АК "Якутия" ждет проверка после разгерметизации двери самолета
В Якутске появилось новое место для встреч молодёжи
Дорожные строители выполнили колоссальный объём работ в Якутске
Аэропорт «Олекминск» готов к приему воздушных судов Ан-2
В Москве нарушителей масочного режима выследят с помощью камер

«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 и до 2010 года»

22 июня Министр экономического развития и торговли Герман Греф выступил в Совете Федерации в рамках "правительственного часа" на тему: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 и до 2010 года»

Предлагаем вашему вниманию тезисы его выступления «О правовом обеспечении и ходе реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 и до 2010 года»

Уважаемые коллеги!

Я уверен, что для большинства присутствующих в зале «Дальний Восток и Забайкалье» не просто виртуальные слова, а конкретная большая российская территория, состояние и развитие которой имеют огромное значение не только в рамках геополитических и экономических интересах всего государства, но и в рамках интересов российских граждан, проживающих на этой территории. Поэтому, несколько слов о регионе.

I. Уникальность места , которое занимает Дальний Восток и Забайкалье в современной федеральной политике , определяется сочетанием ряда факторов, важнейшими из которых являются:

а) крупный природно-сырьевой потенциал региона , использование которого необходимо для обеспечения устойчивого развития российской экономики на длительную перспективу (на территории региона сосредоточено около 61 процент руд цветных металлов, 60 процентов рыбных ресурсов, 30 процентов запасов древесины, почти 100 процентов алмазов, 10 процентов железной руды);

б) решение экономических, социальных и специальных проблем Дальнего Востока имеет первостепенное значение для сохранения и укрепления территориальной целостности страны (на долю этого региона приходится более 43 процента территории страны и порядка 6 процентов населения России);

в) развитие Дальнего Востока - одно из необходимых условий успешной реализации азиатско-тихоокеанского направления российской внешней политики , ее геополитического и внешнеэкономического аспектов;

г) роль региона в обеспечении обороноспособности страны.

II. Основными проблемами региона являются:

В экономической сфере:

Несмотря на то, что регион обладает значительным ресурсным и производственным потенциалом (основные фонды в экономике – 7,8 процента от общероссийских), по уровню экономического развития он является одним из наименее развитых в Российской Федерации.

По ряду основных социально-экономических показателей (объемы ВРП, промышленного производства, продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал) регион занимает последнее место в Российской Федерации среди всех федеральных округов. А многие качественные экономические показатели ниже, чем в среднем по России.

Наблюдается сильная дифференциация в уровнях развития субъектов региона. Различия по отдельным показателям достигают значительных величин.

Например, по инвестициям в основной капитал на душу населения – 12,5 раз между Сахалинской областью и Еврейской автономной областью; по стоимости минимального набора продуктов питания – в 3 раза между Корякским автономным округом и Амурской областью; по денежным доходам на душу населения – в 2,3 раза между Республикой Саха (Якутия) и Амурской областью.

В социальной сфере:

Дальний Восток – регион со сложной социальной обстановкой. Он является самым дорогим в России регионом. Основные социальные показатели региона ниже среднероссийских.

В бюджетно-финансовой сфере:

Из 13 субъектов региона - 11 отнесены к высокодотационным.

В демографической сфере:

Численность населения в регионе продолжает сокращаться самыми высокими темпами среди всех федеральных округов Российской Федерации. К 2016 году прогнозируется дальнейшее уменьшение численности населения (по сравнению с 2001 г. более чем на 9 процентов).

Основным фактором снижения численности населения Дальнего Востока является миграционный отток . Миграционные потери Дальнего Востока за последние 14 лет превысили миграционные потери за предыдущие 35 лет.

Интенсивный отток происходит и из приграничных районов. Параллельно идет процесс заселения приграничных областей округа нелегальными мигрантами из стран АТР (главным образом из Китая). Согласно экспертным оценкам, в дальневосточном регионе численность китайских иммигрантов превышает 130 тыс. человек. К настоящему времени в приграничных районах сложился огромный дисбаланс: в южных районах Дальнего Востока проживает около 5 млн. человек, а на сопредельной китайской территории порядка 100 млн. человек.

III. Основной причиной сложившейся ситуации является низкая конкурентоспособность продукции региона. Она обусловлена следующими факторами:
- высокие энерготарифы;
- высокие транспортные издержки;
- продолжительный отопительный сезон, дискомфортность проживания.

