Для освещения выборов журналистам нужна аккредитация в ЦИКе
Семерка белых медведей ведет себя агрессивно на Ямале
Штаб общественной поддержки ЕР в Якутии возглавила Светлана Чусовская
Компания «Железные дороги Якутии» разыграла очередные призы
Молодой якутский энергетик представит свой проект на ВЭФ

Вчера депутаты Госсобрания Ил Тумэн встретились с главами муниципальных образований (поселенческого уровня) центральных и промышленных районов Якутии. Несмотря на разное географическое и социально-экономическое положение поселенческих МО, проблемы у них общие – «скромные» бюджеты и куча возложенных государственных полномочий. Выборы не за горами Встреча получилась интересной (причем, обоюдно) и значимой. Достаточно сказать, что пообщаться с главами поселений собрались председатели всех «основных» комитетов Госсобрания – такое в работе парламента случается отнюдь не каждый день. Заинтересованность депутатов в «смычке» с муниципальными органами власти – налицо и объясняется очень просто. Именно «низовые» муниципалы, на поселенческом уровне непосредственно имеют дело с электоратом, решающим судьбу на выборах того или иного кандидата в депутаты. Выборы в Госсобрание – уже не за горами, а значит – надо дружить. Впрочем, дружба между парламентом и муниципальными органами (особенно представительными) - явление вполне естественное. Обе эти ветви, по сути, независимы от правительства (в разной, правда, степени), а значит, могут заручиться поддержкой друг друга при защите своих интересов. Это вещи вероятные, но необязательные, но вернемся к ходу встречи Председательствовал на ней Дмитрий Горохов – председатель комитета по МСУ. Поприветствовав собравшихся, Дмитрий Николаевич подверг критике отдельные СМИ за их попытки оспорить необходимость столь быстрого проведения реформы МСУ. Мол, реформа «была необходима» и дальше так жить «было уже нельзя». Но, судя по докладу самого председателя комитета, выясняется, что с реформой действительно «поторопились». Судите сами. По 131 ФЗ в 46 субъектах России с 01.06.06 появилось 24 150 муниципальных образований, в том числе 520 городских округов, 1819 муниципальных районов, 2339 МО поселенческого уровня, из них 20109 сельских поселений. Но процедура передачи государственной собственности в муниципалитеты продлена до 1 января 2008 года, границы МО надлежит установить до 1 января 2009-го. Новогодний сюрприз «Новогодним сюрпризом» для муниципалитетов, по словам Дмитрия Николаевича, стал 199 ФЗ, принятый 31 декабря 2005 года и вступивший в силу уже с 1 января 2006-го. Законом были изменены 330 нормативных актов, но без дополнительного финансового обеспечения. Когда как, согласно ст. 19 131 ФЗ все полномочия, передающиеся государством в МО, должны быть обеспечены средствами. Дмитрий Горохов назвал такую законодательную политику «гонкой в принятии законов». Причем она продолжилась и после 1 января 2006 года. 15 февраля был принят ФЗ №24, причем сразу в трех чтениях, который внес ряд поправок в наскоро принятый 199 ФЗ. Судя по всему, поправки в него, видимо, будут вноситься еще долго. Законов, регулирующих деятельность МСУ, принято достаточно, но не все они соблюдаются. По 131 ФЗ муниципальные образования получили право осуществлять тридцать одну из числа государственных полномочий (обеспечение на местах газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и др.), но даже по ним нет гарантированного финансирования. Причем число полномочий может быть, как увеличено, так и сокращено. Госсобрание Ил Тумэн законодательно закрепило невозможность сокращения числа вопросов, относящихся к ведению местной власти. Был также закреплен и срок полномочий избранных в октябре глав и депутатов МО – два года. Законодательной инициативы снизу пока нет Выступивший следом заместитель руководителя Правового управления Ил Тумэн Владимир Павлов напомнил главам МО (часть из которых является одновременно и председателями законодательных органов на поселенческом уровне) о существующей возможности для поселенческих законодательных собраний выдвигать законопроекты по тем или иным вопросам, которые обязательно будут рассмотрены в Госсобрании. Пока, по словам Владимира Петровича, муниципальные депутаты воспользоваться правом законодательной инициативы не спешат. Из 333 законов, принятых депутатами Ил Тумэн третьего созыва, менее 1% были выдвинуты муниципальными образованиями. Конечно, схема разработки и принятия законов сложная, но она и должна быть такой, чтобы уже на этапе подготовки отсеять все ненужные, а порой и незаконные инициативы. Со своей стороны, правовое управление пообещало МО оказать всевозможную помощь в подготовке законопроектов. В ближайшее время на места будут разосланы методички, призванные помочь депутатам муниципальных образований в их законотворческой деятельности. Что интересовало муниципалов Руководитель парламентского отдела по работе с МО Надежда Атласова тоже призвала глав к сотрудничеству. Сейчас в парламенте готовится соглашение о сотрудничестве с представительными органами муниципалитетов. Надежда Васильевна охарактеризовала нынешних представителей МСУ как кадровый резерв Якутии, готовящийся для дальнейшей работы на более высоких