Никто, кроме вас, ребята! С Днём ВДВ!
Более 60 тысяч гектаров горевшей тайги потушено в Якутии
«Было страшно, но Ючюгей отстояли от лесного пожара»
Шесть проектов реализуют в Якутии на гранты «Православной инициативы»
Авиация Минобороны за сутки сбросила 377 тонн воды в Якутии

Предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Владимировичем Коваленко – заместителем начальника ГУ МЧС России по РС(Я), начальником государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС России по РС(Я), главным государственным инспектором по маломерным судам по РС(Я).

Переправы вне закона

- На территории республики в настоящее время существует 22 ледовые переправы – три федерального и 19 территориального значения. Из них официально принята в эксплуатацию только одна – в Вилюйске (по автозимнику на Жиганск). Остальные переправы находятся либо в стадии подготовки – идет расчистка снега и торосов, либо эксплуатируются дорожниками самовольно. Три переправы построены без предъявления проектной документации, без согласования с ЛГБУ, ВГПС, госпожнадзором. Это переправы через Жемкон на Покровск, Н. Бестях – Хатассы, и Хатассы - Павловск. Все они самовольно открыты с 21 декабря, найти хозяина, того, кто отвечает за их состояние, и все, что может там произойти, невозможно. На переправе Н. Бестях – Якутск (на Даркылахе) дорожная служба установила знаки, ограничивающие тоннаж перевозимых грузов – 20 т. 22 января при обследовании названной местности инспекция ГИМС зафиксировала, что в некоторых местах самовольно открытого зимника произошло интенсивное появление поперечных и продольных трещин, в некоторых местах выступила вода. Лед продавили большегрузным автотранспортом, перевозящим грузы гораздо большего тоннажа, чем указано на ограничивающем знаке. В результате возникла реальная угроза провала техники под лед. Если кто-либо, привыкший надеяться на «авось» и имеющий массу 30-40 т, решится проскочить по такой трассе, последствия будут, сами понимаете, весьма печальными. По двум самовольно открытым переправам материалы переданы в республиканскую прокуратуру, один материал – на А. Ветошкина, генерального директора Управления по эксплуатации автомобильных дорог РС(Я) - в суд.

Вы и космос проверять будете?!

26 декабря 2005 г. прошло совещание у заместителя председателя Правительства РС(Я) А. Алексеева, на котором рассматривались вопросы, связанные с переправами. Присутствовали министр транспорта, связи и информатизации РС(Я) В. М.Членова, А. Ветошкин, другие заинтересованные лица, а также два заместителя начальника ГИМС: А. Смирнова и С. Степанов. Однако рабочее совещание вылилось в сплошные нападки на сотрудников МЧС, которые «буквально вставляют палки в колеса, мешают функционировать транспортной системе, выполнять правительственные задания по доставке жизненно важных грузов населению нашей республики». Заместитель председателя правительства республики даже сказал: « Если вам дадут право, вы и космос проверять будете?!» На что получил вполне логичный конкретный ответ. Протокол совещания, несмотря на то, что его официально запрашивали трижды (два раза – ГИМС, один раз – министр ГУ МЧС РФ по РС(Я) В. Сухоборов), предоставлен не был. Подход к ледовым переправам в нашей республике, мягко говоря, весьма оригинальный и абсолютно непрофессиональный. Средства на их строительство выделяются, но возникают цифры без предварительных расчетов, инженерной разведки, составления карт и строительства. Согласно инструкции, приказа МЧС России, зарегистрированных в Минюсте РФ, существует определенный порядок организации и строительства, обустройства ледовых переправ. Но, по словам заместителя председателя Правительства РС(Я), «мы не обязаны выполнять требования данных документов, поскольку у нас имеется своя компетентная комиссия». 16-19 января в г. Ленске решался вопрос по созданию западного инспекторского отделения ГИМС. В Ленском районе инспекторы ГИМС работают профессионально грамотно, и хотя река в некоторых местах еще не встала и есть полыньи, ситуация с переправой все же решена. Администрация района и Управление ГУЧС, совместно с лицами, ответственными за переправу, приняли разумное решение: автозимник пробили по левому берегу реки, в ста километрах ниже Ленска до п. Турухта и 200 км вверх до Пеледуя.

