Программа праздничных мероприятий ко Дню государственности Якутии
Объявлен приём заявок на участие в проекте «PRO-опережение»
Заветная мечта стать энергетиком у него появилась ещё в школьные годы
Якутяне активно пользуются кешбэком на путевки в детские лагеря
Алмаз переезжает в Хабаровск

ИА SakhaNews. Леса не могут существовать без пирогенного воздействия, заявил доктор биологических наук профессор Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета Александр Исаев, сообщает пресс-служба СВФУ.

Ученый подчеркнул, что климат Якутии резко континентальный, засушливый. В этом году мало осадков, что характерно для засушливых регионов.

«Если сравнивать по сумме осадков за год Якутию с Оренбургской, Волгоградской областями, где климат считается засушливым и распространены степные ландшафты, у нас осадки выпадают в полтора-два раза меньше, чем там. Только наличие многолетней мерзлоты способствует тому, что у нас есть лесная растительность. Не было бы вечной мерзлоты – не было бы лесов», - отметил Александр Исаев.

Ученый обратил внимание на другой аспект: лес не может существовать без пирогенного фактора. Начиная с позднего плейстоцена, леса формировались в условиях периодически возникающих лесных пожаров.

«По воспоминаниям многих исследователей, например, у того же Владимира Обручева есть упоминание о сплошных пожарах по Верхоянью. В период Великой Отечественной войны тоже было много лесных пожаров. Наши исследования показали, что почти в каждом лесном массиве имеются следы лесных пожаров сороковых годов. По годичным кольцам хорошо видно, что наши леса существовали в условиях постоянного периодического воздействия лесных пожаров и будут существовать», – рассказал Александр Исаев. Профессор отметил, что лес адаптировался к этим условиям: возникли такие древесные породы, как лиственница, сосна, береза, то есть породы, которые устойчивы к лесным пожарам.

«Они устойчивы не в физическом понимании, а в их развитии возникли приспособленческие адаптации, которые позволяют им не легко, но переносить лесной пожар. Поэтому наши древесные леса мы называем пирофитными – растения, которые существует в условиях постоянного воздействия лесных пожаров. Леса, возникшие в результате лесных пожаров, называются пирогенные», - пояснил ученый.

По его словам, деревья сформировались так, что в какой-то степени нуждаются в периодических огнях. В лесоводстве существует понятие «волна возобновления». Эти волны напрямую связаны с лесными пожарами. Прошел лесной пожар – появилось место для зарождения новых всходов.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.08.2021 18:51 (UTC+9)
Комментарии: 27
Прибалт 04.08.2021 18:58

Начиная с позднего плейстоцена, леса формировались в условиях периодически возникающих лесных пожаров.

-------------

Надо бы СК РФ возбудиться уголовным делом по факту поджогов леса в плейстоцене ...


123 05.08.2021 02:47
Поздняк что-то решать..

Обратно превратится 04.08.2021 19:27

В тундару и ездить будете на оленях. Во всем сами люди виноваты.Экосистему разрушили перерыли вдоль и поперек.Выкачали нефть газ.Заводы фабрики загрезняют воздух.Реках нету рыбы.Чего стоит продвинутый Китай.Наш Сибирь промыш.не отстает.Вырубка тайги.Пожары дело людей гсм пролили окурки бутылки костры оставляют.


Ихтамнет 04.08.2021 19:57

Глядишь, Николаева спасителем нации объявят, за наши деньги.


Как хорошо лесам 04.08.2021 20:31

Осталось найти местного ученого, который расскажет нам о пользе угарного газа для человека.


Отлично сказано!!!! 06.08.2021 11:14
думаю нужно взять на вооружение нашим "пропаг.н.д.нам"

У него 04.08.2021 21:18

Адвокатов вещателей полно.Лес сам виговатый при пожарах.А не илитные охотники.


Зачем гражданин профессор сравнивает Якутию с Волгоградской и Оренбургской областями? 04.08.2021 21:30

Почему не сравнивает с Аляской и Канадой, где присутствует такая же вечная мерзлота на больших пространствах? Вы когда -нибудь слышали чтобы Аляска выгорала с таким упорством и почти ежегодно , как Якутия? И что? Перестал лес рости на Аляске и в Канаде? Нет. Нужно быть не только ученым, но ещё и гражданином своей страны и не прогибаться под политиков размещая ересь под видом «мнения» доктора биологических наук , что выгорающие леса на твоей Родине это даже и неплохо. Плохо, профессор! Очень плохо ! Зачем вам это?


