Глава Приморья ответил антиваксерам: "Мы не отдельное государство"
"В Якутии наблюдается устойчивый экономический рост"
Жителей Хабаровска возмутил новый памятник врачу с ребенком
Людям с низким иммунитетом необходима дополнительная доза вакцины
Ситуация с COVID в Олекминском районе стабильно тяжелая

20 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее - Законопроект). В пояснительной записке к законопроекту указано, что данный законопроект направлен на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства. В то же время, этот законопроект предполагает внесение изменений в значительное число федеральных законов, в том числе «об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды», «Об исключительной экономической зоне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в части проектная документация объектов использования атомной энергии), и ряд других, явно не имеющих отношение к строительству жилья. Законопроект предлагает одним решением (!) исключить все целевые экспертизы проектной документации, в том числе санитарно-эпидемиологическую экспертизу; экспертизу пожарной безопасности, государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, экспертизу безопасности ядерных установок, государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ). Из объектов ГЭЭ полностью исключается документация, обосновывающая градостроительную деятельность, а именно документы территориального планирования и практически все объекты строительства. Реализация этих объектов наиболее экологически значима, и именно для таких проектов в первую очередь предназначена процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ. В обосновании ограничения сферы деятельности целевых государственных экспертиз указывается на их множественность, т.е. при определении необходимости исключения этих экспертиз используется исключительно количественный критерий. При этом подразумевается, что экспертиза в области градостроительной деятельности (государственная экспертиза проектной документации) восполнит задачи всех других государственных экспертиз, действующих в стране. Предлагаемая экспертиза по Градостроительному кодексу Российской Федерации имеет вполне определенную и ограниченную задачу – оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. В свою очередь, Федеральным законом «О техническом регулировании» не предполагается охватывать техническими регламентами все объекты хозяйственной деятельности и направления государственного управления, включая контроль. При этом ни одного технического регламента по обеспечению экологической безопасности на сегодняшний день не существует (по планам Правительства РФ, такой регламент может быть разработан не ранее 2008 года). Фактически, это означает, что до принятия указанных технических регламентов в России вообще не будет существовать никакой оценки предполагаемой хозяйственной деятельности с точки зрения ее экологической безопасности. Помимо объектов градостроительной деятельности из объектов экологической экспертизы предлагается исключить «документацию на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные». Данные изменения могут привести к массовой застройке и деградации не только лесов первой группы (наиболее экологически ценных лесов), но и земель особо охраняемых территорий (в частности земель государственных природных заповедников, курортов, объектов Всемирного наследия). Требования обязательности и гласности ГЭЭ, правовых последствий заключения ГЭЭ являются основным побуждением для заказчиков и проектных организаций в подготовке материалов экологического обоснования намечаемой деятельности. ОВОС и ГЭЭ - одни из немногих эффективных механизмов в сфере охраны окружающей среды, реально реализующие конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, на получение достоверной информации о ее состоянии, а также права граждан и общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений. Другими словами, граждане и общественные объединения будут лишены возможности реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также законодательно закрепленного права на участие в принятии экологически значимых решений. Это означает, что предложенный законопроект напрямую противоречит российской Конституции(!). Это также означает, что затраты на природоохранные мероприятия по конкретным строительным объектам будут минимальными. Все это приведет к ухудшению экологической обстановки во многих регионах страны. Следует также напомнить, что исключительно с механизмом государственной экологической экспертизы связано недопущение реализации большинства потенциально опасных для окружающей среды и общества, так называемых, «проектов века». Помимо этого, фактическая отмена экологической экспертизы будет являться ограничение предусмотренных Федеральным законом прав субъектов РФ, снизит их возможность реализовать определенные Конституцией РФ полномочия по совместному ведению РФ и субъектов РФ в сфере регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Нельзя не отметить международный аспект возможных негативных последствий принятия предложенного законопроекта. Природоохранные законодательства большинства стран мира (в первую очередь – стран – членов Евросоюза) совершенствуются путем модернизации норм, касающихся оценки воздействия на окружающую среду, расширения перечня объектов, для которых ее проведение обязательно. Фактический отказ от данного механизма в российском законодательстве является отказом от общепринятых мировых норм в этой сфере. В своем выступлении на «Гражданской восьмерке» президент Путин заявил, что экологическая безопасность является важным аспектом энергетической безопасности. Следовательно, принятие законопроекта представляет угрозу и для энергетической безопасности страны. Мнение экологов республики: кому такой закон нужен - понятно. Не для нашего с вами благополучия стараются «думцы». Им, видите ли, на экоэкспертизу и контроль за объектами хозяйствования тратиться не хочется. А нам потом от «кто-знает-как» построенных строек страдать? Нам и нашей природе? Не слишком ли много рисков нашей молодежи оставляем? Словом, малой деньгой деньгу большую нажить хотят. Что делать – вопрос сложный. Но важно дать понять: такой законопроект – против народа! Якутяне, будьте начеку! Материал подготовлен Центром экологического просвещения РС (Я) "Эйгэ"

Поделиться в соцсетях

29.11.2006 19:11 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