У ЕР снова будет конституционное большинство в Госдуме
Суд Евросоюза наказал Польшу за добычу угля
В Амурской области задерживают сотрудников полиции
Глава Якутии поздравил Петра Аммосова с победой на выборах в Госдуму
Российского дипломата вызвали в МИД Британии по "делу Скрипалей"

Писатель Сергей Москвитин многие свои книги посвятил истории Ленского района. В августе этого года он работал в архивах и библиотеках Иркутска, собирая материал для очередной краеведческой книги, на этот раз о Пеледуе, и не смог, по его словам, пройти мимо исторических сведений о первых учебных заведениях и строительстве церковных храмов в родном районе. Публикуем первую из двух краеведческих статей, представленных писателем для портала SakhaNews.

28 февраля 1850 года по общественному приговору в Витиме было открыто сельское одноклассное приходское училище, учителем назначили священника Сиротинского. Учеников поступило 10. Назначив на содержание училища сначала 160 рублей, крестьянское общество постепенно увеличивало эту цифру, и в 1879 довело до 1000 рублей.

В 1857 году общество построило под училище отдельный дом. Первые учителя - братья Н.Таюрский (с 1852 года) и В.Таюрский (с 1857 года) - занимались с детьми усердно и успешно. Количество учеников увеличилось до 20.

С 1862 года, по свидетельству протоиерея Константина Кокоулина, с учителями начинаются проблемы: «проходят разного звания лица, оставляя по себе одни печальные воспоминания. Учеников нет, почему принимаются строгие меры против домашнего обучения. В 1864 году, по просьбе учителя, волостное правление принимает всевозможные меры к беспрекословной отдаче крестьянами детей в училище. Исправник приказывает «держать мальчиков в училище до тех пор, пока он сам не убедится на экзамене, что они годны в писари».

«Памятная книжка Иркутской губернии на 1865 год» указывает новое имя: Василий Седаков. Об этом учителе протоиерей Константин Кокоулин отзывается плохо, мол, устроил из классной комнаты карцер, жестоко обращается с учениками. «Тот же учитель ещё в 67 году подвергается осуждению общества по приговору, за неумеренную торговлю спиртом».

С 1877 года училище несколько оживает. С этого года здесь учительствовал Иннокентий Михайлович Сильвестрович, который обучался в Иркутской губернской гимназии. Закон Божий с 1879 года преподавал священник Никанор Афанасьевич Пономарёв, который получил образование в Иркутской духовной семинарии.

В 1882 году для школы выстроили новый дом, а прежний отдали под квартиру учителям. В 1883 году учителем назначается некий Фомин из учительской семинарии, он-то и наводит порядок в учебном заведении. Количество учеников при нём увеличивается до 30. Возродившееся в обществе доверие к училищу выражается приговором от 4 июля 1886 года об открытии в Витиме двухклассного сельского училища министерства народного просвещения.

Приговором от 17 сентября 1888 года общество даёт на содержание училища по 1735 рублей ежегодно, уступив кроме того десятину свободной земли. На пристройку второго класса и оборудование нового помещения учитель Аркадий Ломовицкий собрал 1979 рублей 62 копейки от разных лиц.

Витимское двухклассное сельское училище по инструкции 1875 года открылось 23 октября 1890 года. Таким образом приходское училище в Витиме было преобразовано в министерское.

К концу XIX века в Витиме насчитывалось 145 дворов, в нем располагались волостное правление, почтовая контора, жили разные чиновники и купцы, мещане, было много ссыльных. В 1894 году в селе на 399 крестьян приходилось 432 ссыльных! И, поскольку население Витима имело совсем не крестьянский характер, в училище всегда поступало много детей, не принадлежащих к крестьянскому обществу и, следовательно, в содержании школы не участвующих. Для таких детей приговором от 13 декабря 1892 года была установлена плата за обучение – три рубля в год.

С 27 августа 1885 года учителем второго класса и заведующим училища работал Аркадий Фирсович Ломовицкий, который окончил курс Красноярской учительской семинарии. В первом классе детей учил Иван Алексеевич Бархатов, выпускник той же семинарии. Закон Божий по-прежнему преподавал Никанор Афанасьевич Пономарёв, который за многолетний труд был трижды поощрён епархией.

В 1894 году Витимская школа насчитывала 53 ученика, из них трое – дети чиновников, семеро – дети купцов и мещан, 20 детей ссыльных и 23 – крестьян.

В 1900-1901 учебном году в Витимской школе занимались 57 мальчиков и пять девочек. Почётным блюстителем школы являлся Николай Иосифович Куренков.

