АК "Якутия" ждет проверка после разгерметизации двери самолета
Житель Тюменской области одолел медведя, растерзавшего его знакомого
Дорожные строители выполнили колоссальный объём работ в Якутске
Аэропорт «Олекминск» готов к приему воздушных судов Ан-24
В Москве нарушителей масочного режима выследят с помощью камер

Вчера, 27 апреля, в Общественной палате РФ состоялись слушания по вопросу стратегии социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока на примере Республики Саха (Якутия). Участники круглого стола обсудили ситуацию вокруг государственной алмазной компании АЛРОСА, которой предстоит перейти под контроль федерального правительства, и сложившееся в связи с этим противостояние между центром и республиканским руководством. Как сообщает ИА REGNUM, по итогам обсуждения комиссией по вопросам регионального развития и местного самоуправления будет подготовлен доклад о ситуации в Якутии. В условиях большой геополитической игры, которую ведет США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Якутия только тогда станет оплотом России на Дальнем Востоке, когда ее экономика будет более сильной, и власти смогут гарантировать, что те заработки, которые получает регион, послужат на благо населения республики, заявил эксперт канала "OPEC.ru" Леонид Пайдиев, подчеркнув, что в Якутии должна сложится "здоровая система присвоения богатств". Руководитель региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич обратила внимание на то, что федерализация АЛРОСА ставит много вопросов, как дальше будет развиваться субъект Федерации, когда "доходы республиканского бюджета не будут расти как раньше, не будет огромных образовательных программ, не будет такой поддержки демографической политики, а будет большой федеральный игрок, у которого нет такой заинтересованности в развитии региона". Такой акцент политолог Павел Данилин посчитал неверным: "Сейчас главная проблема - возврат к нормальным правилам игры, чтобы вернуть то, что отняли у федерального центра. Региональные власти ничего не делают по поручению Путина, а только ставят палки в колеса АЛРОСА". "Поручение Путина 8 апреля 2001 г. о том, чтобы принять меры по защите федеральной собственности и возвратить РФ долю в капитале АЛРОСА полностью осуществлено в 2003 г.: государство контролирует почти 70% акций. Национализация АЛРОСА - это новая возможность играть этими деньгами, и не мне учить вас", - заявил присутствующим председатель Народного фронта "Якутия - АЛРОСА" Иван Шамаев. Активисты этого движения еще год назад начали проводить пикеты, митинги и выражать другие формы протеста против федерализации АЛРОСА. Шамаев отметил, что на селе люди живут в нищете: "наиболее продвинутые молодые люди получают 12-13 тыс. руб. - на грани нищенства живут". По его словам, если природная рента, которая дает порядка 10 млрд руб., будет урезана в результате федерализации алмазной компании, это серьезно ударит по социальной сфере. Он сообщил, что с 2001 г. собраны 71 тыс. подписей тех, кто не согласен с планом федеральной власти. "Люди уже начали понимать, что будет происходить после этого. Этот царь потребовал в октябре 2005 г. на заседании минимущества забрать все. Сейчас вопрос так не ставится. С лета 2003 г. Кудрин говорил только об открытии АЛРОСА. Через 3-4 месяца Путин заявил, что стратегические предприятия нельзя открывать, и Кудрин перестал об этом говорить. Потом добрый царь начал в 2005 г. говорить об огосударствлении предприятия", - заметил Шамаев. Он заявил, что новая компания, которая может появиться на алмазном рынке, не будет отвечать инетерсам АЛРОСА. Шамаев также поставил под сомнение легитимность действий по закупке акций в пользу федерального центра. "Все, что делается в рамках ЗАО "АЛРОСА" в данном случае в рамках законодательства. Все поручения президента легитимны", - заверил его вице-президент компании Семен Назаров. Назаров подчеркнул, что алмазный монополист играет огромную роль в жизни Якутии: бюджет республики - около 50 млрд руб. - более чем на 50% пополняется за счет деятельности компании. По его мнению, народные волнения, связанные с подготовкой к переходу компании под контроль Москвы, возникли по причине "сознательного умалчивания или растерянности со стороны руководства республики", которое "нормально не разъяснило, что при федерализации может произойти". "Больной вопрос", по словам Назарова, - геологоразведка месторождений, по которому глава республики и якутское правительство выступает с критикой в адрес