Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 18-01-2021 02:46
URL публикации: https://www.1sn.ru/257017.html


«Волчья яма» на самой высокой горе, или Между тремя огнями

Хани – поселок на БАМе, с очень необычной судьбой и историей. С равным успехом он может быть географически отнесен к трем регионам – Забайкалью, Амурской области и Якутии. В итоге он «достался» Якутии, и с 1987 года находится в Нерюнгринском районе.

По прямой расстояние на карте до районного центра не столь уж велико – «всего лишь» - 291 километр. Но не каждый якутянин имеет возможность летать на вертолете. Автомобильных дорог здесь тоже нет, так что добираться от Нерюнгри до Хани приходится по железной дороге, через станцию Тында. Расстояние - 715 километров, время в пути в один конец - около 17 часов. Тем не менее, административно всё это – один район.

Ну, что, поехали?

«ВОЛЧЬЯ ЯМА»

Освоение этих восточно-сибирских земель началось в 40-е годы XVII века. Якутские казаки, торговые и промышленные люди продвигались вверх по течению реки Олекма, развивая торговлю, промысел рыбы и пушнины, а заодно пополняя географические знания.

К моменту прихода казаков олекминские эвенки пригоняли оленей на откорм в долину реки Хани. Это место окружено высокими сопками, поэтому здесь было тепло. Зимой, даже в самые сильные морозы, температура была на 10-20 градусов выше, чем в окружающих местах, благодаря чему в долине реки произрастал хороший ягель. По одной из версий, слово «Хани» с эвенкийского языка переводится как «волчья яма». Волков, которые охотятся на оленей, видимо, тоже хватало. Но ради обильного корма приходилось рисковать.

Название «Хани» получила река, которая и сейчас течет по границе между северо-западным районом Амурской области и Южной Якутией, рядом с Удоканским хребтом. В летопись попал якутский казак Кузьма Лошаков, который в этих местах собирал ясак с эвенков Олекмы. Его знакомым был эвенк Почаганского рода Доченейк, который, хорошо зная эти места, сообщил Лошакову сведения о путях на Амур. Когда об этом узнали якутские власти, они отправили в верховья реки Олекмы новые отряды казаков. В 1649 году Ерофей Хабаров со своим отрядом отправился вверх по Олекме, став первым крупным путешественником, побывавшим в этих местах.

В советское время первым исследователем этих мест был молодой тогда геолог, а впоследствии выдающийся писатель-фантаст Иван Ефремов. В книге из серии «ЖЗЛ» авторы Ольга Еремина и Николай Смирнов подробно рассказывают о том, как в 1932-34 годах геологический отряд Ивана Ефремова по заданию Академии наук и Наркомата путей сообщения искал самые целесообразные варианты прокладки БАМа на участке от Чары до Тынды. Ефремов и его коллеги сделали геологическую и топографическую съемку 1 600 километров. Слово «Хани» как название реки было им хорошо известно. Но никакого поселка на этом месте, конечно, еще не было.

СТАНЦИЯ БАМА

Усилия Ивана Ефремова и его коллег не пропали даром: в середине 70-х годов ХХ века до этих мест докатилась Байкало-Амурская магистраль. К началу строительства находящееся в этом месте безымянное озеро было совершенно безлюдным. Ни одна географическая точка не находилась на таком удалении от ближайших селений. Здесь БАМ поднимается на свою высшую точку – 1 317 метров. Вокруг – только горы, что и подтверждается нередкими в этих местах землетрясениями.

Станция Хани впервые упоминается в 1975 году. Уникальность места, где она возникла, в том, что здесь пересекаются Амурская область, Забайкальский край и Республика Саха (Якутия). Впоследствии это вызвало многолетние дискуссии, к какому из регионов отнести новый железнодорожный поселок.

Но строителям БАМа в то время было не до этих дискуссий. Перед ними стояла историческая задача – пройти самый сложный участок железной дороги, с чем они героически справились.

1 февраля 1979 года на левый берег реки Хани прибыл первый десант «БАМстройпути» (СМП-576), возглавлял который будущий Герой БАМа Владимир Новик. 24 марта того же года сюда прибыл и первый десант СМП-596 этого же управления. Прорабом СМП-576 был Валентин Буторин, прорабом СМП-596 – Виктор Нестеренко. Эти два строительно-монтажных поезда и строили Хани (посёлок и станцию) в обоих вариантах - временном и постоянном.

Дорога шла в Хани как с запада, так и с Востока. Путеукладчик с востока с бригадой Ивана Варшавского прибыл на станцию в ночь с 10 на 11 мая 1982 года. 13 мая сюда прибыл первый рабочий поезд, было уложено «серебряное» звено. Золотое звено было уложено на Куанде 1 октября 1984 года.

МЕЖДУ ТРЕМЯ ОГНЯМИ

Над названием будущего поселка долго не заморачивались. Рядом протекала несколько веков уже известная река Хани - левый приток реки Олекма, которая в свою очередь впадает в реку Лена. Кстати, именно этот водораздел Хани – Олекма – Лена привел к решению властей отнести Хани к Якутии. Правда, сначала поселок был на территории Олекминского района.

