Когда не надо ходить за кредитом
В Якутске появилось новое место для встреч молодёжи
Дорожные строители выполнили колоссальный объём работ в Якутске
В Якутске на снегу вдруг забегали пауки. Видео
11 якутян погибли с начала года в результате ДТП

Не часто удаётся побывать в сёлах в период распутицы, и по большей степени такие поездки связаны с ситуациями, близкими к чрезвычайным. Вот и 25 мая оперативной группе МЧС, базирующейся в Черском, понадобилось провести дополнительный мониторинг паводковой ситуации на Колыме по маршруту Черский-Конзабой-Карлуково-Колымское.

На мониторинг отправилась группа, в которую входили начальник ГУ МЧС России по РС(Я) Александр Горкун, и.о. руководителя Ленского бассейнового водного управления Иннокентий Андросов, специалисты ГУ МЧС России по РС(Я), глава Нижнеколымского района Иван Суздалов, автор этих строк и руководитель Госпожнадзора по Нижнеколымскому району Анвар Лачинов, которому по служебной необходимости срочно потребовалось побывать в селе Колымское.

В аэропорту Черского стоял готовый к вылету вертолёт Ми-8 «Полярных авиалиний». Я обрадовался, когда увидел в кабине экипаж во главе с командиром Семёном Семёновым.

Во-первых, я знаю его несколько лет и однажды написал о нём небольшой очерк для «Колымской правды». А во-вторых, именно с ним я летал в Андрюшкино 17 сентября 2007 года, во время паводка на реке Алазее.

Когда мы возвращались в Черский, погодные условия заметно ухудшились: усилился ветер, зарядами шёл снег, но это не помешало Семёну Семёнову привести свой вертолёт в аэропорт назначения. С той поры я проникся ещё большим уважением к этому человеку.

Но вернёмся к действительности. В 16.20 вертолёт взял курс на перекат Дресвяный. Первый сюрприз ожидал нас за островом Ягановский, расположенным почти рядом с Черским. Если в районе микрорайона Зелёный Мыс и посёлка Черский лёд на Колыме стоит практически цельным монолитом (хотя и потемнел в последние два дня) за исключением заберегов, то за Ягановским он покрылся трещинами – тут уже прошли подвижки льда, в то время как возле Черского их не было.

Кое-где встречались небольшие пространства чистой воды. На льду отчётливо были видны следы подвижки, причём явно не одной. Вот следы автомобиля, далее льдину разломало, а продолжение автомобильной дороги где-то уже совсем в стороне. То же самое и с многочисленными путиками снегоходов.

Пролетаем участки Верхние Ямки и Ермолово – лёд стоит, но есть и забереги. Уходим к перекату Дресвяный. Он нередко становится камнем преткновения на пути ледохода. И это место – первое в очереди на проведение взрывных работ.

Глава района Иван Суздалов указывает мне на деревья на льду. В этом месте затор. А деревья сюда вынесло вместе со льдом реки Омолон, который уже очистился ото льда. А вот Анюй пока стоит, хотя и на нём в этот день пошли подвижки.

Главный спасатель республики Александ Горкун время от времени отрывается от иллюминатора и заходит в кабину пилотов, уточняя курс.

Идём на участок Конзабой. Когда мы пролетали над этим местом, нам открылась следующая картина: с одной стороны почти монолитный лёд, а ниже по течению – чистая вода. Частенько попадаются лебеди, причём не одна-две-три пары, а стаи, достигающие несколько сот птиц.

Участок чистой воды кончается на подходах к Карлуково. Здесь опять нас встречают льды, но не монолит, а большие и малые льдины. Иннокентий Андросов время от времени делает записи в блокноте, изредка запечатлевая ледовую обстановку фотоаппаратом.

За годы работы на реках у него скопилось много уникальных материалов, говорят он планирует написать книгу. Не сомневаюсь, что она будет интересной.

И вот уже мы подлетаем к селу Колымское. Сверху видно, что небольшой участок Колымы около села, чистый от льда. Десятка два небольших льдинок лежат на берегу. А так – тепло (+18), полное отсутствие ветра, и… комары. Признаться совсем забыл про этих насекомых, но и они не очень активничали в центре Халарчинской тундры.

В селе нас встретил заместитель начальника ГУ МЧС России по РС(Я) Аркадий Саввинов. Он уже несколько дней работает в селе со своими сотрудниками, тепло отзывается о колымчанах: «Народ здесь лёгкий на подъём, надо что-то сделать – делают. С людьми проблем нет!».

Прямо напротив сельской администрации на берегу лежит небольшая льдина, рядом с ней водомерная рейка. «Подошёл к окну и сразу видишь, какой уровень воды, и выходить не надо!» - шутит Аркадий Саввинов. А если серьёзно, то в селе к паводку подготовились, в чём немалая заслуга заместителя главы Колымского Галины Гадзовской.

Разговор членов оперативной группы, проходивший в администрации Колымского, как будто был лёгок. Но это поверхностное впечатление. За последние сутки вода прибыла всего сантиметров на двадцать, хотя до этого ее уровень повышался на полтора метра в день.

Иннокентий Андросов, как опытный специалист, предупреждает: вода из Среднеколымска обязательно должна сюда дойти, надежда на то, что всё само собой растечётся по тундре – тщетна. Впрочем, и другим специалистам понятно: пока существует затор на Конзабое, ледоход не начнётся. Дресвяная тоже «держит» лёд. Зигзаг Колымы в районе участка также не способствует продвижению льда.

Радует, что по льду во многих местах пошли поперечные трещины, а как пойдут трещины продольные – жди ледохода. В целом специалисты не настроены раньше времени бить тревогу, но и в случае чего тянуть время не будут и приступят к подрыву заторов. Соответствующие специалисты в группе есть.

Перед вылетом в Черский делаю фото на память. Пока вертолёт готовился к вылету, сфотографировал Иннокентия Андросова, Ивана Суздалова и Александра Горкуна. А то поднимется Ми-8 в воздух – и все опять прильнут к иллюминаторам. Полпути до Черского нам сопутствовало солнце. Колыма, притоки и тундра смотрелись совсем по-другому, чем в пасмурную погоду. Невольно вновь начинаешь думать о величии природы. Ранимая, хрупкая и уникальная природы Арктики, иногда бывает показывает свой характер. И тогда жителям приходится туго, и зовут на помощь людей, сделавших своей профессией, спасение других.

Мы прилетели в Черский после восьми часов вечера. Прямо на взлётном поле Александр Горкун провёл небольшое совещание, решение было кратким: если ничего не изменится – завтра надо начинать взрывные работы.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.


Смотрите фоторепортаж

Поделиться в соцсетях

27.05.2012 09:54 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