Бред 04.08.2021 21:48
Сивой кобылы... Исходя из представленной логики , дома из дерева тоже не должны избежать пирогенного воздействия ?

по растениям 04.08.2021 23:33
.

Пипец у вас сегодня дежурный на смене 05.08.2021 01:37
Сам себя боится )))

-Блин 04.08.2021 22:24

ёще один спицилист,один с ягеля лекарство от Ковида предлагает,этот лес сам виноват,но а вы все грозы сухие понимаешь.


. 04.08.2021 23:29

В финской Карелии леса вообще не горят, в российской Карелии- горят постоянно. Видимо в Финляндии леса ещё не приспособились к российской бесхозяйственности.


Прибалт 04.08.2021 23:48
финские леса , вместе с финнами, отбились от "возвращения в родную гавань" в 1939г - вот и результат ....

Простите, но 05.08.2021 00:08

Звучит как глумление и издевательство.


а 05.08.2021 07:46

если леса горят не на большой территории и нет никакого воздействия на вечную мерзлоту или воздействия огня минимальны, тогда выводы может верны, но когда огонь распространился на 4 млн га, как-то сомнительно то о чем вы вещаете, точнее воздействие на вечную мерзлоту, животный мир, разнообразие флоры и фауны не пройдут просто так, конечно, приспособляемость хорошо, но как то мы быстро теряем, то что было "леса- -наше богатство". как бы не случилось по поговорке: что имеем не хроним, потерявши плачем


Горожанин 05.08.2021 17:03

Да, профессор. Такая у нас сегодня аудитория. Как говорится: смотрят в книгу, а видят фигу. Вроде бы вы все ясно и просто объяснили.


Профессор биологии , пытается объяснить про ботанику 05.08.2021 18:46
Но биология и ботаника две разные науки. В конкретном случае биолог пытается рассказать о растениях , в которых знаний у него не больше чем у простых обывателей.

=биолог пытается рассказать о растениях= 05.08.2021 18:52
Похоже, что его убедительно попросили.

Вот вам ученые 05.08.2021 17:29

По заявкам властей несут всякую ахинею.Кормятся с их рук.Они заодно против людей тайги зверей экологии.Нет чтобы поднять проблемы пожаров еще поддакивает.


С уважением, 05.08.2021 18:29

Помню Александра Петровича ещё молодого. Это настоящий учёный! Истинный интеллигент. Образец научного ума! Профессионал в своей области. Человек широчайшего всестороннего кругозора с повышенной социальной ответственностью. Глубоко порядочный смолоду, истинный патриот своего Отечества. Не зная человека, нельзя навешивать ярлыки.


Никто и не навешивает 05.08.2021 18:51
Он биолог. А судит о растениях. Это тоже самое если шахматист , будет рассказывать о метеорологии. Да, и хороший человек это не профессия.

=истинный патриот своего Отечества= 05.08.2021 19:02
Вот это и настораживает. В последнее время патриоты врут, как дышат.

Видимо, деменция 06.08.2021 11:16
не щадит никого.

колючка 05.08.2021 20:23

я не согласна с мнением автора, ибо леса, это не только растения, но и живой мир, у которого летом птенчики и детёныши нарождаются, а на 4 миллионах га их сколько заживо сгорело? А по весне еще кровожадины их остатки из ружей расстреливают


Мирный 05.08.2021 20:48
Все вопросы к вашему любимому Пу....это он подписывал указы и по лесникам, и по лесоохране, которых в итоге нет....всех разогнал...

. 05.08.2021 21:20
Абсолютно согласен с Колючкой. Лес это только часть биогеоценоза и ноосферы. Да и любой бывший студент- двоечник лесного техникума слышал про такое явление как "смена пород". А в условиях многолетней мерзлоты после пожаров нередко образуется т.н. "дыроватая тайга". Профессору надо перечитать Учебник по лесоводству для высших и средних специальных учебных заведений.

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