Первый российский город достиг необходимого коллективного иммунитета
Огнеборцы потушили пожар в Ботуобинском карьере АЛРОСА
В Якутии главе района отказали в иске о защите деловой репутации
В Якутске сгорел частный жилой дом
СМИ: самолет «Полярных авиалиний» летал с поврежденным двигателем

В Калининграде прошло выездное заседание Госсовета РФ

2 июля в Калининграде, который отмечает в эти дни свой юбилей – 750 лет, состоялось выездное заседании Госсовета России на тему "О повышении роли субъектов России в решении перспективных задач социально-экономического развития». Владимир Путин обратился к главам регионов с заявлением о необходимость реформирования отношений федерального центра и регионов, а также модернизации региональной политики управления.

В докладе, подготовленном рабочей группой Государственного совета Российской Федерации, отмечалось, что главы субъектов Российской Федерации становятся составной частью единой структуры исполнительной вертикали власти. Это и определяет необходимость наделения их новыми полномочиями, а также дать им право одобрения кандидатур на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утверждаемых в установленном порядке соответствующими федеральными министерствами и ведомствами.

Рабочая группа Госсовета провела анализ практики осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По итогам этой работы определен перечень полномочий , согласованных с федеральными органами исполнительной власти, осуществление которых предлагается передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этот перечень включает 114 полномочий в сферах лесного хозяйства, водных отношений, охраны окружающей среды, ветеринарии, лицензирования, охраны памятников истории и культуры, образования, науки, землепользования, жилищного законодательства и других.

При этом отмечается, что правовые механизмы для передачи полномочий уже существуют : это делегирование полномочий с передачей соответствующих необходимых на исполнение средств в виде субвенций или закрепление конкретного полномочия за уровнем бюджетной системы с определением адекватного доходного источника для обеспечения выполнения данного полномочия.

В докладе рабочей группы определены важнейшие задачи региональной политики государства, вытекающие из нового статуса и значения регионов . Ее ключевая цель создание механизмов, которые позволят регионам в новых условиях более эффективно проводить политику, направленную на повышение уровня жизни и безопасности населения, устойчивого экономического и социального развития на территориях Российской Федерации.

Для этого предлагается решить следующие задачи :

сформировать эффективную и прозрачную систему финансирования обеспечения полномочий региональных властей;

создать механизм политической ответственности региональных и местных властей за повышение уровня жизни населения.

В докладе рабочей группы Госсовета отмечается, что необходимым условием повышения роли регионов в социально-экономическом развитии Российской Федерации является завершение работы по разграничению доходов между федеральным центром, субъектами и муниципалитетами, созданию надежных финансовых и налоговых источников для реализации новых задач регионального развития.

Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплен принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней. Однако целесообразно продолжить работу по уточнению действующего законодательства в части прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, а также вопросов определения порядка и источников финансирования осуществления соответствующих полномочий.

Рабочая группа Госсовета также считает целесообразным вернуться к идее разработки единой методики бюджетного планирования на уровне субъектов Российской Федерации. Это, с одной стороны, позволит повысить объективность оценки состояния региональных финансов с учетом конкретной ситуации в субъектах Российской Федерации. С другой стороны, расширится основа для конструктивного взаимодействия Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по решению важнейших региональных и межрегиональных задач, имеющих крупное народнохозяйственное значение.

Как показывает опыт ряда субъектов Российской Федерации, основой формирования социально-экономической политики на территории должны стать региональные программы социально-экономического развития, представляемые высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и согласовываемые с Правительством Российской Федерации. Достижение предусмотренных в программе параметров должно стать важнейшим критерием оценки эффективности действий региональной власти .

Задача повышения роли регионов в социально-экономическом развитии страны предполагает усиление региональной составляющей в деятельности Правительства Российской Федерации. Комплексный характер задач выстраивания новой системы взаимодействия между федеральным центром и регионами в социально-экономической сфере делает невозможной решить ее на уровне отдельных ведомств. Для координации работы на этом направлении вносится предложение создать специальную правительственную комиссию под руководством Председателя Правительства Российской Федерации .

«Работа по совершенствованию механизма федеративных отношений и разграничению полномочий между различными уровнями власти создает базу для качественного повышения роли регионов в социально-экономическом развитии станы. У региональных властей появляется возможность стать важнейшим звеном общегосударственной системы управления, от которого реально зависит рост благосостояния населения, обеспечение социальной стабильности в регионах Российской Федерации и страны в целом», говорится в Информации, подготовленной рабочей группой специально к выездному заседанию Госсовета.

