Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 06-10-2007 14:12
URL публикации: https://www.1sn.ru/17967.html


Якутия продала самое дорогое, что у нее было

ИА SakhaNews. 5 октября за тридцать минут, в течение которых участники конкурса успели сделать 108 шагов(каждый в сто миллионов рублей), решилась судьба самого последнего крупного куска собственности республики - 68,8% акций ОАО «Эльгауголь» и 75% минус 1 акция ОАО ХК «Якутуголь». Отныне он принадлежит компании «Мечел-инвест», которая заплатила 58,196 млрд рублей. Якутия вырученные средства обязана направить на развитие транспортной и иной инфраструктуры в республике, существенная часть которых в дальнейшем отойдет в федеральную собственность.

История продажи «Якутугля»

Непростая истории продажи активов «Якутгля» началась еще в январе 2005 года, когда республика реализовала «Мечелу» 25% + 1 акция «Якутугля» за 410 млн долларов.

Спустя два месяца разразился скандал, который подняло Росимущество. ГУП "Якутуголь" было преобразовано в ОАО в результате акционирования в 2002 году. Росимущество решило оспорить акционирование ФГУП "Якутуголь" в ВАС, посчитав несправедливым, что все акции предприятия достались Якутии.

Весной 2005 года Росимущество обратилось в Высший арбитражный суд (ВАС) и арбитраж Якутии, требуя признать акционирование «Якутугля» недействительным. Сначала оба суда отказали в иске. Но в ноябре 2005 года президиум ВАС постановил, что суд должен все же рассмотреть дело.

Версий, почему произошла остановка, высказывалось немало. Одна из них была высказана в публикации ИА SakhaNews со ссылкой на свой московский источник: это «предупреждение основному акционеру "Мечела" Игорю Зюзину, чтобы не пытался хитрить и играть с государством и под видом борьбы за госпакет "Якутугля" фактически готовить компанию к перепродаже японцам» (речь идет о Nippon Steel Corporation, Mitsui и Sumitomo, все три связаны тесным сотрудничеством - прим. SakhaNews). «Добавим к этой информации московского источника, что неслучайно один из самых информированных в регионах к востоку от Урала интернет-портал Ура.ру www.ura.ru 6 октября разместил информацию о двойной игре "Мечела" вокруг "Якутугля" и "Эльаугля" в пользу некоей известной Ура.ру японской компании. Не хотелось бы верить, что в "Мечеле" всерьез думают, что сейчас продолжается удобное время для обмана государства. Просто бессмысленный риск».

С этой версией согласился руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин в статье, опубликованной на сайте Кремль.орг»: это является предупреждением, чтобы Игорь Зюзин перестал играть в тайную игру в пользу японских компаний. Весьма похоже. Тем более, что 6 октября на самом информированном в Уральском ФО информагентстве Ура.Ру была озвучена эта же версия – «Мечел» втихаря готовится перепродать свои якутские угольные активы японцам. То есть, то, что не удалось в лоб 'Евразхолдингу' с Mitsui с заходом через Денисовское месторождение, «Мечел» пытается сделать обходным маневром.

Судебный процесс растянулся до 30 марта 2007 года, когда было наконец принято определение Высшего Арбитражного суда РФ "Об утверждении мирового соглашения №7979,06".

На «Эльгауголь» заглядывались многие

30 сентября 2005 года Совет директоров «Российских железных дорог» принял решение о проведении открытого конкурса по продаже принадлежащего компании пакета обыкновенных акций в ОАО "Эльгауголь"(29.495% уставного капитала) и недостроенного участка железной дороги к месторождению. Конкурс был объявлен 9 декабря того же года, а вскрытие конвертов с предложениями состоялось 2 марта 2006-го. Первоначально ОАО "РЖД" планировало подвести итоги тендера по "Эльгауглю" 17 января 2006 года . Однако, когда интерес к активу проявили "Мечел" и "АЛРОСА", срок был перенесен на 2 марта: было решено дать новым претендентам время на подготовку своих предложений.

В этот период интерес к покупке у Российских железных дорог 30% акций "Эльгаугля" проявляли восемь российских и японских компаний – все они уже подали заявки на участие в аукционе. Среди них были "Ренова", АК "АЛРОСА", группа "Мечел", "Sumisho Goal Far East", "Sumiomo", "Sojitz Corporation".