Машины проваливаются под лед - Алексей Владимирович, как Вы считаете, почему ГИМС и представители республиканской власти, работая в одном направлении, случается, не находят общего языка? - В данном случае не соблюдается федеральное законодательство, потому этим вопросом занимается прокуратура. Может, считают возможным сэкономить финансовые средства на строительстве переправ. Хотя в республике пока нет именно построенных переправ, они у нас просто расчищены, и на трассе выставлены знаки. Например, 17 декабря ГИМСом составляется акт о запрете эксплуатации переправы Хатассы – Н. Бестях. А ранним утром 19 декабря в 100 м от берега у п. Н. Бестях проваливается МАЗ с грузом в восемь тонн. Аналогичная история произошла на переправе Покровск – Жемкон, которая была открыта 27 декабря, а на следующий день там провалилась машина. Инспекция ГИМС переправы не открывает и не закрывает, а только, согласно инструкциям, производит их техническое освидетельствование и выносит вердикт: разрешить либо запретить эксплуатацию. Перед вводом в эксплуатацию переправа проходит утвержденные инструкцией испытания. Но у нас ничего этого не делается. Создается впечатление, что подобные действия, вернее, бездействие совершается умышленно, требования по обеспечению безопасности переправ, утвержденные законом, игнорируют, в том числе и сама служба ГИМС. Но ГИМС – не частная компания, это – единица, входящая в государственную систему МЧС России, которая несет ответственность за безопасность населения страны.

Кто открыл переправу, тот и отвечает

- Возникает извечный вопрос: что делать? Грузы-то доставлять нужно. - Проблем нет там, где соблюдаются законы. Инструкция по переправам действует с 1998 года. За это время уже можно было научиться работать совместно со всеми заинтересованными лицами, министерствами и ведомствами, да и народ наш, несмотря на известный местный менталитет, приучился бы к порядку. Мы не можем позволить нарушать законы и рисковать жизнью граждан. Пусть грузы доставляют самолетами, гужевым транспортом, а после считают затраты. Скупой платит дважды – проще и дешевле построить переправу. ГИМС намерена добиваться исполнения законов через прокуратуру, суд – согласно существующему законодательству. - В случае провала техники под лед, утери или порчи груза кому потерпевший может предъявить иск? - Тому, кто «открыл» переправу – из года в год это делает самовольно Управление по эксплуатации автомобильных дорог РС(Я), генеральный директор Анатолий Федорович Ветошкин. Водители должны также знать, что ограничительные знаки, которые выставляют дорожники, должны быть установленного образца. Всякие фанерки с надписью от руки недействительны. В случае рассмотрения иска в суде, потерпевший может рассчитывать на возмещение ущерба. СПРАВКА: Согласно инструкции ОДМ218.10-98, прежде чем строить переправу, нужно провести изыскания, что, как правило, делается летом Ленским бассейновым управлением путей и водных путей сообщения. Управление по эксплуатации дорог дает заказ ленским путейцам на изыскания, определяя створ прохождения переправы. Переправа организовывается выше переката по самому глубокому и спокойному месту, чтобы избежать торосов. Зимой обязательно определяются профили русла реки и ледового покрытия: через каждые 20-50 м по обе стороны от оси переправы на расстоянии 50 м от нее пробуриваются лунки для определения глубины и толщины льда. Для усиления трассы ледовой переправы на нее должны укладываться бревна или плахи, намораживаться сверху и снизу. Дорожная служба должна следить за состоянием трассы, и если появляются трещины – заделывать их, переправа должна быть монолитной. На каждую переправу составляется техническая документация, производится расчет на несущие нагрузки, рассчитывается пропускная способность. Переправа должна быть освещенная по всей протяженности или, в противном случае, должна функционировать в светлое время суток. На ней выставляется круглосуточный пост ГИБДД, вневедомственный пост спасателей; должны соблюдаться требования по охране природы (общественные туалеты); нужны также балки для обогрева пассажиров в случае поломки машины. Готовность переправы к эксплуатации определяет комиссия под председательством представителя заказчика. В ее состав входят дорожники, строящие переправу, представители ГИБДД, ГИМС, министерства охраны природы, администрации района. Испытаниями руководит дорожный мастер. После строительства переправы по ней протаскивается блок массой 40-60 т, замеряется прогиб льда. Если полученные цифры превышают нормативные, переправа к эксплуатации не допускается. Еще один нюанс – структура естественного и неестественного снегового льда (рыхлый, непрочный). Проблема в том, что при озвучивании в СМИ толщины льда, не дается пояснений по его качеству, и информация получается недостоверной. Необходимо, чтобы замеры соотношения воды и льда в лунках производились ежесуточно, иначе в некоторых местах вода может выйти из-подо льда и произойдет провал. Так случилось в марте 2005 г., когда под лед ушел УАЗик с пятью пассажирами, в том числе трое детей, и иномарка. Тогда люди чудом остались живы и не замерзли. ГИМС, не давая разрешения на эксплуатацию самовольных переправ, в данном случае работает на предотвращение подобных несчастных случаев.

Елена Турбина, пресс – служба ГУ МЧС России по РС(Я)

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
27.01.2006 18:28 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