У ЕР снова будет конституционное большинство в Госдуме
Суд Евросоюза наказал Польшу за добычу угля
В Амурской области задерживают сотрудников полиции
Глава Якутии поздравил Петра Аммосова с победой на выборах в Госдуму
Российского дипломата вызвали в МИД Британии по "делу Скрипалей"

Председатель Государственного Собрания (Ил Тулмэн) РС(Я) Ньургун Тимофеев выступил вчера на слушаниях по теме «Стратегия общественного и экономического развития Сибири и Дальнего Востока России на примере Республики Саха «Якутия», которые провела Комиссия Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Уважаемые коллеги, я бы хотел остановиться на тех вопросах, которые, как нам кажется, на сегодняшний день актуальны и у нас в республике, и в Российской Федерации. Уважаемые члены Общественной палаты Российской Федерации, уважаемые участники слушаний, позвольте свое выступление предварить следующим высказыванием: лучше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума пуста. На мой взгляд, именно эти слова Петра Великого, подчеркивающие значение разумного и последовательного подхода, я считаю, могут стать контекстом наших слушаний. Сегодня нам предложено обсудить вопросы современного состояния и перспектив социально-экономического и общественного развития Республики Саха (Якутия). Этот вопрос необходимо рассматривать комплексно в русле развития Дальнего Востока России и в целом региональной политики российского государства. Подчеркиваю, Россия - это и есть регионы, поэтому при анализе того или иного вопроса регионального развития, тем более при формировании выводов крайне важен целостный подход. Все вы знаете, что Республика Саха (Якутия) является самым крупным субъектом Российской Федерации и одной из ее богатейших природных кладовых. Стабильное и динамичное развитие Якутии имеет ключевое значение, как для Дальневосточного округа, так и для всей России - это цитата из вступительной речи Президента Российской Федерации Владимира Путина на совещании, состоявшемся 6 января этого года в городе Якутске. Президент России дал высокую оценку темпам развития экономики Якутии, он акцентировал внимание на приоритетных направлениях, которые будут реализовываться совместными усилиями федерального Центра и республики. Тем самым, Владимир Путин фактически определил вектор развития Якутии не только как отдельно взятого субъекта Федерации, но и важного участника в реализации экономической политики российского государства, экономической политики как внутренней, так и внешней. Характеризуя основные моменты социально-экономического развития республики, прежде всего, отмечу, что Якутия - это регион стабильный в своем движении в русле общефедеральных реформ. Сегодня мы занимаем лидирующие позиции на Дальнем Востоке по объему промышленного и сельскохозяйственного производства, внешнеторгового оборота, строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры, по качеству образовательных и медицинских услуг. Определяя свою экономическую политику, мы, как и многие северные регионы, решаем двуединую задачу - развивать природно-ресурсный комплекс, одновременно, полноценно обеспечивая условия для содержания и развития социальной сферы, уровня жизни населения. При этом мы выстраиваем экономическую стратегию таким образом, чтобы она наиболее полно отвечала интересам и Республики, и государства в целом. Это объективно. Экономика Якутии связана тысячами нитей с ближними и дальними партнерами. Приведу ряд примеров. Президент страны на совещании по вопросам социально-экономического развития Республики в январе месяце одной из главных задач назвал развитие нефтегазового комплекса Якутии. Во главу угла была поставлена интеграция в единую систему добычи и транспортировки нефти, газа Восточной Сибири и Дальнего Востока на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня практически прохождение трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан на территории Республики становится реальностью, это существенно повышает темпы и объемы выхода якутского углеводородного сырья на мировые рынки. Например, Схолоканское месторождение с запасом 50 миллиардов кубометров газа и 124 тонн нефти. Для Республики же это дополнительные доходы в бюджет, развитие инфраструктуры, строительство автомобильных дорог, линий электропередач, создание новых рабочих мест. Следующее. Модернизация энергетики, важнейшее направление экономической политики Российской Федерации. На днях Якутия подписала соглашение с РАО ЕЭС о взаимодействии в сфере энергетики и развитии энергетической инфраструктуры Республики. Соглашение предусматривает совместную работу по созданию энергетического комплекса в Южной Якутии. Реализация этого