На открытии выездного заседания Госсовета выступил Президент РФ В.В.Путин.

Он, в частности, определил проблему оптимального разграничения полномочий и функций как базовый вопрос эффективного проведения экономической политики и во всей стране в целом и в регионах в частности. Говоря о проблеме оптимизации государственной региональной политики, он сказал: «Очевидно, что нам потребуется обновление концептуальных подходов к этому направлению госполитики. Сейчас, когда региональная власть становится более ответственным и влиятельным звеном госуправления, особенно важно укрепить единство общенациональных целей, добиваться решения крупных общегосударствнных задач, следуя тем самым стратегическим интересам страны.

В этой связи выделю две основополагающие задачи . Первая – это создание прозрачной системы финансирования полномочий региональных властей. И вторая – выработка механизма солидарной политической ответственности за повышение качества жизни людей».

Владимир Путин напомнил, что заседание Госсовета проходит на родине великого немецкого ученого, философа мирового значения Иммануила Канта. «Он, как известно, в своем учении о государстве и праве особо выделил необходимость разделения властей и трактовал этот принцип как путь к гармонизации и достижению равновесия в деятельности публичной власти.

Эти идеи актуальны и по сей день не только для нашей страны, но и для всех стран мира без исключения. И нам в ходе обновления региональной политики следует стремиться к созданию сбалансированной, равновесной и эффективной системы федеративных отношений».

Глава государства акцентировал внимание руководителей субъектов на необходимости качественного обновления программ регионального развития , так появились новые возможности «реализовать свои уникальные конкурентные преимущества, активизировав внутренние источники роста».

В своем заключительном слове президент отметил разные подходы глав регионов к решению вопроса, который рассматривался на заседании Госсовета. «Были и весьма кардинальные, очень похожие на те, которые сегодня здесь тоже прозвучали, например, передать немедленно все без исключения функции федеральных органов власти и управления на местах – на территории. Кстати говоря, не все коллеги, руководители регионов, с этим согласны. Многие возражают, потому что трудно это сделать сразу и немедленно. Это – первое.

Второе – есть вопросы принципиального характера, скажем, исполнительные функции и контрольные полномочия . Правильно ли их объединять на одном уровне? Об этом надо прежде как следует подумать. Некоторые коллеги сделали особый упор в качестве приоритетов развития регионов на такие специфические вопросы, как алкогольная продукция, игорный бизнес или разграничения полномочий по имущественному комплексу, памятникам архитектуры . Все это действительно важные вопросы, и, конечно, среди них одним из наиболее важных является контроль за качеством алкогольной продукции. С этим я абсолютно согласен. Но дело ведь и в том, что при существующей сегодня системе у нас сорок тысяч человек гибнет от недоброкачественной продукции. Значит, система все-таки неэффективна. И если речь идет о региональных марках , – вы же знаете, как это работает, ходят с пачками и покупают все эти марки – это, к сожалению, работает неэффективно. Я не говорю, что предлагаемые решения являются самыми лучшими, давайте еще раз подумаем над этим . Но то, что существующая система не работает, она слишком коррумпирована и неэффективна, очевидно. Наверное, самым лучшим образом мы бы решили проблему, если бы добились от Правительства принятия решения, фактически ведущего к монополии государства на спирт . И здесь есть разные варианты решений этой проблемы – отработанные в странах с развитой рыночной экономикой, не противоречащие рыночным принципам. Они существуют. Я так понимаю, что Правительство тоже с этим согласно и соответствующие руководители обещали мне двигаться к этому вопросу как можно быстрее, но поэтапно.

Согласен с тем, что неправильно, когда территории абсолютно лишены возможности влиять на ситуацию, скажем, с игорным бизнесом . Хотя я не считаю это очень важной проблемой, но это несправедливо. Сегодня обязательно сформулируем поручения Правительству подумать на тему, как исправить эту ситуацию. Здесь тоже существуют разные возможности и подходы».

Указ о новых полномочиях глав регионов и список передаваемых полномочий президент рассматривает только как первый шаг на пути решения проблемы.

Поделиться в соцсетях

03.07.2005 12:18 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