компании. По его словам, за последний год на геологию выделено 2,5 млрд. руб., из них 2 млрд. - на разведывательные работы. Обвинения республиканской исполнительной власти в том, что компания ведет недостаточный объем геологоразведочных работ и перспективные месторождения не разрабатываются, Назаров назвал неэтичными. Отвечая на вопросы журналистов, он также назвал неэтичным противопоставление основной горнорудной компании некой альтернативной компании с иностранным капиталом, приход которой на алмазный рынок Якутии не исключает президент республики Вячеслав Штыров. . Кроме того, отметил Назаров, руководство республики «не видит плюсов федерализации «АЛРОСА». По его словам, этот процесс необходим не только самой компании, но крайне выгоден для республики. Он также отметил, что намерение якутского руководства создать альтернативную компанию — конкурента «АЛРОСА» - скорее всего, вызвано стремлением получить для себя лучшие условия при федерализации. Напомним, что ранее руководство Республики Саха (Якутия) заявляло о намерениях создать мультикорпорацию по добыче золота и алмазов на основе компаний «ООО Алмазы Анабара» и ОАО «Нижнее-Ленское». Основным покупателем сырья у данных предприятий является компания «Алми-Диам». Из выступлений на общественных слушаниях по теме: 'Стратегия общественного и экономического развития Сибири и Дальнего Востока на примере Республики Саха (Якутия)', Общественная палата РФ, 27 апреля 2006 г.: Руководство Якутии умалчивает, как на самом деле происходит федерализация АЛРОСА Семен Назаров, вице-президент компании 'АЛРОСА'. В начале нашей встречи была очень четко обозначена тема нашего разговора - это будущее России и значение Сибири и Дальнего Востока в этом контексте, я бы даже уточнил, Восточной Сибири. Якутия по территории занимает одну пятую часть России, здесь сосредоточены очень большие богатства, о которых очень точно говорил один умный архангельский мужик, что благополучная Россия будет прирастать богатствами Сибири и Северного студеного океана. Для дальнейшего развития России, в плане геополитики, этот момент наступает, и Якутия будет играть важную роль, не только благодаря алмазодобывающей и перерабатывающей промышленности, а в целом, как богатейшая кладовая сырьевых ресурсов. Если говорить о компании 'АЛРОСА', то сегодня это закрытое акционерное общество, которым владеют основные акционеры: это правительство Российской Федерации - 37%, правительство Республики Якутия - 32%, а 8% - это районы, где есть алмазная промышленность, в том числе в некоторых районах уже началась добыча алмазов, они имеют по 1%, и 23% - это миноритарии. В 2001 году Президент РФ дал поручение двум правительствам защищать имущественные интересы Российской Федерации в алмазно-бриллиантовом комплексе Якутии. Мне кажется, поручение было очень своевременным и правильным, хотя выполнение его растянулось практически на пять лет, затягивалось и со стороны республики, и со стороны федерального правительства. Поручение начало выполняться, начиная с 2004 года. Сегодня на паритетных началах, с согласия обоих правительств подписан ряд документов, в том числе Протокол от 8 ноября 2005 года, где четко изложен план мероприятий по федерализации компании 'АЛРОСА'. Вся работа по подготовке предварительных документов, по решению принципиальных вопросов ведется при участии правительства республики, при взаимном согласии обоих правительств. В ближайшее время будет завершена работа по некоторым основным направлениям. Обеспечение 50%+1 акция в собственности правительства Российской Федерации, этим занимается Внешторгбанк, оператором у него является 'МАК-Банк'. В сегодняшних 'Ведомостях', кто успел посмотреть, четко сказано о том, что это поручение практически выполнено, порядка 10% акций выкуплено и ждет решения. Было еще два серьезных поручения: провести оценку рыночной стоимости компании (для этого с согласия основных акционеров проведены тендеры, определены оценщики, они завершают работу). Правительство Якутии должно было провести оценку имущественного комплекса, вокруг которого еще много вопросов и у журналистов, и у экономистов, и у политологов. Этот имущественный комплекс сегодня тоже практически оценен, ждет окончательного решения основных акционеров и, соответственно, наблюдательного совета акционерной компании. Если говорить о роли алмазной компании в социально-экономическом развитии только Республики Якутия, она огромна, и эта роль оценивается в реальных финансовых ресурсах, которые