Трое выпускников-кадетов из Мирнинского района станут военными
Якутск и 2 промышленных района лидируют по заболеваемости COVID-19
АЛРОСА приобрела на аукционе 70 процентов алмазов из Гохрана
Открой вклад «Экстра» в АЭБ и получи лимитированную Visa Platinum
В третий день Олимпиады российские спортсмены завоевали пять медалей

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - это не просто красивый отрезок пути, проходящий по берегу Байкала. Это уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Если представить "Кругобайкалку" в цифрах, то получится очень весомая характеристика.

Над строительством КБЖД одновременно трудились 15 000 рабочих, длина всех тоннелей 9 082 метра, самый протяженный из которых Половинный 777 метров. 770 итальянцев, считавшихся прекрасными каменотесами, строителями тоннелей и мостов, работали на КБЖД. Здесь 470 мостов, 280 подпорных стенок. 84 км - протяженность всех путей от порта Байкал до поселка Култук. Насчитывается 40 тоннелей, 16 галерей, 6 виадуков. 40 см породы в среднем пробивали в тоннеле в сутки. Два года и три месяца ушло на строительство берегового участка (опередив график сдачи объекта почти на год). Один вагон взрывчатки в среднем уходил на километр пути.

1902 год был объявлен началом строительства. В 1905 году 15 октября дорога была открыта для постоянного движения поездов. В первые годы жизни Кругобайкалку очень часто называли Золотой пряжкой стального пояса России. Прилагательное «золотой» здесь правильно применено, потому что очень не дешево обошлось стране строительство этой дороги, а также за результат. Ведь дорога радовала изящными великолепными инженерными решениями. А «пряжкой» называли потому, что Кругобайкальская железная дорога являлась финальным звеном в Транссибе.

Но всего этого я даже и не знала, когда загорелась побывать на КБЖД. Я просто увидела фото из этих мест. И всё. Решение принято. Вместе с одной из туристических групп мы доехали на автобусе до посёлка Култук, а дальше - семь километров по шпалам до села Старая Ангасолка. Таков пеший маршрут. Оговорюсь, что можно выбрать вариант попроще: на ретро-паровозе совершить это путешествие от станции Слюдянка или доехать на электричке или машине до станции Тёмная Падь.

Есть разные варианты. Но для первого знакомства с этим местом лучше пройтись пешком по этой дороге, когда с одной стороны зеркальная гладь Байкала, а с другой - отвесные скальники, буйная зелень и цветы. А по пути проходишь сквозь каменные галереи и тоннели. Поверьте, никого не оставит равнодушным этот поход. Эти пройденные километры незабываемы.

Когда уставшие, опьянённые воздухом и красотой, преодолели очередной тоннель, то взору предстал вид... Даже не знаю, как описать, чтобы не быть банальной. Это было что-то с картинки-открытки: каменный арочный мост через реку, а за ним деревушка, утопленная в зелени. Деревянная часовня Николая Чудотворца, покровителя путешественников, на самом берегу Байкала.

Такой перед нами предстала Старая Ангасолка - небольшое уютное поселение, в котором в любое время года и в любой день недели количество гостей и туристов превосходит число местных жителей, а их здесь не наберется и десятка. Остановиться на ночлег здесь можно либо в помещении спортивного альпинистского лагеря, либо в музее Н.К.Рериха, где мы и расположились.

Немного расскажу про музей. Николай Константинович Рерих – известный художник, путешественник, археолог и писатель. В 1920-е годы он совершил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал также и через поселок. Со временем на месте дома, где останавливалась экспедиция (в том числе и семья Рериха), было принято решение создать культурно-выставочный центр. Он был открыт только в 2002 году, но уже успел сгореть и вновь восстановиться.

Помимо собрания работ самого Николая Константиновича, есть экспозиция, посвященная экспедиции, а также знаменитой династии Рерихов. При музее есть несколько гостевых комнат, в которых можно остановиться переночевать, а после посетить сам музей, побывать на очень интересной экскурсии.

Передохнув, мы отправились дальше, по шпалам, двигаясь по направлению к порту Байкал. Здесь тоннели и арка становятся длиннее, проложенные прямо внутри скал. Пройдя ещё километров пять, попадаем на место, называемое "птичий базар". Его так назвали не зря – еще на подходе к этому памятнику природы слышен оглушительный гогот птиц. Сам утёс трехсотметровый, отвесный. Здесь гнездятся серебристые чайки. «Птичий базар» – место уникальное и охраняется государством, однако на этот утес есть выход, откуда открывается потрясающий вид. Дух захватывает.

Но ещё не доходя до "птичьего базара", можно увидеть то, что не оставляет равнодушными туристов. Это печально известный Хабартуйский тоннель. Здесь в середине 40-х столкнулись два состава, погибли десятки людей. Эта трагичная история и по сей день находит отражение в многочисленных туристических легендах и всяческих страшилках: о таинственных приведениях, что витают в тоннеле, о призраках погибших, которые нет-нет, да и беспокоят мирных путников. Перед входом в тоннель висит мемориальная доска, которая и рассказывает о трагедии. Привидений мы там не увидели, но когда заходили в темноту арки, сзади раздался оглушительный свист приближающегося поезда. Это произвело свой эффект.

За два дня нашего путешествия нам удалось посмотреть много достопримечательностей, но, конечно, далеко не все. Думаю, ещё вернусь сюда осенью, в это время здесь невероятно красивые пейзажи.

Екатерина СЛЕПНЕВА,

специально для ИА SakhaNews.

Фото автора.

Справка:

Кругобайкальская железная дорога, или «Кругобайкалка» (сокращённо КБЖД) — железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья.

Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал, от города Слюдянка до посёлка Байкала по южной части Олхинского плато.

Интерес для туристов представляет участок протяженностью 84 километра на западном побережье Байкала. Тут сконцентрировано наибольшее количество памятников инженерного искусства: мосты, подпорные стенки и тоннели.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
17.06.2021 12:48 (UTC+9)
Комментарии: 1
Красиво. Только дым из трубы паровоза очень густой и темный. 17.06.2021 22:57

Углём топят? Пора уже на лес переходить. Все таки 21 век на дворе.


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