У ЕР снова будет конституционное большинство в Госдуме
Суд Евросоюза наказал Польшу за добычу угля
В Амурской области задерживают сотрудников полиции
Глава Якутии поздравил Петра Аммосова с победой на выборах в Госдуму
Российского дипломата вызвали в МИД Британии по "делу Скрипалей"

Вчера состоялось заседание коллегии Контрольного комитета Госсобрания РС(Я), на котором были подведены итоги его работы за прошлый год. Приводим основные цифры и факты, которые дают красноречивое представление об уровне исполнения в республике бюджетного законодательства. Общий объем проверенных Контрольным комитетом бюджетных средств в 2005 году составил 81.367.888,0 тыс. рублей, при этом выявлено финансовых нарушений на 2.309,8 млн рублей, в т.ч.: - нецелевого расходования бюджетных средств (ст.38 БК РФ) 50,5 млн.рублей , в том числе средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) - 48,6 млн.рублей; - превышение утвержденных плановых назначений (п.2 ст.227 БК РФ - объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств)- 1.797,2 млн.рублей; - финансирование объектов, не включенных в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия) (ст. 83 БК РФ - финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом) - 462,1 млн.рублей. В правоохранительные органы РС(Я) передан материал одной проверки на общую сумму 15.600,0 тыс.рублей. Выявлены расхождения данных с учетом уведомлений от утвержденного законом бюджета по доходной части - 569,4 млн.рублей , расходной - 607,5 млн.рублей. Внесение двух последних законопроектов было осуществлено с нарушением статей 12 и 242 Бюджетного кодекса РФ, п.1 ст. 3О Закона РС(Я) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», в части соблюдения сроков подготовки и предоставления законопроектов о внесении изменений и дополнений в государственный бюджет. В нарушение ст.ЗЗ Бюджетного кодекса РФ во внесенных законопроектах об изменении бюджета допущено увеличение размера дефицита бюджета от принятого в декабре 2003 года закона о бюджете на 801,5 млн.рублей. В нарушение п.1 ст.232 Бюджетного кодекса РФ в трех случаях составления проекта закона о внесении изменений и дополнений в государственный бюджет поправки были сделаны с увеличением доходной части бюджета , тем не менее, средства не были направлены на уменьшение дефицита бюджета. Дефицит бюджета составил 3.766,1 млн. рублей , или 15,5% собственных доходов. Из-за не выполнения плановых назначений в бюджет республики недополучено налоговых доходов на сумму 289,3 млн.рублей. Неналоговые доходы недопоступили в сумме 131,5 млн.рублей . По сравнению с 2003 годом поступление неналоговых доходов снизилось на 689,0 млн.рублей. В нарушение п.З. ст.83 Бюджетного кодекса РФ, в ходе исполнения бюджета по отдельным его разделам и отраслям допущены случаи превышения плановых назначений утвержденных законом, в общей сумме 585,9 млн.рублей. Одной из причин недофинансирования отдельных разделов является кредиторская задолженность. Общая сумма кредиторской задолженности бюджетных учреждений республики на 01.01.2005 г. составила 786,2 млн. рублей. В нарушение п.2 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ в 2004 году из бюджета республики было предоставлено кредитов юридическим лицам в сумме 3.613,0 млн.рублей , что превышает установленное законом 3%-е ограничение на 2.432,4 млн.рублей. В нарушение ст.83 Бюджетного кодекса РФ, в течение 2004 года, проведено финансирование не предусмотренных в Инвестиционной программе и не утвержденных Государственным Собранием (Ил Тумэн) объектов на общую сумму 462,1 млн,рублей. По расходованию средств резервного фонда Правительства РС(Я) по итогам 2004 года установлены факты нарушения ст.ЗЗ Бюджетного кодекса РФ в виде нецелевого расходования средств резервного фонда Правительства РС(Я) на сумму 27,8 млн.рублей. Материалы проверки в части нецелевого использования бюджетных средств Резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) были направлены в Прокуратуру города Якутска. В ходе проверки исполнения Закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год» по итогам девяти месяцев 2005 года установлено, что бюджет республики по доходам исполнен на 75,3% от утвержденного годового плана. Всего поступило доходов в сумме 29.643,8 млн.рублей, что составляет 106,3% от плановых назначений девяти месяцев 2005 года, сверх плана поступило 1.763,6 млн.рублей, недоимка по платежам в бюджет составила 1.660,7 млн.рублей. Расходы государственного бюджета республики на 01.10.2005 г. составили 42 012 488,0 тыс.рублей, или 97,7% к плану девяти месяцев 2005 года. По итогам проверок Контрольного комитета восстановлено в бюджет Республики Саха (Якутия) 2.159,6 тыс.рублей.