поступают в бюджеты разных уровней, начиная от муниципальных, республиканских и до федерального. Сегодня, если взять бюджет республики - 50 млрд., то более 50% (я более точно не могу сказать) от деятельности алмазной компании, в том числе 10,5 млрд. - это аренда имущественного комплекса, остальные в виде налогов, платежей разных уровней поступают в бюджет территории, это огромные деньги. Региональным властям надо было занимать объективную позицию и нормально разъяснять населению, что может произойти при федерализации. Вы помните, что 6 января этого года, при посещении Президентом Владимиром Владимировичем Путиным Якутии им было четко объявлено и дано поручение обоим правительствам: восполнить выпадающую часть доходов бюджета Якутии за счет федерального бюджета и обеспечить 50%+1 акцию для правительства России и 40% для республики. Именно в этом ключе, оба правительства сегодня завершают работу. Но когда умалчивается со стороны руководителей республики, что на самом деле происходит и как это реализуется, что при этом ни территория, ни население республики ничего не теряет, появляются разные толкования: забирают компанию, отбирают наши доходы, и, соответственно, надо защищать 'АЛРОСУ' - так было на первом этапе. А втором этапе 'АЛРОСА' вдруг превращается во врага республики, и все, что делает 'АЛРОСА', оказывается, идет во вред республике, с чем я, выходец из республики, человек, который настроен не менее патриотично, абсолютно не согласен. Когда компания работает в части диверсификации, с согласия Наблюдательного совета, с согласия основных акционеров, в том числе правительства республики, и получает одобрение, но в ходе реализации встречает искусственные препятствия. Например, вывод основных активов 'Саханефтегаза'. Вместо того, чтобы способствовать приходу нормальной экономически мощной компании для развития на территории Республики Саха (Якутия) нефтегазового комплекса, мы встречаем препятствия. В целом, сегодня как раз подходит завершающий этап выполнения поручений. Скорее всего, в этом году основные решения будут приняты по федерализации и по открытию компании. Открытие компании - это только благо для самой компании и для экономики, как Российской Федерации, так и Республики Саха (Якутия), и сегодня это тоже надо объективно подавать для того, чтобы общественность понимала, о чем идет речь. Сегодня если мы имеем порядка 2 млрд. капитализации компании в рублях, то при открытии это многократно увеличится. Сегодня мы при закрытой компании не можем работать на фондовых рынках, а при открытой компании это участие будет, в том числе и на зарубежных фондовых рынках. Поэтому информацию надо подавать нормально и воспринимать нормально. И компания в этом плане, несмотря ни на какие политические перипетии, идет своим запланированным путем. Очень коротко об итогах этого года. Итоги этого года - 2 млрд. 860 млн. долларов в целом производственные показатели, а с учетом добываемых в Анголе алмазов, это 3 млрд. 100 млн. долларов. В этом году компания заработала более 15 млрд. рублей прибыли. Больной вопрос – геология. Конечно, для компании технические и производственные благоприятные условия прошли, к сожалению. Мы добывали алмазы открытым способом, но природные ресурсы имеют особенность исчерпываться, и десять лет назад мы планово вошли в подземную разработку. Связанное с этим падение объемов добычи в этой связи было запланировано десять лет тому назад. И сегодня обвинять компанию в том, что провалили производственные показатели, нельзя. В 2005 году на геологию было выделено 2,5 млрд. рублей, из них 2 млрд. - это разведочно-поисковые работы, и только 500 на эксплуатационные. Я согласен с мнением В. Штырова о том, что 80 с лишним процентов всех запасов алмазов на территории России находится в Якутии. И предварительные результаты говорят о том, что в скором времени наши геологи откроют новые месторождения. Якутия проходит этап перераспределения собственности Наталья Зубаревич, д.г.