Для освещения выборов журналистам нужна аккредитация в ЦИКе
Семерка белых медведей ведет себя агрессивно на Ямале
Штаб общественной поддержки ЕР в Якутии возглавила Светлана Чусовская
Компания «Железные дороги Якутии» разыграла очередные призы
Молодой якутский энергетик представит свой проект на ВЭФ

Первый съезд муниципальных образований республики, завершивший на прошлой неделе свою работу, безусловно, стал этапным событием в процессе развития системы МСУ. Каким был съезд, и что дало его проведение муниципалитетам – об этом наш разговор с его участником, председателем Окружного Совета города Якутска Александром Саввиновым. - Съезд удался? - Несомненно. На нем были приняты основополагающие документы – учредительный договор и Устав Совета муниципальных образований (СМО). Де-факто, мы можем сказать, что в республике юридически оформлены основные инструменты муниципального самоуправления. - Каким стал Устав Совета? Накануне съезда в прессе говорилось о то ли трех, то ли четырех его вариантах. - Да, и все они были рассмотрены оргкомитетом съезда. Хочу заметить только, что никакого противостояния, проталкивания «правительственного» варианта, как об этом писали в газетах, не было. Да, была критика, были замечания. Я, как член оргкомитета по подготовке к съезду, через который проходили все письменные предложения, замечания и рекомендации, могу сказать, что все они были обсуждены и многие вошли в Устав, за который и проголосовали депутаты на съезде. Таким образом, все спорные моменты были рассмотрены еще до съезда и разочаровались те, кто думал, что съезд станет ареной для критики. А что касается самого Устава, то был принят тот его вариант, который устроил всех. Хочу заметить, что во многом он основан на предложениях, которые были выдвинуты Ассоциацией представительных органов РС(Я). Нам удалось дистанцироваться от государственной власти, изъяв из Устава положения, позволяющие принимать участие в работе Совета МО госслужащим. Была введена процедура ротации руководства Совета – состав его правления будет утверждаться на ежегодных съездах муниципалитетов, кроме того, СМО стал самостоятельным юридическим лицом, живущим на членские взносы, ежегодно выделяемые местными бюджетами, согласно принятому размеру и порядку их перечисления. - Кстати, о суммах взносов. В СМИ писали, что накануне съезда некоторые представители муниципалитетов заявляли об их «неподъемности» для местных бюджетов. Оспаривался также порядок их начисления, критиковалась огромная сумма, которую планировалось собрать (порядка 8,5 млн), причем неясно было – на что ее предполагается потратить. - Да, это так. Споры были. Представьте себе, что, по предложенной изначально схеме, Якутск должен был перечислить в бюджет СМО порядка 2,5 млн рублей, а когда мы приняли его окончательный вариант, сумма бюджета составила всего 3,8 млн рублей. Ясно, что 2,5 миллиона стали бы большой суммой для городского бюджета. Удалось договориться, что городские округа заплатят по 4 рубля за каждого жителя, муниципальные районы по 3 рубля, а небогатые городские и сельские поселения по рублю за каждого в них проживающего. До 1 мая деньги должны быть перечислены в бюджет СМО, в апреле правление Совета соберется на заседание по вопросам использования этой суммы. Кроме того, будут собраны вступительные взносы – по 1000 рублей с городских МО и по 500 рублей с поселений. Чтобы найти средства на оплату членских и вступительных взносов, муниципалитетам предстоит провести корректировки своих бюджетов. - Каким стал состав правления Совета и кого избрали первым (в истории) председателем СМО Якутии? - За основу структуры СМО тоже был принят «альтернативный» вариант. Членами его правления стали 45 человек, причем мы постарались их число распределить равномерно между разными ветвями муниципальной власти. 15 из них - это главы МО, 15 – руководители муниципальных представительных органов (которые иногда по совместительству являются и председателями собраний) и 15 человек – представители муниципального депутатского корпуса, в том числе и его поселенческого уровня. Первым председателем СМО на съезде был избран опытнейший руководитель, глава Мирнинского района Анатолий Попов. Его заместителями стали глава Мегино-Кангаласского улуса Владимир Птицын, глава Нерюнгринского района Василий Старцев, глава национального наслега Нелемное Верхне-Колымского улуса Любовь Шадрина и председатель Окружного Совета городского округа Якутск – Александр Саввинов. Кроме того, были избраны председатели постоянных комитетов СМО. Руководителем комитета по нормотворчеству и правовым вопросам стал я, комитет по межбюджетным отношениям возглавил Владимир Птицын. Главой комитета комплексного социально-экономического развития МО был избран Василий Старцев, руководить комитетом по социальной политике будет Виктор Павлов (глава МО Верхоянский улус). Комитет муниципального хозяйства и межмуниципального сотрудничества поручено возглавить Владимиру Топоркову (глава МО Усть-Майский район). Председателем