Незаконное оперативное управление землей

В отчете отмечается незаконность предоставления ОАХОД Президента и Правительства РС(Я) земельных участков на праве оперативного управления. Напомним, что в мае 2004 года вышло распоряжение Правительства РС(Я) от 31.05.2004г. № 612-р «О механизме взаимодействия органов исполнительной власти и представительных органов местного самоуправления по вопросу содержания и обслуживания объекта «Историко-архитектурный, административный центр столицы Республики Саха (Якутия), гЯкутск». Оно, а также распоряжение Министерства имущественных отношений РС(Я) от 06.04.2004г. № Р-549 «О передаче на баланс зданий и земельных участков ГУ «ОАХОД Президента и Правительства РС(Я)» , приняты в нарушение закона «О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска» , в т.ч. ст.2, п.2 ст.9. Закрепление земельных участков за ОАХОД Президента и Правительства РС(Я) на праве оперативного управления Контрольный комитет расценил как сомнительное , так как . в соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки могут быть предоставлены субъектам земельных взаимоотношений в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование . Кроме того, согласно пункту 3.5 Положения о Министерстве имущественных отношений, министерство предоставляет земельные участки, находящиеся в государственной собственности республики, государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования т.е. земельные участки не могли быть предоставлены ОАХОД Президента и Правительства РС(Я) на праве оперативного управления. Министерство финансов РС(Я) нарушило ст.38 Бюджетного кодекса РФ о принципе адресности, целевого характера бюджетных средств , в связи с этим отсутствие расчета, определяющих объем субвенции на осуществление г.Якутском столичных функций, отмечается и в представлении Счетной палаты РФ от 12.01.2005г. № 13-3/13-4.

Закон о статусе столицы Якутии не обеспечен финансами

В ходе проверки финансирования и целевого использования субвенций, выданных Министерством финансов Республики Саха (Якутия) на исполнение столичных функций г. Якутска в 2004 году охвачено бюджетных средств в сумме 96.000,0 тыс.рублей , предусмотренных ст.28 закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год», утвержденного Президентом республики 28.12.2003г. № 1365 в виде субвенций из фонда компенсаций на исполнение столичных функций г.Якутска на 2004г. Выявлено финансовых нарушений в сумме 52.918,8 тыс.рублей , в т.ч.: - 37.550,0 тыс.рублей в следствие нецелевого использования бюджетных средств; - 15.368,8 тыс.рублей - нарушения действующего законодательства РФ и РС(Я). В связи с отсутствием в государственном бюджете республики на 2005 год средств, выделяемых из фонда компенсаций на исполнение столичных функций г.Якутска, возникает вопрос о полноте действия закона «О статусе столицы РС(Я) — г.Якутска». 23 марта 2005 года материалы проверки были рассмотрены коллегией Контрольного комитета. Они потянули на 52.918,8 тыс.рублей и были переданы в Прокуратуру РС(Я) для прокурорского реагирования. 13 октября 2005 года направлены четыре предписания: Председателю Правительства РС(Я), Министру финансов РС(Я), Министру имущественных отношений РС(Я), Генеральному директору ОАХОД Президента и Правительства РС(Я). Мэрия г.Якутска обратилась с иском к Правительству РС(Я) о взыскании с Министерства финансов РС(Я) за счет республиканского бюджета в местный бюджет МО «Город Якутск» 37.550,0 тыс.рублей по субвенциям на столичные функции. Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в иске отказал. На данный момент решение обжалуется в кассационном порядке.