н., руководитель региональных программ Независимого Института социальной политики, профессор географического факультета МГУ. Я позволю себе говорить абсолютно конкретно, не используя геополитические категории, я так не умею и считаю, что хорошо бы понять, что у нас под ногами, прежде чем строить большие геополитические схемы. А под ногами у нас следующее. Якутия, вслед за многими другими территориями, проходит сейчас этап перераспределения собственности. Он неизбежен, и дело общественных структур помочь провести его более-менее безболезненно для Республики. Но могу сказать, что все регионы России, у которых были серьезные ресурсы, и проходила не федерализация, а централизация этих ресурсов, потеряли. Бюджет Коми не растет три года. Как я поняла по цифрам, ваш бюджет тоже с 2004 года сильно не вырос. Причем у вас бюджет не самый большой. Есть территории, где на душу приходится существенно больше. Ханты, Чукотка и другие территории. Что будет? Говорить-то мы должны не о перераспределении собственности. Эта система, в которой играет федеральная власть, АЛРОСА, региональная власть. Это не дело Общественной палаты, мы не профессиональны в этом. И наша единственная возможность гасить ненужные страсти. Что мы должны обсуждать? Как будет развиваться территория после того, как в ней поменяются правила игры? Первое: у нее не будет финансовых ресурсов и они не будут расти с той же скоростью, как они росли раньше. Я не считаю АЛРОСу 90-х годов эффективной компанией. Я знаю, сколько было расходов неэффективными. Дай бог, сейчас она будет более прозрачной, более эффективной. Мы уже не можем играть в те социальные игры, которые Республика себе позволяла. Уже не будет огромной образовательной программы, на нее не будет денег. Кстати, она была не очень эффективной, мы анализировали. Уже не будет возможности поддерживать демографическую политику, которая у вас была очень серьезной в 90-е годы. Значит, нужно сесть и проговаривать, а что будет, что делать с Верхоянском, как мы будем вывозить людей с Крайнего Севера, где не будет эффективных ресурсов? Что будет с Удачным и Мирным? Что будет с сельскохозяйственной зоной, которая поставляла нам бедность? Что будет с Якутском и Нерюнгри? Мы должны, наконец, уйти от общих глобальных разговоров и понять, как переконфигурируется пространство Республики в новых условиях, когда в ней появится большой федеральный игрок, который уже не обслуживает регион, как это было раньше, но с которым нужно договариваться о более-менее понятной квоте. К сожалению, у нас эти отношения до сих пор плохо формализованы, это наша беда. И дальше простраивать стратегию, что мы держим, где мы убираем, где сокращаем. Ведь, извините, все 90-е годы Якутия ни копейки не потратила на миграционный вывоз населения с Крайнего Севера. Логика была простая: федералы завезли, федералы должны оплачивать вывоз. Это вопрос приоритетов. Приоритеты 90-х годов закончились, мы вошли в новую эпоху. И мы понимаем, что развитие будет пространственно разным по типам, ограниченным точками роста достаточно небольшими, зонами удержания. Нам нужно еще сельское население поднять. И что с ним сделать? Я была в Якутии, говорила со многими людьми и должна сказать, что реально не понимает никто, потому что демографический переход не закончился, переход в города не закончился. Значит, мы должны, как показывает западный опыт, субсидировать сельское хозяйство. Давайте говорить об этом, а не о геополитике. Вы со своей собственностью так или иначе разберетесь, давайте уже перестанем бодаться на эту тему, это неконструктивно В Якутии происходит игра на сепаратизме и шантаж федерального центра Павел Данилин, политолог, член правления Фонда института развития Предыдущее выступление госпожи Зубаревич было достаточно любопытным, однако абсолютно не учитывающим реальную политическую конъюнктуру. То есть можно, конечно, предлагать проводить всякие исследования ООН, можно предлагать размышлять насчет того, как мы будем обеспечивать сельских жителей, но ничего не будет сделано до тех пор, пока не будут решены самые главные проблемы, которые сейчас стоят перед регионом Саха-Якутия. А самая главная проблема, которая сейчас стоит перед регионом, упирается именно в вопрос, который вы назвали "переделом собственности". На самом деле, это не передел собственности, а возвращение к нормальным правилам игры, к федерализации компании, возвращение федеральному центру того, что у него было абсолютно хамски и беззаконно отнято в те 90-е годы. Вот последние новости из Якутии. Федеральный центр выделяет 200 миллионов на работу с берегами Лены. Федеральный центр выделяет два миллиарда на газификацию. И вот еще новость - только что в Якутии закончился митинг "Руки прочь от "АЛРОСА", который проводится организацией под руководством господина Шамаева. Сам Шамаев сейчас находится здесь, мы можем от него услышать, зачем там все это проводится, и на каких основаниях. Что происходит в Якутии? Об этом нужно говорить! В январе в Якутию приезжал президент