Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 03-05-2021 03:02
URL публикации: https://www.1sn.ru/262147.html


В поисках кода народа нани

В апреле в художественном музее изобразительных искусств Комсомольска–на-Амуре открылась персональная выставка члена Союза художников России Дениса Самар.

Фото: komcity.ru.

Денис Самар – яркий представитель народа нани. Родился и вырос в городе юности. Закончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического Университета.

Это пятая по счету выставка, которую художник готовил к сороковому дню своего рождению. В экспозицию вошли работы, созданные в разное время. Из недавно выполненных работ – декоративное панно, орнаментальный триптих из бересты и рыбной кожи, живописные пейзажи родной дальневосточной земли, портретные картины.

Вся экспозиция целостная, мудро лишена каких–либо отвлекающих эффектов, наоборот она работает на максимальную концентрацию на самих работах, которые того требуют для их восприятия и понимания. Переход от одной работы к другой не сопровождается неким разрывом в их восприятии. Складывается впечатление, что это живописная песнь о воздухе, пространстве природы как неизбывное, вневременное.

Прекрасное выбрано и название выставки – «Наследие». Тем самым художник хочет обратить наше внимание на то, что творчество для него – это один из способов понимания жизни предков, поиск кода нанайского народа, ведь сам мастер принадлежит к древнейшему роду Самар, который всегда славился талантливыми людьми: резчиками по кости, мастерицами по бисероплетению и орнаменту. Денис Самар давно понял, что его народ отличался особой остротой эстетического понимания, и ему как продолжателю рода важно угадать мысли древних, их коды. И мы видим, как от выставки к выставке в своих работах художник идет вглубь по следам своих пращуров, ни на йоту не отклоняясь от цели.

С большим желанием художник откликнулся на просьбу старейшины рода, Екатерины Дмитриевны Самар, нарисовать для ее книги «Под тенью родового древа» чехол от нанайского бубна, где точно бы четко различалось тиснение.

Триптих «Атрибуты шамана» размещен в центре выставочного зала, и всяк сюда входящий сразу устремляет свой взор на эту новую работу Дениса Самар. Она мистически притягательна…

Денис говорит: "В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей. Каждому этносу присущ особый менталитет — свой образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие.

В моем случае можно сказать, что это – мое древо, так как я принадлежу к этой национальности, которую воспели в своих стихах и поэмах великие поэты не только нанайской национальности, но и многие другие стихотворцы. Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями — связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом".

Кроме того своими работами художник подчеркивает особую связь нанайцев с природой. Не случайно «нанай» в переводе на русский язык обозначает «земля-человек», «житель этой земли», нанаец же себя называет «человек земли», подчеркивая свое единство с природой. Земля — его дом. На ней он живёт, содержит семью, от неё он имеет всё необходимое для жизни. Нанаец не просто заинтересован в сохранении окружающей среды. Он человек Земли и обязан беречь, сохранять и умножать её богатства и красоту – обо всем этом живописец рассказывает на своих полотнах.

Что характерно, портреты своих соотечественников на выставке художник разместил вперемешку с пейзажами родного края, тем самым подчеркивая, что жизнь среди живописной природы привила чувство прекрасного нанайцам. Художник с теплотой и любовью одевает своих героев в национальные костюмы, украшенные богатством цвета нанайского орнамента.

Наследие национального орнамента, уникальность дальневосточной природы и красота лиц нанайского народа – всё это неизменно вдохновляет художника.

Как знаковая система орнамент помогает мастеру обобщать свои мысли, создавать определенные орнаментальные модели, социальные и нравственные концепции. Даже в виде несложных начертаний, орнамент из бересты выражает конкретную мысль, любовь, отношение к миру, природе… Здесь чувство пропорции не изменяет художнику.

Особое значение для Дениса Михайловича имеет большая многофигурная композиция «КЭЙНЭ – большие поминки», посвящённая представителям своего народа. На ней показан обряд проводов в загробный мир душ воинов, не пришедших с фронтов Великой Отечественной войны.

"Бытует мнение, что война — это перестрелки, баталии, ветераны в орденах... Здесь представлено этническое понимание той Войны, — рассказал художник на открытии выставки. — На обряд возле реки собирались всем селом и провожали воинов, не вернувшихся с фронта. На картине бабушка сжигает вещи погибших на войне, а мужчины во время обряда держат, уткнув в землю, родовые копья.

Люди плакали в этот момент, но слез в силу менталитета на лицах вы не увидите".

Но мы, зрители, их увидели. Слез было так много, как много было воды в реке, где совершался обряд…

Отдельное место в экспозиции получила серия, посвящённая семье художника. В неё вошли портреты жены Натальи и двух сыновей, а также автопортрет Дениса Самар. Как отметил художник, серия будет продолжена, и в неё войдут портреты других представителей его семьи.

Выставкой «Наследие» художник Денис Самар привлекает наше внимание к уникальному искусству нанайского народа, представленному в его работах. И зритель чувствует, как важно художнику угадать мысли своих пращуров, идя их следом. Более того, этот процесс позволяет вовлечь современника в столь таинственный путь и осмыслить вместе с живописцем вечность проживания, основой которого являются Любовь и Красота.

Лариса МЫЛЬНИКОВА