Обходились без тендеров

Проверены условия и основания заключения контракта между Министерством здравоохранения РС(Я) и ЯГПТП «Медтехника» с уполномоченным дилером фирмы «SIEMENS» на сумму 1.363.292,0 тыс.рублей . Выявлено при этом финансовых нарушений на сумму 182.041,2 тыс. рублей (по курсу Центробанка 37,8 рублей на день заключения договора). В нарушение ст.115 Бюджетного кодекса РФ к договору не приложены письменные гарантии Министерства финансов РС(Я) по предоставлению бюджетного кредита (на сумму 3.963.421,73 ЕВРО) и за пользование им, не заключен договор с фирмой «SIEMENS» по страхованию груза. Не были также определены порядок и условия по возврату бюджетного кредита и уплаты процентов за пользованием им в установленные сроки. Нет порядка и сроков, ответственности при страховании медицинского оборудования фирмой. Кроме того, не проводился тендер на государственный заказ по поставке медицинского оборудования. Материалы проверки переданы в Прокуратуру республики.

Квартира для министра

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) за период с 2002-2004 годы охвачено финансовых средств в сумме 1.486.000,0 тыс.рублей, при этом выявлено финансовых нарушений: на сумму 53.497,1 тыс.рублей , в том числе, неэффективное использование бюджетных средств на сумму 50.551,3 тыс.рублей и нарушение финансовой дисциплины на сумму 2.945,8 тыс. рублей. Проверяющим так и не были представлены документы по отчуждению квартиры министра . В нарушение ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» , списание средств, выделенных из бюджета на приобретение квартиры в размере 2.945,8 тыс.рублей , не отражены в учете министерства. В нарушение ст.73 Бюджетного кодекса РФ в министерстве не велись реестры закупок товаров, работ и услуг . Согласно договору № 18 от 20 января 2003 года между Министерством науки и профессионального образования РС(Я) и Филиалом международной страховой компании профсоюзов «МЕСКО» в г.Якутске, министерством было перечислено 4.258,6 тыс.рублей. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Однако, договором от 05.04.1994г. установлено, что Комитет по высшей школе принимает на себя финансирование расходов содержания Якутского торгово-экономического колледжа согласно смете. Исходя из этого коммунальные расходы, перечисленные из бюджета в сумме 36.648,2 тыс.рублей , подлежат возмещению СПО «Холбос» в республиканский бюджет. Часть средств, предусмотренных для централизованных закупок, не отражалась на счете 178 как дебиторская задолженность поставщика. Что является нарушением Инструкции по ведению бухгалтерского учета № 107-н. В связи с нарушениями требований ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 г. № 97 и Указа Президента РФ от 08.04.1997г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению расходования бюджетных средств при организации закупки продукции для федеральных и государственных нужд» , материалы проверки по перечисленным нарушениям на сумму 12.589,0 тыс. рублей переданы в Управление по налоговым преступлениям МВД РС(Я).

Об охране здоровья пока предпочитают больше говорить

В ходе проверки финансирования республиканской целевой Программы «Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия) до 2006 года» по итогам 2004 года установлено: объем финансирования составил 11% от всего объема , утвержденного Программой. Значительное расхождение между плановым и фактическим финансированием свидетельствует о произведенной переоценке возможностей бюджета при разработке и утверждении данной Программы. Из 158 мероприятий, предусмотренных в Программе на 2004 год, выполнено не в полном объеме только 44 (27,8%). Контрольный комитет отмечает, что с ежегодным ростом онкологических больных в республике назрела острая необходимость в строительстве и материально-техническом оснащении республиканского онкологического диспансера . Обеспеченность лекарственными средствами в 2004 году удовлетворена на 38,5%. Районные онкологи имеются только в восьми улусах республики. К настоящему времени разработана проектно-сметная документация онкологического диспансера в г.Якутске, в государственном бюджете предусмотрено на эти цели 1.500,0 тыс.рублей

