (ф) СВФУ: Распутина Ольга Валерьевна (8-924-164-84-83).

Зам. ответственного секретаря отборочной комиссии ТИ (ф) СВФУ: Новикова Маргарита Владимировна (8-999-655-22-96)

Адрес: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Кравченко, д. 16, каб. 104. Телефон: 8(41147) 4-72-87

Инстаграм: svfu.neru_pk. Официальный сайт ТИ (ф) СВФУ: https://nti.s-vfu.ru

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
14.06.2021 22:14 (UTC+9)
Комментарии: 3
Мирный 15.06.2021 09:07

Пойдут, всё поделено между олигархами высокооплачиваемые виды деятельности.


333 15.06.2021 09:30

Физруков переизбыток,они не нужны в школах даже в северных улусах,физруки идут в полицию,в гаишники,уфсин,росгвардию,в охранники-вышибалы.Сила есть,ума не надо.


Мирный 15.06.2021 12:15

Благодаря физкультурникам Якутия стала меньше пить спиртное... Вспомните 90-ые...


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