проекта ликвидирует дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке и создаст новые экспортные возможности для России. Громадная территория Якутии в три миллиона квадратных километров требует развития транспортной инфраструктуры. Стратегическое значение в общефедеральном масштабе имеет железная дорога до Якутска, она будет достроена в 2010 году общими усилиями Республики и федерального центра. В совокупности с развитием воздушного и водного транспорта, обеспечивается транспортная связь России и Республики со всеми соседними регионами страны, выход к Китаю, Южной Корее, Соединенным Штатам Америки. Словом, прибегая к новой терминологии, экономическая стратегия Республики находит реализацию в развитии конкурентоспособных территориально-производственных кластеров в западные пути, специализирующиеся на алмазодобыче, нефти- и газодобыче, нефтепереработке, транспортировке нефти и газа, лесопереработке. В Южной Якутии - это угледобыча, энергетика, пищевая промышленность, сельское хозяйство. В перспективе - горно-металлургическое производство, гидроэнергетика с экспортной направленностью. Решение задач создания производственной инфраструктуры с участием государства в лице федерального центра и Республики Саха (Якутия) приведет к конкурентоспособности в освоении природных ресурсов Востока России, повышению инвестиционной привлекательности региона, преодолению некоторой изолированности Республики, объективно сложившейся в предыдущий период. Таким образом, Якутия имеет реальные возможности стать локомотивом по развитию всего северо-востока страны и рассматриваться, образно говоря, как стартовая площадка для осуществления геополитического прорыва России на Азиатско-Тихоокеанском регионе. В свою очередь, экономический рост стимулирует развитие социальной сферы Республики. Хочу подчеркнуть, что среди регионов Дальневосточного федерального округа в Якутии отмечен самый высокий уровень рождаемости и самый низкий уровень смертности. Естественный прирост населения Республики превышает число выехавших за ее пределы. Безусловно, за этими демократическими показателями стоит социальная стабильность, которая отличает Якутию. Теперь можно говорить о том, что даже в кризисные 90-е в нашей Республике поддерживался определенный уровень жизни населения. Кроме того, в те годы всеобщего экономического коллапса Якутия не только сохранила свои основные отрасли, но именно тогда были заложены правовые и экономические основы их нынешнего состояния. Например, акционерная компания АЛРОСА, холдинговая компания 'Якутуголь'. Они сегодня являются лидерами в соответствующих отраслях российской экономики. На мой взгляд, именно баланс государственного регулирования и рыночных отношений в экономике позволяют обеспечивать Республике достаточный масштаб направленной социальной политики. Доходная часть государственного бюджета Якутии формируется почти на треть за счет средств от деятельности алмазных компаний. С 1995 года арендные платежи от сдачи в аренду находящихся в государственной собственности Республики имущественного комплекса 'Якуталмаз' являются базовой составляющей доходной части государственного бюджета Республики и официально предусматривают законы Республики на очередной финансовый год. Эти средства являются основным источником финансирования текущих расходов по исполнению конституционных полномочий Республики Саха-Якутия. Поэтому, если говорить о том, почему мы уделяем особое внимание именно вопросу имущественного комплекса, то ответ лежит на поверхности. К примеру, сейчас разрабатывают второй этап президентской программы развития села. Это одна из самых крупных бюджетно-целевых программ. Ежегодно на ее реализацию из республиканского бюджета направляется более четырех миллиардов рублей. И это оправданно. Именно в ее рамках идет газификация сел, строятся объекты сельхозназначения и жилье для селян, дотируется закуп молока, организуется государственная закупка мяса. Мы сознательно идем на эти расходы, понимая, что сельское хозяйство Якутии, по большому счету, является не просто производственной отраслью, но и основой жизнедеятельности трети населения Республики. Четверть годового бюджета Республики расходуется на образование. Это ежегодно строительство в среднем 15 школ, отвечающим самым современным требованиям, причем в сельской местности. Это обеспечение конституционных полномочий многонациональной Республики, требующих обеспечение доступа к образовательным услугам на родном языке, это содержание кочевых и малокомплектных школ в арктической зоне Республики. В целом идеология инвестиций в образование характерна для Якутии. Значимость этих вложений очевидна. Никакое развитие