Именно поэтому Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил необходимость уделить особое внимание стратегически важным регионам Российской Федерации в первую очередь назвав в их числе Дальний Восток.

В соответствии с пунктом 9 перечня поручений по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год Правительство Российской Федерации с участием соответствующих полномочных представителей Президента Российской Федерации должно разработать комплекс мер по обеспечению экономического роста в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионах, Калининградской области и других приграничных территориях, предусмотрев при этом создание трансконтинентальных коридоров , а также повышение роли этих территорий в сотрудничестве Российской Федерации с сопредельными государствами.

Данное решение Президента России ещё раз подчёркивает приоритетность экономического и социального развития Дальнего Востока, в том числе Курильских островов, и его значение для Российской Федерации.

Важность решения вышеизложенных проблем как основы для развития экономики и социальной сферы региона и предопределила основные направления разработки федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года».

Участниками программы являются все 10 субъектов Дальневосточного федерального округа – Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа , а также 3 субъекта Сибирского федерального округа, расположенные в Забайкалье – Республика Бурятия, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ.

Программа направлена на создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов обеспечения безопасности России, формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики региона, развитие социальной сферы, достижение необходимых социальных нормативов.

Правовое обеспечение реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 834, которым утверждён и перечень мероприятий Программы.

Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1996 года № 601 Программе присвоен статус Президентской.

Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2004 г. N 842.

Программа включает в себя ряд объектов, реализуемых и финансируемых в рамках других федеральных целевых программ, таких, как «Модернизация транспортной системы», «Энергоэффективная экономика».

Учитывая, что в прошлом году было создано Министерство регионального развития Российской Федерации, в настоящее время идёт процесс передачи функций и смены государственного заказчика и государственного заказчика – координатора по федеральным целевым программам регионального развития.

До 2005 года финансирование мероприятий Программы осуществлялось как за счёт средств Фонда регионального развития, так и Федеральной адресной инвестиционной программы. Перечень объектов и мероприятий, предназначенных к реализации на соответствующий год, уточнялся ежегодно на основании предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации бюджетных заявок. В связи с произошедшим изменением бюджетного процесса с 2005 года финансирование мероприятий Программы осуществляется только в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а посубъектное и пообъектное распределение средств на реализацию Программы утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.

Общая сумма необходимых средств по программе на период её реализации с 2002 по 2010 годы составляет 380,3 млрд. рублей, в том числе:

1. Целевые средства федерального бюджета – 29,0 млрд. рублей (7,6 процента от общего объема средств), из них:
- государственные инвестиции – 16,3 млрд. рублей;
- средства, выделяемые из федерального бюджета на реализацию в регионе мероприятий других федеральных целевых программ – 12,7 млрд. рублей (3,3 процента от общего объема средств).

2. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 25,5 млрд. рублей (6,7 процента от общего объема средств).

3. Средства российских акционерных обществ (естественных монополистов) и внебюджетные источники – 325,8 млрд. рублей (85,7 процента от общего объема средств).

Для сведения: За период с 1996 по 2001 год на реализацию программных мероприятий было выделено в ценах 2002 года 88,4 млрд. рублей . Из федерального бюджета было выделено 24,3 млрд. рублей.

По 2004 году.

Общий объем финансовых средств по Программе без учета средств других ФЦП составляет 31,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1,0 млрд. рублей (2,8 процента), средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 2,4 млрд. рублей (7,8 процента), внебюджетные источники – 27,9 млрд. рублей (89,4 процента).

Фактически профинансировано : общий объем – 20,7 млрд. рублей (66,1 процента), средства федерального бюджета на реализацию Программы – 1,0 млрд. рублей (96,5 процента), средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 1,5 млрд. рублей (60,6 процента), внебюджетные источники – 18,2 млрд. рублей (88,2 процента).

Анализ показывает, что основное недофинансирование программных мероприятий произошло из-за невыполнения субъектами условий софинансирования.

По 2005 году .