"Мечел" вскоре обнародовал свое предложение по "Эльгауглю". Оно предусматривало учреждение "Мечелом", РЖД и Якутией компании "Сахауголь" , в которую группа внесла бы принадлежащие ей 25% + 1 акция ОАО "Холдинговая компания "Якутуголь" и до $300 млн. денежных средств. В обмен компания претендовала на 51% акций СП. РЖД, по замыслу "Мечела", должно было внести в СП пакет "Эльгаугля", Якутия - 39,4% акций это компании и 45% минус 1 акция "Якутугля". В результате "Сахауголь" владел бы 70% акций "Якутугля" и 68,9% акций "Эльгауголь".

Но этим планам не суждено было сбыться. В июне 2006 года ОАО "РЖД" официально объявило о прекращении конкурса по продаже пакета акций ОАО "Эльгауголь", владеющего лицензией на разработку Эльгинского месторождения в Якутии: Минэкономразвития РФ и правительство Республики Саха (Якутия) не смогли прийти к согласованной позиции по развитию проекта Эльгинского месторождения угля.

Новое условие – продажа единым лотом плюс солидный «довесок»

Судьба принадлежащих государству акций якутских угольных компаний – ОАО "Якутуголь" и ОАО "Эльгауголь" была решена в сентябре 2006 года. Но по так и оставшейся неизвестной причине сообщил об этом министр экономического развития РФ Герман Греф лишь спустя две недели. 3 октября «Коммерсантъ» известил, что глава Минэкономразвития подписал протокол совещания, в соответствии с которым Минэкономразвития, Росимущество и ОАО "Российские железные дороги», с одной стороны, и Президент Якутии Вячеслав Штыров – с другой, согласились выставить на совместный аукцион 75% минус одна акция "Якутугля" и 68,9% ОАО "Эльгауголь".

На тот момент основные претендентами на якутские угли в российской прессе назывались группы компаний "Ренова" и АЛРОСА.

Акции в обеих компаниях, принадлежащие Республике Саха (75% минус одна акция "Якутугля" и 39,4% в "Эльгаугле") решено было передать в уставной капитал третьего акционерного общества, которое в документе называлось "компанией специального назначения". На продажу также было решено выставить объект незавершенного строительства железной дороги на участке Улак–Эльга, принадлежащий ОАО РЖД. Надо заметить, реакция в республике на информацию о появлении (без согласования с якутским парламентом) РИКа, была остро критической: многие депутаты Госсобрания расценили это как попытку властей республики увести финансовые средства, которые планировалось получить от реализации госдоли в «Якутугле» и «Эльгаугле», из республиканского бюджета.

Республиканская инвестиционная компания(РИК) была создана 18 сентября 2006 года. В нее по распоряжению премьера Егора Борисова и было внесено 75 процентов госакций "Якутугля" и 39,3 процента акций "Эльгаугля".

Акции якутских угольных компаний – «Якутуголь» и «Эльгауголь» - предполагалось выставить единым лотом на торги еще 23 июля. Но этому помешал затянувшийся спор между Якутией и ОАО «Российские железные дороги». Стороны не сошлись в цене: РЖД оценивало стоимость “Эльгаугля” в три раза дешевле, чем правительство Якутии. Причем, как сообщал «Коммерсантъ», совладельцы «Эльгаугля» на тот момент не видели оснований для примирения, и «уже обе стороны говорили о вероятной продаже активов по отдельности».

В июне этого года руководитель РИКа Александр Федоров сообщил, что обе оценки прошли экспертизу в Росимуществе, и оценка РЖД «получила отрицательное заключение».

Но в июле глава ОАО РЖД Владимир Якунин сообщил «Коммерсанту» через своего официального представителя, что компания согласилась на продажу долей в «Эльгаугле» единым лотом «по просьбе министерства», «дабы учесть интересы субъекта федерации». Однако заметил: «Условия и цена Якутии не выдерживают никакой критики. Бизнес в таком проекте участвовать просто не сможет».