и предлагал: все выпадающие расходы будут возмещены, мы вложим немереные деньги в инфраструктуру, но при условии, что региональные власти будут помогать, будут тоже вкладывать деньги, осуществлять совместно с Российской Федерацией проекты. Ничего такого со стороны властей региона в принципе не делается. Более того, региональные власти специально, намеренно, я бы даже сказал, злонамеренно вставляют палки в колеса. Заявление господина Штырова по поводу привлечения "Де Бирс" и Льва Леваева в алмазоразведку и алмазодобычу (заметим, не только в продажу алмазов, а еще и в добычу, и в разведку), мне кажется просто антигосударственным. Объясню, почему. Алмазы - стратегическая отрасль, как бы дешево, по словам Пайдиева, они не стоили. АЛРОСа - точно такая же стратегическая компания, как и Газпром. Соответственно, ставить палки в колеса АЛРОСе в данном случае я считаю просто антигосударственной деятельностью. У местного руководства появилась идея, что есть два предприятия, которыми можно будет оперировать и у которых абсолютно непрозрачные хозяева, абсолютно непрозрачная деятельность, непрозрачные результаты деятельности за последние годы. Эта идея, конечно, интересная. Кстати, не забудем и о том, что за этими двумя компаниями, по словам прессы, стоят президент республики и премьер-министр республики. Не знаю, так ли это, поскольку никто не видел финансовых отчетов по деятельности этих двух компаний, на базе которых собираются делать предприятие, которое должно составить конкуренцию "АЛРОСА". Но что это такое? Это обычный шантаж, которым занимаются власти республики. Причем, шантаж на мелком уровне. Понятно, что сделать реально ничего эти компании сейчас не смогут, однако показать, точно также, как показывает организация Шамаева, что существует протест, и выбить тем самым себе некоторые льготы или некоторые преференции, они смогут. Но разве так можно действовать? Точно также действовал и господин Ходорковский. Где он сейчас находится, мы знаем. Средства достижения целей выбраны руководством республики, я бы сказал, не просто антигосударственно, а аморально, поскольку приглашение в отрасль "Де Бирс" - это конец. Понятно, что будет с этой отраслью. Здесь нам всем говорили не вспоминать об Африке, но все-таки нужно вспомнить, что происходит в богатейшей Нигерии и в богатейшей Анголе. То же самое будет происходить в Якутии, в случае удовлетворения таких амбиций по допуску к добыче и разведке "Де Бирс". Не стоит думать, что ничего подобного не будет, если в отрасль приведут гиганта, который сможет конкурировать с "АЛРОСОЙ". Происходит игра на сепаратизме, которую опять же проводит господин Шамаев с компанией под лозунгом "Руки прочь от "АЛРОСЫ", "якутов гнобят" и так далее. Более того, Шамаев не смог бы действовать ни в коем случае без одобрения со стороны Штырова. Потому что никакая общественная деятельность в Якутии без одобрения со стороны местной администрации невозможна. Вообще никакая. Надо вспомнить, что первые нормальные выборы в Якутии начали проходить только в 2001 году. И до сих пор все демократические традиции Якутии ограничены у нас пятилетним сроком. И вся эта общественная деятельность контролируется из местной администрации. Мне кажется, региональной власти нужно просто реально посмотреть на вещи и понять, что знаем обо всем происходящем в республике и готовы даже об этом честно и прямо говорить. Спасибо Проект Минфина всесторонне учитывает интересы граждан Якутии Леонид Пайдиев, к.э.н., эксперта "OPEC.ru". Для меня проблемы национальной автономии впервые как для человека, физического лица возникли с 90-х годов. В Киргизии, куда я приехал к родственникам, меня поразил тогда начинавшийся всплеск национализма, эти обиженные, горькие речи, и у меня, помню, тогда вырвались такие слова: "Не волнуйтесь, через год-другой Россия отсюда уйдет, тогда вы столкнетесь со своими баями, и у вас будет возможность сравнить". Затем, когда я руководил управлением приватизации в Министерстве экономики, я готовил документы по разграничению собственности между Федерацией и регионами. И меня поразила идеология, которая определяла как национально-государственное устройство нашей страны, проходивший тогда процесс раздела собственности и ту систему отношений Центр - регионы, которая была выстроена. Один из самых больших мифов, который существовал, поддерживался советской идеологией и был вбит в головы всех нас, сводится к тому, что есть злобная империя, которая приходит и грабит окраины, угнетает