Улусам достается лишь половина средств, предназначенных на сельское хозяйство

В ходе проверки исполнения постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) «О рекомендациях парламентских слушаний «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы» от 21.11.2003 г. ГС № 373-Ш объем проверенных средств составил 3.345.000,0 тыс.рублей , при этом допущены финансовые нарушения на сумму 15.263,3 тыс.рублей , в том числе: . - перечисление средств Госкомстату за счет субсидий для сельхозпроизводителей — 2.935,9 тыс.рублей; . - строительство офисов - 4.000,0 тыс.рублей; - ремонт якутского балагана и приобретение легкового автотранспорта трем улусам— 2.909,4 тыс.рублей; - перерасход статьи на республиканские мероприятия (приказ Министерства сельского хозяйства РС(Я) от 25.08.2004г. № 515) - 4.883,0 тыс. рублей; - расход средств на исполнение Программы без оправдательных документов в Оленекском улусе на сумму 535,0 тыс.рублей. В 2004 году на финансирование Президентской программы по всем источникам было предусмотрено 7.216,0 млн.рублей , фактически профинансировано - 5.268,0 млн.рублей , или 73,0%. За годы действия Президентской программы, недофинансирование капитальных вложений в сельское хозяйство, составляет 545,2 млн.рублей , в т.ч. за счет внебюджетных фондов - 434,6 млн.рублей. Исполнение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2004 году по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» составляет 3.331,7 млн.рублей из них 1.688,3 млн.рублей профинансировано по предприятиям, расположенным в городе Якутске, т.е. 50,6%. Из общего финансирования непосредственно по улусам направлено 1.643,3 млн.рублей (49,3%). На начало 2005 года вся задолженность перерабатывающих предприятий , с учетом выделенных кредитов, составляет 780,4 млн.рублей , в т.ч. просроченная - 346,6 млн.рублей.

Договоры - без сметной документации

В ходе проверки использования бюджетных средств в Государственном учреждении «Якутский республиканский онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) за период 2003-2004 годы, из проверенной суммы в объеме 55.648,1 тыс.рублей , выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1.290,4 тыс.рублей. Материально-техническая база ГУ «Якутский республиканский онкологический диспансер» не соответствует современным требованиям специализированной службы. Основной корпус расположен в приспособленном под общежитие здании. Оснащение ГУ «Якутский республиканский онкологический диспансер» морально и физически устарело. Общий износ оборудования составляет 86%. По сравнению с 2003 годом объем поступлений по ОМС увеличился в 1,5 раза. Вместе с тем, по подпрограмме «Онкология» из запланированных 20.000,0 тыс.рублей профинансировано 2.971,0 тыс.рублей , что составляет 14,8% от запланированной суммы. Общая сумма нецелевого использования бюджетных средств составила за 2003 год - 258,7 тыс.рублей и в 2004 году - 1.031,7 тыс.рублей . Практически все хозяйственные договора заключались без составления соответствующей сметной документации. В нарушение статей 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ, а также ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», Министерство здравоохранения РС(Я) не проводило конкурсный отбор исполнителей ремонтных работ . Договор с физическим лицом на сумму 548,5 тыс.рублей заключен на основе хозяйственного договора и оплачен из средств фонда заработной платы.

