Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 07-01-2021 03:25
URL публикации: https://www.1sn.ru/256598.html


Исполнилось многовековое пророчество, а мир спал...

В эти волшебные дни в Мир приходит благодать Небесная, испокон веков празднуемая человечеством. Звон колокольчиков возвещает о рождении чуда… 7 января отмечается Великий Праздник – Рождество Христово.

Многие верующие и неверующие знают об истории этого праздника, но, тем не менее, в праздновании этого дня сосредоточено много интересных и исторических, и астрономических, и библейско-мифических моментов и событий.

Ветхозаветный Пророк Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о рождении Христа, Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже.

В современном мире Рождество — один из двенадцати великих праздников православной Церкви. Но так было не всегда, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особого обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, вообще, по древнехристианской традиции не праздновались и не отмечались дни рождения, поэтому и в Писании нет обетования о специальном праздновании.

Первые упоминания о празднике Рождества Христова относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества.

Во II веке о Рождении Христа говорили в День Богоявления. Долгое время христианами отмечался единый Праздник Богоявления, соединивший в себе сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров Богомладенцу персидскими волхвами и Крещение Господне. В старых требниках Рождество даже называют «Зимней Пасхой», тогда считали, что Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг этих трех мифических евангелистских событий позже сформировалась и вся церковная обрядовая практика.

А теперь обратимся к истории древнего мира и библейским мифам о рождении Христа.

Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились.

В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давида, и потому пошли в Вифлеем, город Давидов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа.

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов, астрологов, звездочетов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранными.

Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персы узнали пророчество о Христе: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

- Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, был чужеземцем. Ирод получил царскую корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится?

Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском.

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но и символы: золото — знак царской власти, ладан — знак священства и смирну (пряное благовоние) — им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.

Средневековые теологи в свое время эти символы толковали по-своему: золото – это символ материальных благ, к которым стремится земная суть человека, ладан – символ духа и души человека, это то священное, что есть внутри каждого, а смирна – это символ вечной жизни после окончания земного пути.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. В предании говорится о том, что волхвы стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях.

В этих мифических событиях многие толкователи Библии и Евангелии видели много загадок и тайн, некую тайнопись свыше… Почему первыми поклонились Господу пастухи и волхвы? Почему только волхвы преподнесли Богомладенцу символические дары? Почему смерть 14 000 невинных младенцев от руки жестокого тирана Ирода произошла в дни появления в Мир людской Спасителя человечества?

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

У Рождественского празднования издавна были свои символы, которые дошли до нас.

Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда, она сияющая и восьмиконечная. Эту звезду крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей.

Ангел и колокольчики напоминают о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

А сейчас более подробно поговорим о Рождественской ели.

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Вот поэтому ель почиталась как священное дерево Рождества.

Еще в Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили младенцу Христу свои дары — плоды, вечнозеленой ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Иисус улыбнулся и протянул к ней руку, оценив скромность неприметного древа.

Существовала и еще одна версия этого предания: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель к Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своем величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

Есть и другое объяснение почему ель стала символом Рождества, вечнозеленое дерево символизировало вечную жизнь.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям.

В Россию традицию украшать ель «привез» Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в начале XIX века.

В 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого».

Сейчас вечнозеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке.

Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества.

Плывет над миром ночь таинства рождения Сына Божьего. И в это время люди всегда ждут чуда, которое может изменить и Мир, и самих людей, принося Добро и Свет, Радость и Покой.

Рождество Христово – праздник, имеющий древнейшие корни и истоки, который всегда приносит Свет и Тепло, Веру в лучшее, Любовь и Радость.

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.