Официально поселок Хани как административная единица был образован Указом Президиума Верховного Совета Якутской АССР 16 октября 1980 года. В августе 1981 года Хани получил статус рабочего поселка. Он был включен в состав Олекминского района.

Уникальность географического положения Хани породила и много проблем, не свойственных «обычным» поселениям. Станция Хани оказалась «пограничной» во всех смыслах этого слова. В этом месте стыкуются Восточно-Сибирская и Дальневосточная железные дороги.

Жители Хани, хотя и живут в одном поселке, но работают в трех разных регионах! Например, такой факт. В 2004 году в посёлке Хани жила тысяча жителей. Из них работало 550 человек, причем на Якутию трудились только 100 человек (бюджетники). Остальные 450 (в основном, железнодорожники) работали на предприятиях Читинской и Амурской областей.

И так во всём. Основные беды поселка были связаны с тем, что Хани находился между трех хозяев. Административно он относился к Олекминскому району Якутии. В хозяйственных делах целиком зависел от Тынды. По партийной линии подчинялся Чаре. Три пункта - три региона. И пойми тут что-нибудь в управлении!

Местные жители рассказывают, что в 1980-1987 годах поселком Хани и прилегающей к ней территории фактически управляли каларские районные органы (РК КПСС, РК ВЛКСМ, райисполком, райком народного контроля и другие). Райцентром Каларского района Читинской области является село Чара. В то время жители поселка часто бывали в этом райцентре со всеми его учреждениями и службами. Ехать поездом от Хани до Новой Чары – ровно три часа.

Якутия никогда не собиралась отдавать этот поселок другим регионам. И все же к 1987 году его отнесение к Олекминскому району было признано нерациональным. Расстояние от Хани до Олекминска по прямой составляет 375 километров. Но добраться из поселка до райцентра совершенно невозможно – никакой дороги между Олекминском и Хани не существует. Только через Якутск, а это, согласитесь, просто нереально.

15 декабря 1987 года Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР поселок Хани был передан из состава Олекминского района Нерюнгринскому горсовету с частичным изменением границы Ханинского поссовета.

По крайней мере, власти Нерюнгринского района вплотную занялись своим анклавом. Из Нерюнгри в Хани каждые два дня ходит поезд. Хоть и за 17 часов, но добраться до поселка можно, а значит решать его проблемы на районном уровне – вполне реально. Очень мало нерюнгринцев, которые никогда бы не бывали в Хани, так что связь действительно существует.

ДАЛЁКИЙ ПОСЕЛОК

Станция Хани – одна из крупнейших на этом участке БАМа. Все пассажирские поезда, включая Нерюнгри – Москва, имеют длительную стоянку (30-40 минут), поскольку на станции Хани происходит смена тепловозов депо Новая Чара ВСЖД на тепловозы депо Тында ДВЖД. По расписанию, обе пары скорых поездов проходят станцию Хани, как правило, в светлое время суток. 40 минут – время достаточное для небольшой прогулки, а так как поселок небольшой (пять домов), вполне можно немного прогуляться по этому удивительному месту. Во время остановки поезда вполне можно сходить в местный магазин за продуктами.

В 1992 году на территории Ханинского поселкового Совета была создана администрация поселка. В 2005 году в связи с переходом на местное самоуправление было образовано муниципальное образование «Поселок Хани». Главу поселка теперь выбирает его население.

В течение 17 лет главой поселка была Мария Якименко 15 октября 2010 года она досрочно ушла в отставку в связи с выходом на пенсию. Затем главой была Альбина Подоляк, которая с 2005 года работала заместителем Марии Якименко. 18 сентября 2016 года главой поселка был избран представитель ЛДПР Григорий Ведехин.

Сегодня в Хани проживают 628 человек. Основная деятельность населения по-прежнему связана с обслуживанием железной дороги. В поселке построены железнодорожный вокзал, пять каменных пятиэтажных домов шимановской серии, детский сад «Дюймовочка», ДК «Эдельвейс», библиотека, детская музыкальная школа, средняя общеобразовательная школа, объекты жизнеобеспечения.

Местные железнодорожники гордятся и тем, что обслуживают самый большой двухпутный участок БАМа длиной 55 километров - перегоны Хани - Олонгдо - Мурурин.

Экономические возможности поселка Хани не ограничиваются обслуживанием железной дороги. Поселок находится в географической близости от трёх так называемым хребтов-великанов — Станового, Удокана и Каларского. В недрах этих хребтов найдены уникальные кладовые меди, магнетитовых руд и апатитов. Гранат, розовый кварц, аквамарин – это далеко не полный перечень всех находок. Геологи и сегодня находят здесь интересные полезные ископаемые.

Так что потенциал Хани еще подлежит изучению.

Олег СОЛОДУХИН.

г. Нерюнгри.

Фото из открытых источников.