местное население. И есть местные, близкие вожди, которые плоть от плоти этого народа, которые защищают его интересы. Именно под это шел развал колониальных империй, распад в Европе, в Латинской Америке. Это идеология вранья, она абсолютно не подтверждена фактами, реальная жизнь совсем другая. Началось все с освободительной борьбы в Латинской Америке, была масса красивых мифов. После того, как подобное произошло, жизненный уровень населения в Латинской Америке упал в несколько раз. Страны начали разваливаться, коррупция, произвол, беззаконие и постоянные гражданские войны, потому что местные элиты договориться между собой не могут и устраивают гражданскую войну, это прописано в любом учебнике политологии. Только внешняя сила - империя - не давала на этих территориях конфликтам перейти в гражданские войны, выяснения отношений между мафиозными кланами, права населения соблюдались, работали какие-то механизмы. У простого человека, точнее, у человека, обладавшего хоть каким-то имуществом, которое могли отобрать, всегда была некая высшая сила, к которой можно было апеллировать. Да, царь был далеко, он сидел в Мадриде или же где-то еще, но было лучше. По крайней мере, это накладывало какие-то определенные жесткие рамки. Если мы посмотрим такие страны, как Хорватия, Венгрия и так далее - какой был приятный край, и даже Львов, доставшийся Украине, Краков - прекрасная страна с соблюдением законов. В нашем сознании остались только анекдоты про Швейка. А это было высокоэффективное государство с самым высоким уровнем жизни основной массы населения, с законом, правопорядком, расцветом культуры. Можно рассказать то же самое про Африку, Индию. В Индии дело обстояло лучше, потому что осталась элита, которая смогла управлять большой страной. И этот же опыт был повторен на территории России. На ту идеологию, марксистскую, освободительную, которой нас воспитывали в вузе, очень хорошо легла определенная идеология: проклятые русские собаки, которые грабят нас, без них у нас начнется красивая, счастливая жизнь. Но это не так, это можно не доказывать на каких-то примерах, потому что обвальное падение уровня жизни было везде. Но дело не только в том, что люди стали хуже есть и их хуже начали лечить, а эта общая ситуация беззащитности, произвола, права конкретного человека везде на территории СНГ стали защищаться хуже. Мы были неоригинальны, так было всегда и везде, и эта идеология должна быть осуждена и ясно понята. От этого надо отказаться. Я перейду к конкретным проблемам - это Якутия. Якутию тоже затронули подобные процессы, классика известная, например, когда третьим государственным языком был признан английский - ну что тут обсуждать еще. Смесь каких-то странных надежд, глупостей и, на самом деле, очень нехороших человеческих качеств. Ну, приняли, ладно, бог с ними. Дальше каждая республика заняла следующую позицию: на Федерацию надо свалить расходные источники и взять себе то, что приносит доходы. Часто были ошибки, люди неверно оценивали ситуацию. Это было принято. Итог - везде и всюду доходные источники оказались в руках людей, которые не могли с ними эффективно работать. Нет, отдельному физическому лицу зачастую это давало сказочное богатство, или не сказочное, но на машину и дачку, как говорится, хватало. А вот с точки зрения функционирования экономики ущерб был страшным, мы теряли целые отрасли и регионы. Якутии досталась алмазная отрасль, своеобразная сфера деятельности. Алмазы стоят недорого как сам минерал, проблема том, что в мире проводится очень грамотная политика по повышению цены на этот камень. Тот, кто вписывается в эту систему отношений, тот получает доходы, но в любой момент хозяева системы эти правила игры могут изменить. Я тут посмотрел в материалах новые месторождения, которые будут продаваться. Долгое время наша страна чем занималась? Она занималась контрабандой алмазов в обход тех соглашений, которые существовали, и создавали проблемы "Де Бирс", и на каком-то этапе это тем надоест, и правила игры будут изменены. Реально только очень большая и мощная сила может заставить хозяев этого рынка, за которым стоят крупнейшие международные финансовые компании, взять пул: алмаз стоит дешево, есть дельта, которая возникает между сырьем и тем, что продается. Только большая сила может заставить делиться с этой дельтой. Какое-то время наша страна могла себе это позволить, давайте сейчас не будем вдаваться в причины. Ядерные ракеты и та мощь, которая досталась от Советского Союза, не