комитета по вопросам земельных и имущественных отношений стал Анатолий Кистенев (городской округ Жатай). Исполнительным секретарем СМО РС(Я) – Семен Кырбасов, возглавлявший до этого Департамент по взаимодействию с территориальными органами исполнительной власти и муниципальными образованиями. Руководители комитетов вместе с заместителями председателя и самим председателем представляют собой президиум СМО. Как видите, ни один госчиновник в состав Совета не вошел, нам удалось отстоять важнейший принцип демократии – независимость муниципальных образований от органов государственной власти, закрепленный, кстати, законодательством РФ. - Чем займется СМО, каковы его задачи? - Совет займется информационной, аналитической, методической помощью в работе муниципальных образований. Будет определять стратегические направления развития системы МСУ. В только зарождающейся системе накопилось много проблем – это пустота бюджетов МО, вопросы передачи функций ЖКХ на уровень муниципалитетов и многое другое – все они требуют скорейшего разрешения. СМО должен будет выработать тактические и стратегические цели и задачи для муниципалитетов, как на сегодняшнем этапе, так и с прицелом на будущее. С созданием комитетов СМО мы определили для себя основные направления нашей работы. Кроме этого, СМО должен будет готовить ежегодный доклад для президента РС(Я) о состоянии и развитии МСУ, и к концу года он будет представлен главе исполнительной власти республики Вячеславу Штырову. В него войдут все рекомендации, предложения по тем или иным вопросам, которые мы сегодня получаем с мест. К началу каждого нового года мы будем иметь четкие основные цели и задачи, которые нам предстоит решать в течение этого года. Основная же задача СМО, записанная в его Уставе – защита прав муниципальных образований, на всех уровнях. - То есть, не исключены и судебные дела? - Да, юридической поддержкой займется исполнительная дирекция. Кроме того, СМО имеет право приглашать на свои заседания представителей исполнительной власти республики – руководителей министерств и ведомств, для решения того или иного вопроса. Не секрет, что сегодня муниципалитеты говорят об ущемлении их интересов при передаче государственных полномочий. С другой стороны, не все уже имеющиеся полномочия полностью профинансированы и возникает вопрос – осилят ли муниципальные образования возложенные на них задачи? Совет должен будет урегулировать возникающие противоречия и выработать по ним единую программу действий. - Чему уделит внимание Совет в этом году? - В апреле, на правлении СМО мы примем план работы до декабря 2006 года. Тогда же будут рассмотрены вопросы, касающиеся межбюджетных отношений, – проблемы, возникающие при распределении средств между республиканским и муниципальными бюджетами, а также между муниципальными бюджетами двух уровней (районными и поселенческими). Планируем заслушать по этому вопросу глав муниципалитетов, министра финансов республики. - Удалось ли отстоять, предлагаемое Ассоциацией представительных органов республики, право Совета на коммерческую деятельность? - Нет, но исполнительная дирекция СМО станет самостоятельным юридическим лицом с собственным счетом. Помимо ежегодных взносов, дирекция сможет использовать для своей работы средства, поступающие и из других источников, – от предприятий, к примеру, или из различных фондов. Кстати, на съезде я предлагал вписать в Устав СМО возможность получения средств, грантов и из международных фондов, специально созданных для развития системы МСУ во всем мире. К сожалению, я оказался единственным поддержавшим это предложение. На мой взгляд, зря мы отказались от этой возможности. Тем более что имеется успешный опыт подобного сотрудничества в других регионах России. Я сам, как председатель Окружного Совета являюсь членом координационного совета Союза представительных органов РФ, а председатель совета является членов Конгресса МО Европы. - На съезде было принято решение о вхождении СМО РС(Я) в состав единой общероссийской организации муниципальных образований. Что это за структура? - Она еще только создается, готовится ее учредительный договор, и требуется согласие региональных муниципальных организаций для ее создания, которое и было получено на съезде. - А о каком учредительном договоре шла речь накануне первого съезда? - Имелся в виду учредительный договор о создании СМО, без его подписания появление Совета было бы просто невозможно. Отрадно, что под учредительным договором подписалось свыше 400 глав муниципальных образований республики. Это значит, что все согласились с тем, что Совет нужен представителям МСУ, и это правильный выбор. По сути, нам удалось создать независимую, саморегулирующуюся систему, в которой будет достойно представлено каждое муниципальное образование. Станет ли созданный Совет дееспособным, эффективным, зависит только от нас.

Беседовал Евгений ГРИБЧАТОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.04.2006 14:28 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