невозможно без достаточного образовательного уровня населения, тем более, обеспечение высокотехнологичных инновационных проектов. А теперь представим себе, что бюджет Республики формируется без арендных платежей компании АЛРОСА. Комментарии, как говорится, излишне. Мы видим проблему возмещения выпадающих средств доходов бюджета. Для Республики принципиально важно постепенное замещение арендных платежей в государственной структуре доходами от развиваемых ныне отраслей. Хотел бы отдельно остановиться на роли законодательного органа в развитии Республики. Безусловно, это исполнение важнейшей функции представления интересов населения. В связи с изменением в законодательстве, в частности, в отношении порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, ответственность региональных парламентов существенно возрастает. По сути дела, принимая решение, мы исполним полномочия, делегированные нам избирателями Республики. Во-вторых, реализация контрольных функций, причем не только бюджетных процессов, но и в целом правоприменения. И, конечно, законодательное регулирование общественно-политических и социально-экономических отношений. Как вы понимаете, здесь два взаимообуславливающих направления - законодательство республиканское и федеральное, поскольку Якутия, как субъект Российской Федерации, живет и работает в неразрывном общем правовом поле. Хотел бы подчеркнуть, что отношение с федеральными и республиканскими органам государственный власти всегда было и остается деловым сотрудничеством на принципах взаимного учета интересов. На мой взгляд, только такая система способна обеспечить баланс взаимоотношений региона и федерального Центра. Одной из важнейших составляющих государственного строительства в республике сегодня является создание и совершенствование законодательной базы, отвечающей требованиям времени, и в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве. При этом надо подчеркнуть, что приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным является процессом непрерывным и системным в свете динамичного развития федерального законодательства. Особенно в области регулирования общих принципов организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, разграничения полномочий между Центром и регионами, выработке эффективного механизма взаимодействия региональных властей и Центра. И для Республики Саха (Якутия) в этом процессе важно достигать согласования специфических интересов республики с общефедеральными интересами. Законотворчество субъектов Федерации - это огромный гуманитарный ресурс для дальнейшего формирования законодательного массива федерального государства, каковым является Россия. Приведу в качестве примера республиканский законы, не имеющие аналогов в федеральном законодательстве – Закон Республики Саха (Якутия) 'Об учителе', 'О государственной молодежной политике Республики Саха (Якутия)', 'О государственной и общественной поддержке летнего отдыха, занятости и оздоровления детей', 'Об оленеводстве'. Приняты также законы, предусматривающие дополнительные меры социальной поддержки населения, например, 'О дополнительных гарантиях потенциальной защиты пенсионеров и отдельных категорий населения республики', 'О квотировании рабочих мест для инвалидов', 'О социальной поддержке инвалидов по зрению'. Эти правовые акты позволяют учесть особенности регулирования общественных отношений в нашей северной республике, участия в федеральном законотворческом процессе, работы, проводимой Госсобранием системно и постоянно. Так, например, нами в Государственную Думу внесены предложения об изменениях и дополнениях в Налоговый и Трудовой кодексы Российской Федерации, в Федеральный закон 'Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям' и Федеральный закон 'О трудовых пенсиях в Российской Федерации'. В то же время Республика Саха (Якутия) не поддерживает проект новой редакции Федерального закона 'О недрах', Лесного кодекса, Водного кодекса, кстати, не одобренного Советом Федерации, где не учтены в полной мере интересы субъектов Федерации. В целом анализ участия регионов в формировании федерального законодательства по вопросам совместного ведения свидетельствует о том, что, по всей видимости, необходимо более детально закрепить порядок рассмотрения и принятия федеральных законов. Пока, к сожалению, приходится констатировать, что всего 2% законодательных инициатив субъекта Федерации становятся федеральными законами. Между тем, недавние примеры рассмотрения и принятия таких важнейших законов, как, например, 122-й, 'Об общих принципах организации самоуправления', показали, что субъекты Российской Федерации вносили конструктивные предложения по этим