В связи с изменением бюджетного процесса, финансирование строительства объектов Программы осуществляется заинтересованными федеральными агентствами – главными распорядителями бюджетных средств, за счет средств федеральной адресной инвестиционной программы. Государственные капитальные вложения в объеме 937,9 млн. рублей (в соответствии с паспортом Программы) предусмотрено направить на строительство 35 объектов по следующим отраслям:
- коммунальное строительство – 401,2 млн. рублей;
- здравоохранение – 261,5 млн. рублей;
- образование – 19,0 млн. рублей;
- электроэнергетика – 127,4 млн. рублей;
- дорожное хозяйство – 15,0 млн. рублей;
- водное хозяйство и охрана окружающей среды – 113,8 млн. рублей.

Вместе с тем, администрация Приморского края не представила своевременно проектно-сметную документацию (до 1 апреля 2005 г.) на 3 объекта по отрасли «Водное хозяйство и охрана окружающей среды».

В связи с этим, Минэкономразвития России вынуждено было внести изменения в бюджетную роспись по этой отрасли, сняв 109,4 млн. рублей .

В настоящее время федеральными агентствами – главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры и открыто финансирование строительства объектов Программы.

По 2006 году .

Программа включена в перечень ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета. В соответствии с предельными объемами расходов инвестиционного характера на 2006 год Минэкономразвития России подготовило предложения по включению в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год объектов Программы на общую сумму 1038,0 млн. рублей, что превышает лимит 2005 года на 10,8 процента.

Государственные капитальные вложения предполагается направить на строительство 29 объектов по следующим отраслям:
- коммунальное строительство – 529,7 млн. рублей;
- здравоохранение – 247,3 млн. рублей;
- образование – 20,0 млн. рублей;
- электроэнергетика – 150,0 млн. рублей;
- дорожное хозяйство – 27,0 млн. рублей;
- водное хозяйство и охрана окружающей среды – 64,0 млн. рублей.

Окончательный объем финансирования Программы будет определен федеральным законом о бюджете на 2006 год.

Основные тенденции социально-экономического развития субъектов.

В целом за период 1996-2004 годах развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья характеризуется общей положительной динамикой роста основных показателей. В 2004 году по сравнению с 2003 годом объем годовых налоговых платежей в консолидированный бюджет Дальневосточного федерального округа вырос в 1,2 раза, общий объем инвестиций увеличился на 17,6 процента, индекс промышленного производства составил 106,7 процента, производство промышленной продукции на душу населения увеличилось на 15,0 процентов, оборот розничной торговли возрос на 7,7 процента, среднемесячная заработная плата увеличилась на 24,6 процента.

Объемы промышленного производства сократились в Камчатской области на 5,1 процента, в основном, за счет снижения выпуска в рыбной промышленности, цветной металлургии.

Увеличение поголовья крупного рогатого скота по сравнению с 2003 годом отмечено в Чукотском (на 46,3 процента), Таймырском (на 15,4 процента), Агинском Бурятском (на 9,7 процента).

Оборот розничной торговли в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился в Читинской, Амурской и Сахалинской областях, Агинском Бурятском автономных округах и Еврейской автономной области.

Естественный прирост населения в январе-ноябре 2004 года, как и в 2003 году, зафиксирован в Саха (Якутия) – 4541 чел.

Проблема занятости населения по-прежнему остается острой для регионов Дальневосточного федерального округа, где нагрузка на одну заявленную предприятиями вакансию среди не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах занятости, значительно превышает среднероссийское значение – 4,2 человека против 2,7 человек.

Республика Бурятия .

По большинству основных показателей отмечена положительная динамика. Темпы роста ВРП в 2004 году составили 107 процентов, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) – 63,5 процента, рост промышленного производства – 104,1 процента, рост сельскохозяйственного производства – 104,9 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению) – 39 процентов.

Республика Саха (Якутия).

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 105,8 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) – 91,9 процента, рост промышленного производства – 112,8 процента, рост сельскохозяйственного производства – 101,7 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 21,2 процента.

Приморский край.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 106 процентов, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) – 102,4 процента, рост промышленного производства – 109,5 процента, рост сельскохозяйственного производства – 101 процент, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 30,5 процента.

Хабаровский край.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 100,2 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 101,9 процента рост промышленного производства – 100,3 процента, рост сельскохозяйственного производства – 100,1 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 23,4 процента.

Амурская область.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 104,6 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 89,6 процента, рост промышленного производства – 102,2 процента, рост сельскохозяйственного производства – 108 процентов, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 29,6 процента.

Камчатская область.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 97,1 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 51,2 процента, рост промышленного производства – 94,9 процента, рост сельскохозяйственного производства – 90,2 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 25,2 процента.