ступеньках республиканской власти. Руководитель «муниципального» отдела парламента также напомнила своим подопечным о возможности законодательной инициативы, которую они получили согласно 131 ФЗ. Кроме того, она заострила внимание членов представительных органов на возложенном на них контроле за принимаемыми в МО нормативными актами и деятельностью муниципалитетов. Главы забросали депутатов вопросами, но больше всего интересовали возможность увеличения доходной части местных бюджетов и вопрос «о земле», вернее о земельном налоге. Представитель Хангаласского улуса сетовал: «В 2005 году поступления от налога на землю в бюджет наслега составили 119 тыс. рублей. В этом году, из-за введения кадастровой оценки земель – в два раза меньше. Будут ли пересмотрены налоги в пользу поселений?» Михаил Тимофеев, председатель «аграрного» комитета парламента заметил, что изменений в налогообложении по крайне мере в этом году не будет и вообще, к этому вопросу нужно подходить осторожно. Увеличение налогов на землю «ударит» по сельхозпроизводителям, с другой стороны, они (налоги) – основной источник доходов поселений, так что это вопрос требует всестороннего обсуждения и взвешенного решения. Александр Уаров, председатель «бюджетного» комитета Ил Тумэн пояснил, что существующий сейчас принцип распределения налогов вызывает массу споров в Госдуме и, вероятнее всего, будет изменен. Глава поселка Нижний Куранах спрашивал, будут ли недропользователи, получающие лицензии на разработку тех или иных месторождений, учитывать в своей деятельности интересы МО, на территории которых им предстоит работать. И нельзя ли их обязать регистрировать предприятия по месту работы? Председатель парламентского комитета по природным ресурсам Анатолий Антонов ответил: да, раньше такая возможность была. Лицензии на разработку месторождений разыгрывались на конкурсе, и одним из условий лицензионного соглашения можно было вписать обязательную регистрацию компании по месту работы. Но сейчас, из-за отмены принципа «двух ключей» республика лишена возможности влиять на условия конкурсов для недропользователей. Мало того, согласно недавно принятому новому Закону о недрах, который только-только поступил в комитет и сейчас изучается, процедура конкурса заменена аукционами, на которых выигрывает тот, кто предложит большую сумму, без каких-либо дополнительных условий. Депутатами Ил Тумэн предлагались поправки в этот закон, согласно которым расширялся круг «месторождений местного значения». Если поправки в законе учтены, республика получает право на проведение конкурсов по небольшим месторождениям, выигрывая не в их объеме, а в их числе. А что касается МО, то в их ведение переданы так называемые ОПИ (общедоступные полезные ископаемые), контролировать все остальные и выдвигать свои условия для их разработки муниципальным образованиям вряд ли позволят. Большинство глав интересовал вопрос об увеличении доли отчислений от НДФЛ (налог на доходы физических лиц), которая составляет сейчас всего 10%. Депутат Александр Уаров пояснил, что НДФЛ считается третьим (по размеру) источником поступления средств для муниципальных бюджетов, на первом месте – налог на прибыль, на втором – НДС. Причем в отношении МО поселенческого уровня наблюдается явный перекос. Допустим, в Мирнинском районе общая сумма доходов, поступившая от НДФЛ составила 1092 млн рублей. Из них Мирный получил порядка 850 млн. рублей, а все остальным поселениям района досталось… порядка 150-ти млн. рублей. По мнению депутата, в ближайшее время право устанавливать ставку отчислений по налогам получат регионы. Тогда Ил Тумэн, используя выкладки минфина и минэкономразвития, а также представленные поселениями прогнозные планы социально-экономического развития, будет решать, какой норматив отчислений установить для каждого МО. Кому-то, возможно, посчитают нужным оставлять 40% НДФЛ, кому-то 30%, а кому-то так и оставят на уровне 10%. Подход будет дифференцированным: нельзя всех причесывать под одну гребенку. Кроме того, по информации Александра Сергеевича, в правительстве РФ сейчас готовится законопроект, согласно которому НДФЛ будет взиматься с граждан не по месту работы, а по месту их регистрации. Об этом говорил министр финансов Алексей Кудрин. Согласно его подсчетам, это позволит выровнять уровень доходов между бюджетами столиц регионов и их глубинкой. Так, при принятии этого закона, бюджет города Москвы, по предварительным оценкам, лишится 6 млрд рублей, которые отразятся зато в доходах Московской области, чьи жители, не секрет, работать предпочитают в Москве. У нас, конечно, нет такой трудовой миграции, которая наблюдается в Москве и Московской области, но, возможно, и наши МО получат благодаря этому закону прибавку в свои бюджеты. Был заданы и еще ряд вопросов, так или иначе касающихся проблем пополнения доходной части муниципальных бюджетов. Таким образом, можно констатировать, что нехватка средств в муниципалитетах – основная проблема, с которой они столкнулись. Все остальные трудности «нанизываются» именно на нее.

Евгений ГРИБЧАТОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
14.04.2006 12:17 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