С 11 февраля 1901 года должность учителя второго класса исполнял Михаил Никанорович Пономарёв, окончивший курс Иркутской духовной семинарии. В 1901-1902 учебном году окончили курс четыре девочки, и училище практически стало мужским.

В 1900 году в Витиме было открыто в наёмном здании одноклассное сельское женское училище. Общество взяло на себя оплату работы сторожа, отопление, квартиру и выделило 125 рублей, казна добавила ещё 540. Почётным блюстителем женской школы являлась Павла Николаевна Шенвиц, жена купца. Учила девочек Елена Владимировна Рассушина, окончившая Иркутское духовное училище. Она приступила к работе с 1 февраля 1901 года с жалованьем в 500 рублей. В первый год работы в этом учебном заведении занимались 35 девочек.

На второй год обучения женское училище насчитывало уже 46 девочек, здесь появился преподаватель Закона Божьего – тот же священник, что учил мальчиков в мужском.

Вторая по старшинству школа в Ленском районе – Мухтуйская.

Мухтуйское одноклассное приходское училище по уставу 1828 года открылось 1 октября 1869 года. Дом для школы выстроил киренский купец Волынский, он же на протяжении трёх лет давал на содержание учебного заведение по 245 рублей. Крестьянское общество при этом заявило, что, если училище в течение трёх лет будет оправдывать своё назначение, то дальнейшее содержание примет на себя.

Училище себя оправдало, и общество приняло на себя его содержание по 245 рублей в год. Изредка в школу отправляли своих детей жители якутских селений Сунтаро-Олёкминского улуса, который также принадлежал к приходу Мухтуйской церкви. Якуты принимали активное участие в содержании училища, даже на ремонт его здания после наводнения 1870 года дали 225 рублей. Необходимо пояснить, что русского населения в те годы в Мухтуйском сельском обществе, куда входил Сунтаро-Олёкминский улус, было в два раза меньше, нежели якутского.

Первым учителем Мухтуйской школы до 1887 года работал Василий Яковлевич Орлов, который обучался в Киренском уездном училище.

Село Мухтуя в те годы было 34 двора, здесь располагались церковь с причтом и почтовое отделение.

С 1887 года учителем в Мухтуйской школе работал Константин Карлович Мацкевич, окончивший курс Иркутской учительской семинарии. Закон Божий с 1894 года преподавал священник Николай Никанорович Пономарёв, выпускник Иркутской духовной семинарии. Почётным блюстителем с 1898 года являлся мещанин Капитон Алексеевич Власов.

В 1900-1901 учебном году в Мухтуйской школе занимались 19 мальчиков и три девочки.

С 1900 по 1903 год под руководством и на средства Киренского педагогического общества силами мухтуйских крестьян были построены два новых здания, в которых расположилась школа. Крестьяне сами заготовили и сплавили лес, возвели срубы. Политссыльные Д.И.Горбунов и Я.Я.Дадер изготовили для школы мебель.

Школа в связи с новосельем была реорганизована и по документам тех лет с 1901 года называлась Мухтуйским двухклассным церковно-приходским училищем с пятилетним сроком обучения. Дети первого и второго годов обучения и с третьего по пятый занимались в разных зданиях.

И Витимская, и Мухтуйская школы располагали своими библиотеками, выписывали журналы: «Читальня народной школы», «Русский начальный учитель», «Родник», «Детский отдых» и многие другие. Ещё до образования сельских народных библиотек (в Витиме – в 1901 году, в Мухтуе – в 1902 году), школьные библиотеки располагали определённым количеством учебников, учебных пособий, журналов и книг. Например, Витимская учительская библиотека содержала к 1895 году 96 книг, ученическая – 201 книгу, а кроме этого – 247 учебников и 149 пособий. В Мухтуйской учительской библиотеке была 141 книга, в ученической – 165 книг, 234 учебников и 126 учебных пособий. Сельчане внешкольного возраста иногда пользовались библиотеками училищ.

Грамотой в селе Витим владели 47 процентов мужчин и 20 процентов женщин, в Мухтуе – 73 процента мужчин и 12 процентов женщин. Не зря Мухтую до революции называли «Ленским Парижем».

Про Беченчинскую и Орто-Нахаринскую школы я не пишу, поскольку им посвящены отдельные книги, а вот про Хамринскую и Нюйскую информация встретилась впервые.

В 1900 году в наёмном здании открылось Хамринское одноклассное сельское училище. Общество взяло на себя сторожа, отопление и квартиру, казна добавила 650 рублей. Обязанности учителя в Хамринской школе исполнял Дмитрий Николаевич Нетовский, окончивший курс Иркутского городского пятиклассного училища. Он вступил в свою должность 1 января 1900 года с жалованьем 480 рублей. Училось в школе 15 мальчиков и семь девочек.