законам, которые впоследствии были учтены, но уже при внесении в них изменений и дополнений. Уважаемые коллеги. Единые духовные, нравственные и культурные ценности, сформированные в течение четырех веков нашим общим историческим наследием, являются нерушимым залогом дальнейшего развития Якутии в составе Российского государства. Сегодня укрепляются межрегиональные связи, в первую очередь субъектами Дальневосточного федерального округа, Сибири, реализуются не только совместные экономические проекты, но и программы в области образования, культуры, спорта. В сфере социально-экономического и культурного развития Якутия достойно представляет Россию и на мировой арене. Приведу несколько примеров. В прошлом году на всемирной выставке 'Экспо-2005' наиболее посещаемой экспозицией стал российский павильон юкагирского мамонта. Национальный эпос 'Олонхо' признан шедевром мирового культурного наследия. Якутия является инициатором ставших уже теперь традиционными и получивших признание Международного олимпийского комитета детских спортивных игр 'Дети Азии'. Якутия - многонациональный субъект Российской Федерации, в ней проживают представители большого количества наций и народностей. Нашу республику характеризует межнациональное согласие и толерантность, эти черты присущи всем людям, населяющим северные территории Российской Федерации, возможно, в силу тех экстремальных природных условий, в которых мы проживаем. Одной из задач Общественной палаты Российской Федерации является обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации. Именно поэтому мы считаем важным и полезным продолжение диалога между Общественной палатой и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). И, может быть, по итогам сегодняшнего обсуждения, уже возможна выработка рекомендаций федеральным и региональным органам государственной власти по вопросам стратегии общественного и экономического развития Сибири и Дальнего Востока России. Вопросы Марков Сергей Александрович: С Вашей точки зрения, какова на сегодня главная проблема в развитии Якутии и каков главный ресурс, который она может использовать, если сравнивать с другими регионами? Тимофеев Н.С.: Трудно одним предложением охарактеризовать, что же является на сегодняшний день самой важной проблемой для того, чтобы Якутия развивалась по тому или иному вектору продуктивно. Безусловно, это и территориальные, и географические особенности. Я, например, считаю, очень серьезная проблема - это народонаселение, то, что на такой огромной территории проживает менее миллиона народа, вносит, безусловно, свой не очень позитивный вклад в развитие. Безусловно, чисто экономические моменты, например, отсутствие достаточной инфраструктуры. Что касается готовности людей принять то лучшее, что будет предложено, предположим, в части инвестиций, в части интеллектуального участия в развитии Якутии - безусловно, общественность и, хочу подчеркнуть, элита республики готова. Об этом говорит то, что, например, строительство железной дороги на сегодняшний день достаточно сложная тема для Якутии, где она будет проходить по тем местам, где исконно жили якуты. Но на сегодняшний день факты говорят о том, что это строительство воспринято совершенно правильно и никакого явного противостояния или какого-то отторжения всего этого не происходит. И, безусловно, тот интеллектуальный потенциал, который на сегодняшний день в республике создан в различных аспектах, он позволяет воспринимать все новое и полезное, которое будет внесено, предложено и здесь внутри выработано, в республике. Пайдиев Леонид Евгеньевич: В Вашем выступлении вы мягко, но твердо провели определенную мысль: большое количество социальных программ, которые реализует правительство Якутии, опираются именно на доходы алмазно-бриллиантового имущественного комплекса. Означает ли это, что если этих доходов не будет, доходы будут формироваться, как у любого другого субъекта Федерации, все эти программы сразу погибнут, исчезнут и вас ждет ужасный бюджетный кризис? Тимофеев Н.С.: Если это произойдет буквально завтра - Вы задаете такой конкретный вопрос, я немножко утрирую - то, что этими доходами не будет восполнен бюджет, то, безусловно, как минимум три программы - это здравоохранение, образование и развитие сельского хозяйства - будут похоронены сразу. Пайдиев Л.Е.: В рамках стандартной бюджетной процедуры для других регионов денег точно не найдется, субвенций, дотаций. Тимофеев Н.С.: На сегодняшний день те субвенции и дотации, которые должны получить бюджетные отрасли, мы получаем сто процентов.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
09.06.2006 09:02 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