19 июля этого года совладельцы «Эльгаугля» — правительство Якутии и ОАО РЖД — действительно наконец договорились о цене активов, выставляемых на аукцион единым лотом. Стоимость 75% «Якутугля» и 68,9% «Эльгаугля» вместе с недостроенным участком железной дороги, принадлежащим РЖД, была определена в 52,2 млрд руб., на 400 млн руб. меньше, чем предлагала раньше республика: пакет «Якутугля» - 31 млрд руб., «Эльгаугля» — в 9,7 млрд руб., железнодорожная ветка — в 11,5 млрд руб.

Несмотря на то, что последнее препятствие на пути к аукциону было убрано, у Якутии не было уверенности, что сроки проведения аукциона не будут затягиваться. До проведения конкурса должно было быть подписано разрешение правительства на продажу акций „Эльгаугля“, находящихся в собственности РЖД. «А правительство тянет с этим, хотя, по нашим данным, постановление было готово еще в апреле. В МЭРТе все время обещают, что в самое ближайшее время оно появится, но не указывают конкретной даты»,— говорил в одном из газетных интервью Александр Федотов.

Чтобы избежать возможных упреков в срыве очередного срока торгов, пояснил гендиректор РИКа, стороны решили подписать договор поручения, один из пунктов которого предусматривает, что в случае, «если в течение месяца с момента подписания этого документа правительство не издаст соответствующее распоряжение, то объявление о торгах будет признано недействительным». При этом предполагалось, что правительство Якутии, ОАО РЖД и РФФИ подпишут договор поручения буквально через неделю.

Но, как видим, прошло еще три месяца, прежде чем конкурс состоялся. Самую дорогую цену за такое промедление заплатили строители железной дороги в Южной Якутии: для них это обернулось многомесячными простоями, многомиллионной задолженностью по зарплате и, самое главное, срывом установленных ранее сроков строительства железнодорожной магистрали.

C кем приходит «Мечел» в Якутию?

Конкурс состоялся в конце недели, поэтому СМИ успели отреагировать лишь небольшими публикациями. Многие отмечают тот факт, что на торгах лично присутствовал совладелец и гендиректор группы Игорь Зюзин, считая это признаком важности аукциона.

Напомним, что в конкурсе должны были участвовать три компании, но буквально накануне один из самых серьезных претендентов на якутские угольные активы – компания «Колорпрофиль», представляющая интересы консорциума Arcelor Mittal,- не была допущена к участию в конкурсе. «Зампредседателя Российского фонда федерального имущества Эдуард Адашкин отказался назвать причину отказа, пообещав, что в пятницу «Колорпрофиль» будет отправлено письмо, объясняющее действие ведомства. По сути, это предрешило исход аукциона, так как Arcelor Mittal являлся главным соперником «Мечела», сообщает «Взгляд». «Аналитики предполагали, что Arcelor Mittal не дадут купить лот по политическим причинам. Выставленные на торги активы не стали бы отдавать иностранцам. Покупка угольных активов «Мечелом» была вполне логична, поскольку угольный профиль – серьезная статья в его бизнесе, и в Якутугле компания уже владеет блокпакетом».

Ряд изданий цитирует слова исполнительного директора группы «Мечел» Алексея Иванушкина, сказанные им сразу после аукциона. Он сообщил о намерении новых хозяев увеличить объем добычи «Якутугля» до 15 млн тонн и перевести основные поставки на внутренний рынок. При этом он пояснил, что суммарные запасы «Якутугля» составляют около 200 млн тонн. «Больше там ничего нет», – сказал Иванушкин, добавив, что не согласен с оценками местных властей, которые предполагают, что соседние угольные залежи имеют большой потенциал. «Скорее всего, все закончится Нерюнгринским разрезом – и на этом история «Якутугля» завершится».

В развитие «Эльгаугля» металлурги готовы инвестировать в течение ближайших семи-десяти лет около 3 млрд долларов. По словам Иванушкина, приоритетными являются создание инфраструктуры и начало освоения месторождения. Для этого помимо строительства и ввода в постоянную эксплуатацию железной дороги Улак—Эльга не позднее 30 сентября 2010 года, что было одним из условий конкурса, необходимо строительство электростанции мощностью 200 МВт. Исполнительный директор не исключил возможности привлечения иностранного партнера к освоению «Эльгаугля» после начала разработки месторождения.