позволяла применять грубых и жестких мер, которые могли применить в Африке. В Африке местным жителям не остается ни черта -алмазы вывозятся, они не получают ничего, прибыль получают другие люди. Постепенно мы идем к этому. Почему возник вопрос? Я понимаю, я эти взгляды всегда излагал, проповедовал и доказывал, что советская система образования государства абсолютно безумна. Потому что Советский Союз по Конституции был священной Римской империей, такое государство не может существовать иначе, как только в форме сверхдиктатуры. Когда сверхдиктатура ослабевает, государственное образование рушится. Но как-то мы на это недостаточно обращали внимание. Теперь я понял, почему те идеи, которые я давно проповедую, стали востребованы. Потому что Россия сейчас формируется как буржуазное государство - оно не может существовать по Конституции феодальной монархии, мучительно ищется выход. Второй момент, который касается больше Сибири. Были устроены слушания Общественной палаты, после замечательного выступления Кондолизы Райс о том, что Сибирь слишком большая территория, которой могла бы распоряжаться только Россия. На самом деле, было сказано тогда, что Сибирь должна принадлежать Китаю, но, конечно, Китай получит это с санкции Соединенных Штатов. В этой ситуации какие-либо элементы политической слабости во всем, что восточнее Байкала - это гарантия того, что мы потеряем Сибирь. Наша страна и наши богатства станут разменной монетой в большом геополитическом торге, в большой геополитической игре. Мы должны устранить эти недостатки на пути превращения России в нормальное буржуазное государство, действующее по определенным буржуазным технологиям и стандартам - это называется классическое национальное государство. Это должно быть подкреплено и экономическими факторами, в этом направлении началась работа. Эта практика и была заложена в тех достаточно гуманных решениях, которые готовило наше Министерство финансов. Чем объясняется эта постепенность? Это стиль нашего президента. Я изложил достаточно категорическую точку зрения, жизнь всегда будет состоять из компромиссов, и я буду излагать, какие компромиссы могут быть приняты. Есть компромиссы здоровые, есть компромиссы гнилые. Давайте закончим на проведении этой грани: каков компромисс здоровый? Мы должны гарантировать то, что те богатства, которые есть в Якутии, и те заработки, которые получает Якутия, народ Якутии, должны служить его благу, процветанию и развитию. Есть гнилой компромисс, который известен хорошо из истории: на основании этого компромисса богатства будут присваивать горстка людей. Прежнее состояние будет устранено, оно нетерпимо по политическим соображениям, тем соображениям, когда государство не считается с жизнями огромного количества людей. Может быть, кто-то был в зоне БАМа или, например, на укреплениях, которые построены на китайской границе в советское время. Кто это видел, может прочувствовать то, о чем я говорю, наглядно, потрогать это руками, посмотреть на эти зарытые ценности. Тут соображения уже не будут приняты во внимание. Или же этот компромисс действительно будет гнилым, когда народ Якутии, конечно, ничего не получит. Я считаю, что компромисс должен быть здоровым, только в этой ситуации Якутия может быть опорой, одним из бастионов политики России на Дальнем Востоке, который будет противостоять все более и более обостряющимся международным противоречиям современного мира. Противоречия в сфере перестройки международных финансов огромны. Если бы не остатки старой системы, которые достались нам со времен Советского Союза, системы разрешения международных противоречий, грозное, страшное оружие, давно бы уже по всем морям и океанам бушевала бы большая война. Мы должны добиться того, чтобы наша страна не была объектом каких-либо политических игр, разменной монетой. Для этого нам нужно создать здоровую политическую систему и здоровую систему присвоения и распределения богатств, которые производит наша страна. Мне кажется, то, что готовило наше Министерство финансов, - это разумный компромисс, это разумная политика. Там учтены интересы, прежде всего, народа, жителей и граждан Якутии и интересы тех элитных группировок, которые там сложились. Отход от этих компромиссов будет означать на самом деле только одно: или мы погубим страну, или мы ущемим интересы народа в интересах горстки людей.

Выступления опубликованы на сайте Kreml.org.

Поделиться в соцсетях

28.04.2006 08:27 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