Магаданская область.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 101 процент, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 107,9 процента, рост промышленного производства – 96,8 процента, рост сельскохозяйственного производства – 111,5 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 18,4 процента.

Сахалинская область.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 103,9 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 189,4 процента, рост промышленного производства – 104,8 процента, рост сельскохозяйственного производства – 84,9 процента доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 21,3 процента .

Читинская область.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 103,6 процента объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 111,3 процента, рост промышленного производства – 98,3 процента, рост сельскохозяйственного производства – 94,2 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 30,3 процента.

Еврейская автономная область.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 104,7 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 210 процентов рост промышленного производства – 102 процента, рост сельскохозяйственного производства – 109,3 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 29,9 процента.

Агинский Бурятский автономный округ.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 109,8 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 132,5 процента, рост промышленного производства – 138,2 процента, рост сельскохозяйственного производства – 99,8 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 35,5 процента.

Корякский автономный округ.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 110,6 процента, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 141,1 процента, рост промышленного производства – 79 процентов, рост сельскохозяйственного производства – 97,5 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 29,5 процента.

Чукотский автономный округ.

Темпы роста ВРП в 2004 году составили 95 процентов, объёмов инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования)– 98 процентов, рост промышленного производства – 109,8 процента, рост сельскохозяйственного производства – 163,8 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению)– 26 процентов.

Потенциал социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская и Сахалинская области.

На них приходится около 70 процентов добычи бурых углей. Добыча нефти развивается на Сахалине, ее переработка осуществляется на заводах Комсомольска-на-Амуре и Хабаровске. Природный газ добывают на Сахалине – крупнейшие газодобывающие комплексы Сахалин-1 и Сахалин-2.

Эти регионы обладают рыболовным, рыбоперерабатывающим и транспортно-рефрижераторным флотом.

Лесной комплекс базируется на богатейших лесных ресурсах района. В бассейне Амура заготавливают более 60 процентов всей древесины.

Приморский и Хабаровский края занимают в регионе ключевое положение в промышленном и транспортном комплексах, через них осуществляется основной грузооборот со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Республика Саха (Якутия), Магаданская область и Чукотский автономный округ.

Разработка ценных и дефицитных полезных ископаемых с высоким содержанием важных компонентов – главная специализация Северо-Востока региона, определяющая его место в общероссийском хозяйстве.

Горнодобывающая промышленность выделяется в экономике Северо-Востока по количеству занятых в ней, по стоимости валовой продукции и по наличию основных фондов. Главное место – добыча золота, алмазов, олова и вольфрама. Забайкалье.

В Бурятии добывается около 25 процентов российского золота, важную роль имеют лесные ресурсы и горнодобывающая промышленность. Большое значение имеет для экономики Бурятии рекреационный потенциал, сосредоточенный преимущественно вокруг озера Байкал. В 2005 году была принята и зарегистрирована в Минэкономразвития Программа социального и экономического развития Республики Бурятия до 2007 года. Наличие программы позволило провести её презентацию для привлечения внимания к вопросам развития республики со стороны федеральных органов исполнительной власти и деловых кругов.

Читинская область располагает большими запасами цветных и редких металлов, развит пушной промысел.

Важными задачами развития Дальнего Востока являются:

- освоение ресурсов океана, особенно рыбных;
- комплексное использование сырьевых ресурсов с их глубокой переработкой;
- развитие топливно-экономического комплекса. Для решения вопроса обеспечения собственными энергоресурсами, снижения рисков чрезвычайных ситуаций и сокращения затрат на «северный завоз» в Корякском автономном округе ведётся работа по строительству мини-ТЭЦ, использующих местное топливо, которая должна быть завершена в 2006 году;
- усиление экспортной направленности хозяйства, расширение торговли и кооперации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, создание производств, ориентированных на рынки этого макрорегиона;

В целях решения поставленных Программой задач и эффективного использования средств по поручению Правительства Российской Федерации Минрегион России, Минэкономразвития России, Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят работу по корректировке Программы. В настоящее время предложения субъектов Дальневосточного региона по корректировке Программы согласовываются с государственными заказчиками в установленном порядке.

Источник:
Центр парламентских коммуникаций «Парлкомм».

Поделиться в соцсетях

23.06.2005 20:45 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