Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 07-12-2020 01:51
URL публикации: https://www.1sn.ru/255243.html


Дата в истории. Пёрл-Харбор. День позора

Не знаю, какими важными событиями ознаменуется наступивший понедельник, 7 декабря, для уроженцев Мадрида и Праги, Лондона и Рейкьявика, Пекина и Каира, Иркутска или Орла, сотен других городов на планете… Но мне доподлинно известно, какой традиции последуют в этот день жители Гонолулу, столицы Гавайев - пятидесятого американского штата.

Здесь будут приспущены государственные флаги, и все, кто сможет, а это – люди из разных уголков земного шара, непременно попытаются попасть на Мемориал «Аризона». Смолкнет на время шумная туристическая какофония мирового курорта, и вместо нее прольется в тишину чистый звук корабельных склянок, заставляющий дрогнуть любое сердце. На флагштоке, прикрепленном к обломку грот-мачты затопленного линкора, поднимется и будет гордо реять звездно-полосатый флаг. В честь всех военнослужащих, погибших во время атаки гавани Пёрл-Харбор в 1941-ом.

Эту традицию мне довелось наблюдать лично, правда, в конце мая, в канун Дня памяти жертв Второй мировой войны. Но, как сказала наш гид, весь ритуал повторяется один к одному и 7 декабря.

Мемориал находится на военно-морской базе, которая по-прежнему занимает акваторию бухты Пёрл (Жемчужной). На территории Национального парка расположен музей, где собраны многочисленные экспонаты времен войны, художественные полотна на тему и макеты боевых кораблей. После демонстрации документального фильма посетители на теплоходе отправляются к месту, где на дне покоится линкор «Аризона»…

Сколько их было, трагедий во Второй мировой войне? Несть числа… И, конечно же, нам больнее вспоминать те, что коснулись родной страны, ее народа – слишком велика и ужасна была плата за Победу. Но разве можно остаться равнодушным возле газовых топок Освенцима, у подножия памятника русскому Алеше в Болгарии, у братских могил Бабьего Яра? Это ком в горле, непрошенные слезы и щемящее чувство горечи – никуда не деться, никуда не спрятаться от скорбных эмоций…

Вот и американский линкор «Аризона» с некоторых пор для меня нечто большее, чем просто название какого-то военного корабля. Над могилой его я провела несколько тягостных и печальных минут, которых мне никогда не забыть.

…В ежегодном отчете военно-морского министра США Ф.Нокса, опубликованном 7 декабря 1941 года в крупнейших национальных изданиях, утверждалось, в частности, следующее: «Американский народ может испытывать полную уверенность в своем флоте… С любой точки зрения флот США – сильнейший в мире». Гордо и патриотично! Что и говорить, приятно было прочитать такое сообщение за утренним кофе.

А в эти же самые часы (чудовищная издевка судьбы) на военно-морской базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах, где базировались основные силы Тихоокеанского флота США, один за другим уходили на дно линкоры «Оклахома», «Аризона», «Вест-Вирджиния», «Калифорния», потопленные японскими самолетами-торпедоносцами. Первые бомбы упали на палубы, едва на кораблях отзвучали звуки горна, возвещавшие начало церемонии подъема американского флага.

Операция под кодовым названием «Z», которая согласно плану военно-морского командования Японии, проводилась внезапно и вероломно, нанесла серьезный ущерб Тихоокеанскому флоту США. Всего за утро 7 декабря было потоплено пять линкоров из восьми и серьезно повреждено три оставшихся; три легких крейсера также оказались выведенными из строя, сильно пострадали три эсминца, затонули четыре вспомогательных судна.

Одновременно с кораблями японцы атаковали аэродромы противника, на которых было уничтожены 188 и серьезно повреждены 128 самолетов. По воспоминаниям американского штабного офицера, находившегося на командном пункте в тот момент, «паники не было, царил упорядоченный ужас». Лишь десять летчиков сумели поднять свои машины в небо, чтобы пощипать перья рвавшимся в бой ястребам окрыленного победой адмирала Исоруку Ямамото.

2 403 убитых и 1 178 раненых – потери американской стороны. Японцы не досчитались 55 пилотов, несколько десятков человек погибли на большой субмарине и еще 9 – на сверхмалых подводных лодках. Руководство военно-морских сил Японии было готово к тому, что в ходе сражения у Пёрл-Харбора лишится трети японской эскадры. Сотни камикадзе ждали своего часа…

Японские летчики-камикадзе.

Уничтожение лучших боевых кораблей и решительные действия японской армии, которые привели к захвату части британских, голландских и американских владений на Дальнем Востоке и в южных морях, больно ударили по международному авторитету США.

Атака гавани Пёрл-Харбор явилась кульминацией десятилетнего ухудшения отношений между Японией и Соединенными Штатами. Причина разногласий – статус Китая и безопасность в Юго-Восточной Азии. К лету 1941 года обе стороны заняли такие позиции, от которых они не смогли бы отказаться без серьезного урона национальному престижу.

Всего пять дней отделяли благополучную, сытую Америку от вступления во Вторую мировую войну. Эту дату – 7 декабря 1941 года американцы часто называют днём позора.