Кредиты выдавались потенциальным банкротам

В ходе проверки обоснованности списания в 2004 году задолженности юридических лиц агропромышленного комплекса перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) в ГУП ФАПК«Туймаада» охвачено бюджетных средств на сумму 2.985.898,1 тыс.рублей , при этом выявлено финансовых нарушений на сумму 595.648,6 тыс.рублей. При выдаче кредитов практически не рассматривалось финансовое состояние получателей бюджетных кредитов, что повлекло за собой списание бюджетных средств из-за банкротства предприятий и финансовой несостоятельности большинства предприятий агропромышленного комплекса. Так, в нарушение п. 12 ст.76 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные кредиты выдавались предприятиям и лицам, имеющим просроченную задолженность по раннее предоставленным бюджетным кредитам. В ходе выездных встречных проверок в Хангаласский, Оленекский улусы , по информации внештатных инспекторов Олекминского, Усть-Алданского и Среднеколымского улусов республики выявлено полное отсутствие контроля со стороны улусных управлений сельского хозяйства . В 2004 году произошло уменьшение задолженности уполномоченного агента ГУП ФАПК «Туймаада» перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) на сумму 420.338,6 тыс.рублей . Вся сумма уменьшенной задолженности проводилась на основании распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) с внесением изменений и дополнений в Закон о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год. В ходе проверки обоснованности применения закупочных цен на молочную продукцию ГУП «Таттинское АЛО» за 2004 год и первый квартал 2005 года выявлены финансовые нарушения на сумму 1.873,0 тыс.рублей: - нецелевое использование средств, поступивших от индивидуальных сдатчиков молока, - 1.515,0 тыс.рублей, - задолженность перед сдатчиками молока по закупочным ценам в размере 358,0 тыс.рублей, кроме того, выявлено отсутствие расчета (калькуляции) на реализацию молочной продукции (обрат). Не со всеми сдатчиками молока имелись индивидуальные договоры.

Благими намерениями….

В ходе проверки финансирования и исполнения Республиканской целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2006 года» и Республиканского гранта национально-культурного возрождения малочисленных и исчезающих этносов по итогам 2003-2004 гг. установлено, что цели и задачи Программы и Республиканского гранта идентичны. В соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательства и условиями, указанными в Положении о Гранте, средства на финансирование Гранта должны предусматриваться в целевых программах РС(Я) , при этом финансирование должно осуществляться на условиях долевого финансирования . За проверяемый период финансирование Гранта производилось из текущих расходов республиканского бюджета , финансирования из других источников не было, целевые программы из средств Гранта не финансировались. Использование средств Гранта по разделам «Мероприятия в сфере федеративных отношений и государственной национальной политики в Республике Саха (Якутия), поддержка общественно-политических мероприятий, поддержка национально-культурных объединений» и «Резервный фонд» в сумме 3.866,.7 тыс.рублей являются нецелевыми , так как указанные расходы в Положении о Гранте не предусмотрены. За проверяемый период установлено нецелевое использование средств Гранта по распоряжению Президента РС(Я) от 18.09.2003г. № 204-РП в размере 3.401.800,0 рублей , направленные для приобретения оборудования, инвентаря, оргтехники для Дома народов Севера РС(Я). В ходе проверки установлены факты незаконного использования средств Гранта по распоряжениям вице-президента в сумме 1.464,8 тыс.рублей , в нарушение ст. 152 Бюджетного кодекса РФ и ст.17 Закона РС(Я) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)» , согласно которым вице-президент республики не является участником бюджетного процесса и распорядителем бюджетных средств. Решение Правительства РС(Я) о финансировании за счет источников программы «Старшее поколение», Почетного знака долгожителя республики «Уиэ саас» , а это выливается в 1.755,5 тыс.рублей, является нарушением ст.38 Бюджетного кодекса РФ и должно квалифицироваться как нецелевое расходование бюджетных средств. При этом неудовлетворительно финансируется из Инвестиционной программы строительство Курбусахского дома-интерната , что неизбежно ведет к значительному увеличению срока сдачи в эксплуатацию данного объекта.

* * *

Материалы, полученные Контрольным комитетом Ил Тумэна в ходе проведения проверок, свидетельствуют, что по-прежнему бюджет, после того, как уже утвержден, значительно перекраивается чиновниками, госзаказы предоставляются без проведения тендеров и т.д. Обращает на себя внимание и то, что по явно вопиющим фактам нецелевого расходования средств, которые выявлены Контрольным комитетом и о чем не раз писали газеты, руководство республики не принимает каких-либо существенных мер. Собственно, а как оно будет принимать, если само является главным нарушителем бюджетного законодательства?!

Валентина Петрова

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
22.02.2006 18:18 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