Для частичного финансирования покупки «Мечел» намерен привлечь синдицированный кредит. Одним из организаторов займа в прессе называют японский банк Sumitomo, который также проявлял интерес к якутским угольным активам.

«Именно Sumitomo, как предполагает управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский, помог деньгами «Мечелу», поскольку сумма, заплаченная российским металлургическим гигантом за якутские угольные месторождения, достаточно серьезная для компании – это почти половина стоимости самого «Мечела».

«Взгляд» приводит мнение аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, который считает, что «возможен вариант событий, при котором «Мечел» объединит все свои угольные активы на базе «Южного Кузбасса».

Мнение аналитиков ИК «Атон» Дмитрия Коломыцына и Марата Габитова приводится на сайте finam.ru. По их оценкам, стоимость приобретенной «Мечел-инвестом» компании составляет $4-5 млрд., но месторождение требует первоначальных инвестиций в размере свыше $2 млрд., в том числе на строительство обогатительной фабрики и железнодорожной ветки к месторождению протяженностью 320 км. «Мы считаем данные новости позитивными для "Мечела", принимая во внимание близость месторождения к Китаю, который испытывает серьезный дефицит коксующегося угля и активно работает над переводом энергетических компаний на уголь».

Они не исключают, что "Мечел" попытается заключить «стратегическое партнерство со сталелитейной компанией, у которой нет собственных угольных активов, например, НЛМК или ММК, поскольку инвестиции такого объема слишком велики для одного "Мечела". НЛМК ранее проявлял интерес к покупке "Эльгаугля".

Мы рекомендуем "Покупать" акции "Мечела", прогнозируемая цена на ближайшие 12 месяцев – $65».

Иван Андриевский, управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации», обращает внимание на то, что «Сумма, заплаченная Мечелом за якутские месторождения, – достаточно серьезная для компании, это почти половина стоимости самого Мечела.

Исходя из этого, можно предположить, что Мечел на торгах действовал не в одиночку. По некоторым данным за компанией может стоять японская Sumitomo, предоставившая синдицированный кредит российским партнерам».

Николай Сосновский, аналитик Собинбанка: «Жесткой борьбы на аукционе не вышло и итоговая стоимость продажи активов оказалась значительно ниже наших ожиданий».

Весьма примечателен заголовок, которым «Известия» предварили свою информацию о конкурсе: «Угольные предприятия Якутии отошли к японцам». «За "Мечелом", вероятно, стоит японская "Сумимото", предоставившая синдицированный кредит российским партнерам», отмечает и ИТАР-ТАСС

Справка:

В "Мечеле" консолидированы контрольные пакеты акций и доли в компаниях Челябинский меткомбинат, Торговый дом "Мечел", ОАО "Южный Кузбасс", "Южуралникель", Белорецкий меткомбинат, Вяртсильский метизный завод, АО "Торговый порт Посьет", ОАО "Уральская кузница", ОАО "Московский коксогазовый завод", ОАО "Ижсталь", Mechel Trading, Коршуновский ГОК, Mechel Nemunas (Литва), метзаводы Mechel Targoviste и Mechel Campia Turzii (Румыния).

Компания "Мечел" является одной из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях, объединяет производителей угля, железорудного концентрата, никеля, стали, проката и продукции высоких переделов. Выручка "Мечела" увеличилась за 1-е полугодие 2007 г. в 2,7 раза до $489,456 млн по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. 71,62% акций "Мечела" принадлежит гендиректору и члену совета директоров компании Игорю Зюзину.

Эльгинское каменноугольное месторождение является одним из крупнейших в мире с объемом запасов более 2 млрд. т и перспективным объемом добычи более 20 млн. т в год высококачественных углей. Объем инвестиций в развитие данного месторождения составит, по оценке РЖД, около $4.5 млрд. Акционерами ОАО "Эльгауголь", помимо РЖД с долей в уставном капитале 29.5%, являются Минимущество Якутии (39.4%), ЗАО "Восточная Строительная Контрактная Корпорация" (28.79%), а также Комитет по управлению муниципальным имуществом Нерюнги, ГУП "Якутуголь" и ГГТП "Южякутгеология" (по 2.35% каждый).