До сих пор специальные комиссии и сотни исследователей не могут ответить на вопрос: почему Первому воздушному флоту Японии удалось застать врасплох и беспрепятственно разгромить Тихоокеанский флот США? За два часа…

Случившуюся трагедию попытался художественно осмыслить американский режиссер Майкл Бэй в своем фильме «Пёрл-Харбор». Несколько лет назад его премьера шумно прокатилась по мировым экранам. И хотя критики разошлись в оценке достоинств картины, в одном они согласились: масштаб и накал трагедии были переданы авторами вполне достоверно, заставив зрителей содрогнуться от кошмара увиденного.

Эта лента, сделанная в лучших голливудских традициях, хоть и показалась чрезмерно насыщенной пиротехническими эффектами (тут уж американцам нет равных), все же дала кое-какое понимание темы Пёрл-Харбора, которая, как ни странно, меня давно занимала и будоражила.

Поэтому, когда туристические ветры занесли нас с мужем на Гавайские острова, мы сразу выделили самую главную для себя экскурсию – Пёрл-Харбор, что находился всего в 45 минутах езды от отеля в Вайкики.

Стоял удушливый жаркий день, но длинная очередь терпеливо дожидалась открытия музея. В толпе мелькали группы японцев… «А как же и они тут? Рядом с американцами? Им, выходит, не стыдно?» Но рассудительный внутренний голос мгновенно остужал: «Ведь и у нас немцев давно за врагов не держат… По крайней мере, есть такие настроения…»

На теплоходе, куда наконец-то мы попали, были арабы, евреи, китайцы, англичане… Все разом примолкли, словно боясь неосторожно произнести ненужные слова… Быстроходное суденышко понеслось вдоль стоящих в ряд современных красавцев-линкоров к эпицентру давней трагедии.

Мемориал «Аризона». Вид сверху.

Мемориал открыли в 1962 году. По словам его автора, архитектора Альфреда Прейса, проект предусматривает «прогиб сооружения в центре, но его крылья поднимаются сильно и энергично, выражая первоначальное поражение и окончательную победу. Создается общее впечатление безмятежности. Намеренно опущены скрытые намеки на грусть, чтобы позволить каждому подумать над собственными ответами, прислушаться к своим сокровенным чувствам».

Благодаря мелководности гавани Пёрл-Харбор, большинство американских кораблей впоследствии удалось поднять с морского дна, отремонтировать и ввести в строй. Кроме линкоров «Аризона», «Оклахома», корабля-мишени «Юта», эсминцев «Кессин» и «Даунс».

«Оклахома», пораженная первой же торпедой, перевернулась. «Вест-Вирджиния» загорелась и села на дно на ровном киле, «Калифорния» затонула прямо у пирса. Из восьми линкоров только один («Невада») сделал попытку выйти из ловушки. Однако из-за страха, что корабль будет потоплен на фарватере и закупорит выход из гавани, командование флота приказало посадить его на мель. Старый линкор «Юта», служивший в качестве учебной мишени, из-за необычного вида палубы был принят японскими пилотами за авианосец. В результате массированных атак с воздуха он перевернулся.

Линкор «Аризона» погиб в результате прямого попадания бомбы в боевые погреба. На его борту в тот момент находились 1 102 человека…

…И вот спустя 66 лет я стою над братской могилой, над которой вместо креста возвышается выступающий из воды насквозь проржавевший люк, и до боли в глазах всматриваюсь в темную гладь. Кого или чего мне хочется увидеть, кого вернуть на землю? За спиной – белая стена из мрамора, на которой выгравированы фамилии всех погибших в тот черный день. ВСЕХ до единого!

Притихшими и подавленными возвращались мы с места гибели «Аризоны». В голове назойливо крутилась одна и та же строка из песни Высоцкого. «Спасите наши души…» Перед глазами стояло расплывшееся радужное пятно – топливо до сих пор сочится из недр линкора. Словно прощальные слезы… Жутко…

Окончательно меня «добил» осмотр японской торпеды. Заглянув через небольшой иллюминатор внутрь ее, я увидела крохотный закуток со стоящей там табуреточкой. Выходит, на таких ожидали своего последнего часа фанатично преданные императору камикадзе. Для них линкор «Аризона» был всего лишь целью, которая достигалась ценой собственной жизни.

Наталия КИМ.

PS. Для американского фильма "Пёрл-Харбор" на оренбургском ПО «Стрела» были собраны два японских истребителя "Zero", прославившие летчиков-самураев во время Второй мировой войны. Выгодный заказ «Стрела» получила по результатам выигранного конкурса.

Истребители A6M2 "Zero" с полной боевой выкладкой оренбургские и японские специалисты собирали по старым чертежам долго и кропотливо, так как в самой Японии, демилитаризованной после победы США над императорской армией, этих машин не осталось. Для изготовления копий американцы привезли в Оренбург обломки «Zero».

Сцена атаки на Пёрл-Харбор с участием японских истребителей стала одной из самых дорогих в истории Голливуда. Ради нескольких секунд экранного времени было потрачено 5,5 миллиона долларов.

Кадр из фильма «Пёрл-Харбор».

Использованы фото автора и снимки, взятые из открытых источников.