Почётный блюститель в Хамринской школе появился на второй год обучения – Николай Васильевич Запрудский. Учитель же Нетовский во втором учебном году взялся преподавать и Закон Божий. Общее количество учащихся увеличилось до 24.

Нюйское одноклассное сельское училище по инструкции 1875 года открылось 1 сентября 1901 года в собственном здании. Общество взяло на себя сторожа, отопление, помещение и воду, казна выделила 630 рублей. Первым учителем работал Николай Семёнович Попов, обучавшийся в Иркутской учительской семинарии. Он же преподавал и Закон Божий. В первый год обучения в Нюйской школе насчитывалось 33 ученика – 20 мальчиков и 13 девочек.

Наряду с министерскими школами в конце XIX века на территории нашего района появились и церковно-приходские.

В «Восточно-Сибирском календаре на 1884 год» (Иркутск, 1884) опубликованы «Правила о церковно-приходских школах (Высочайше утверждённые 13 июня 1884 года)». Согласно первому параграфу этих правил, «Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания».

Далее сообщается, что церковно-приходские школы открываются приходскими священниками с благословения епархии. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырёхлетним курсом. В них преподаются: 1. Закон Божий (а именно: изучение молитв, священная история и объяснение богослужения, краткий катехизис; 2. церковное пение; 3. чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4. начальные арифметические сведения.

В школах двухклассных преподаются сверх того начальные сведения из истории церкви и отечества. По мере надобности и средств дозволяется открывать при церковно-приходских школах дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах. Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или особо назначаемые для того учителя под наблюдением священника.

Конькинскую церковно-приходскую школу организовал ссыльный учитель, который надолго остановился в селе Коньки и с успехом обучал детей грамоте. Местный крестьянин Слепченков построил при церкви небольшой дом – одновременно училище и церковную сторожку. 18 августа 1890 года епархиальный совет принял эту школу в число церковно-приходских с назначением ежегодно 100 рублей.

В селе Коньки в те годы насчитывалось 18 дворов. Конькинская Казанская церковь была построена в 1882 году на средства местных крестьян, братьев Слепченковых.

Про Конькинскую школу Николай Пономарёв сообщает: «Благословив народ, Владыка из храма посетил церковно-приходскую школу. Помещается в церковной ограде в сторожке; домишко небольшой, в две комнаты, старый, от неблагоустройства печи в нём пахнет дымом. Школа здесь существует сравнительно давно, но по каким-то причинам была несколько времени тому назад закрыта; с начала 1912-1913 учебного года вновь открыта, так что после перерыва функционировала первый год. Учительствует окончишная Киренскую прогимназию Мария Мальцева; в данное время она была в отпуску. Дети, числом 15, одни встретили Владыку стройным пением «Царю Небесный»; спрошенные по Закону Божию, арифметике и русскому языку отвечали удовлетворительно. Когда Владыка собирался уходить, один мальчуган, совершенно для нас неожиданно, бойко начал «Достойно есть», остальные дружно подхватили, и все стройно и твёрдо пропели молитву, чем доставили немалое удовольствие Владыке. Он сделал об этом надлежащую пометку в визитационной книге школы».

Пеледуйская церковно-приходская школа была образована приговором от 31 января 1894 года. Общество построило дом в селе Большой Пеледуй и дало на содержание учебного заведения 150 рублей. Епархиальный совет назначил ещё 150. В первые годы занятия вёл учитель из ссыльных жителей.

В селе Большой Пеледуй в те годы насчитывалось 73 двора, Николаевская церковь была построена на средства крестьянина Д.Г.Серкина в 1860 году.

В 1908 году в Пеледуйской церковно-приходской школе обучалось 25 детей из села Большой Пеледуй, шесть – из села Малый Пеледуй и четверо – из так называемого Пеледуйского выселка (небольшой деревни в четыре двора).

Иркутский священник Николай Пономарёв, сопровождавший епископа Евгения Зернова в поездке по Киренскому уезду в 1913 году, пишет о Пеледуйском учебном заведении: «Имеется церковно-приходская школа с 36 учащимися; учительствует окончившая прогимназию Анфуса Безпалова. Здание школы прочное и просторное. Познания учеников Владыка признал удовлетворительными».

Сергей МОСКВИТИН.

На снимке 1913 года: здание Пеледуйской церковно-приходской школы.

Фото Н.Пономарёва.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
05.09.2021 17:42 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