Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 29-06-2021 01:55
URL публикации: https://www.1sn.ru/265209.html


Коррупция раздувает лесные пожары в Якутии?

Почти половина бюджетных средств (более 100 млн) в Якутии, разыгранных в первой половине т.г. на аукционах на выполнение авиационных работ с целью охраны лесов от пожаров, досталась (причем, по самой высокой стоимости летного часа в ДФО) микроорганизации, созданной всего лишь семь месяцев тому назад в Ростовской области, с уставным капиталом в 10 тыс рублей, ставшей в большинстве тендеров единственным участником из-за отказа других авиакомпаний, в том числе местных, от участия в торгах.

В начале июня этого года министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов на встрече с руководством республики по вопросу тушения лесных пожаров заявил, что Якутия в этом году уже получила 1,3 млрд рублей, что значительно больше, чем в 2020-м.

Однако, судя по статистике, год от года лесных пожаров все больше, а их площадь увеличивается. В связи с этим складывается впечатление - чем больше кидают денег «в топку лесных пожаров», тем ярче они разгораются. Это сподвигло нас изучить документацию тендеров, объявленных на выполнение авиационных работ по охране лесов от пожаров, которые «съедают значительную часть бюджетного пирога», что в итоге и привело к выводу, что для некоторых лесные пожары стали своего рода «прибыльным сезонным бизнес-проектом», в то время как местное население, как ранее установили журналисты, вынуждено подчас привлекать даже детей для тушения этих пожаров.

По данным сайта госзакупок, с конца декабря прошлого года по начало июня 2021-го Государственным бюджетным учреждением "Якутская база авиационной охраны лесов" (ГБУ «Авиалесоохрана», руководитель Владимир Леонов), находящимся в ведении Министерства экологии, природопользовании и лесного хозяйства Якутии (Минэкологии, министр Сахамин Афанасьев), было объявлено около 29 аукционов на выполнение авиационных работ с целью охраны лесов от пожаров на общую сумму свыше 245 млн рублей.

Из этих аукционов, 7 на общую сумму 106 млн рублей (почти половина всего финансирования от 245 млн) достались микроорганизации ООО «Авиакомпания «МиАн» (АК «МиАн»), созданной, по данным ИАС Seldon, 7 месяцев тому назад (в ноябре 2020 года) в г.Шахты Ростовской области, с уставным капиталом в 10 тыс рублей и имеющей в своем парке 8 самолетов Ан-2, базирующихся в аэропорту Камышин Волгоградской области.

Кроме того, 20 мая между ГБУ «Авиалесоохрана» и АК «МиАн» на основании приказа Минэкологии Якутии от 17 мая номер 01-05/1-361 был заключен без проведения торгов как с единственным поставщиком еще один контракт на 19,9 млн рублей.

Итого общая сумма контрактов с этой микроорганизацией составила более 126 млн рублей.

При этом, в заключенном контракте с АК «МиАн» без проведения торгов стоимость летного часа была установлена ГБУ «Авиалесоохрана» в размере 165 тыс рублей, в то время как при объявлении ранее семи аукционов, которые достались их единственному участнику АК «МиАн», цена по каким то причинам была больше на 12 тыс и составляла 177 тыс за летный час. Учитывая, что контракты заключаются на сотни летных часов, разница в 12 тыс давала бы экономию для бюджета минимум в 1,2 млн руб по каждому аукциону. Но, у ГБУ «Авиалесоохрана», видимо, своя логика….

Следует отметить, что в результате данных торгов стоимость летного часа при выполнении авиалесоохранных работ самолетами Ан-2 в Якутии в размере 177 тыс является одной из самых высоких на Дальнем Востоке, превышая другие в 2-3 раза. Так, в текущем году на аналогичные работы стоимость летного часа (л/ч) в Магадане на основании контакта ОГБУ «Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов» с ООО «Поляр-Авиа» составила 117 тыс за л/ч; «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» - контракт с «Авиакомпания «Борус» по 59,9 тыс за л/ч; «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» - контракт с ООО «Взлет» по 96 тыс за л/ч; «Иркутская база авиационной охраны лесов» - аукцион с начальной стоимостью в 74,9 тыс за л/ч и т.д.

Как известно, самолеты Ан-2 в России уже давно не выпускаются, а в продаже сегодня находятся только подержанные, стоимостью, как правило, от 5 до 7 млн. Тем самым, покупка 8 Ан-2 примерно за 50 млн (или их аренда за еще в разы меньшую сумму) и заключение в первые полгода под эти самолеты госконтрактов по столь высокой стоимости за летный час на 126 млн, является очень даже неплохим бизнес-проектом.

Единственным учредителем и директором недавно созданной микроорганизации является некто Холодов Валерий Евгеньевич (зарегистрирован в Ростовской области), для которого это первая собственная частная компания и, судя по всему, практически мгновенно ставшая прибыльной.

Примечательно, что сертификат эксплуатанта (дающий право на выполнение авиационных работ на восьми самолетах Ан-2) был получен АК «МиАн» от Росавиации 15 декабря 2020 года и, видимо по случайному по совпадению, в этот же день ГБУ «Авиалесоохрана» был объявлен первый аукцион на выполнение лесоавиационных работ за 11,7 млн рублей, который АК «МиАн» выиграло 24 декабря как единственный участник торгов, обязавшись предоставить 10 самолетов Ан-2. Таким образом, с момента создания авиакомпании до первой победы в аукционе на десяток миллионов, не прошло и двух месяцев. «Как тебе такое, Илон Маск?»

Для понимания, авиационные работы (лесоавиационные работы) с целью охраны лесов от пожаров, включают в себя авиационное патрулирование, тушение лесных пожаров, доставку лесопожарных формирований, техники. То есть, целью этих работ является как выявление пожаров на ранней стадии, их предупреждение, так и непосредственно тушение.

Почему, несмотря на заключенные контракты на сотни миллионов рублей с целью выявления лесных пожаров на ранней стадии, ситуация с ними в Якутии в начале июня все равно резко обострилась? Так, в июне глава Якутии Айсен Николаев выразил недовольство работой ответственных структур и ведомств по выявлению и тушению лесных пожаров. «Ждать пока лесные пожары достигнут нескольких сот гектаров, а потом начинать их тушить – это прямой путь к неэффективному использованию ресурсов, сил и средств», — подчеркнул глава региона.

Что же позволило фактически только что созданной АК «МиАн» «подмять под себя» все контракты в Якутии на лесоавиационные работы самолетами Ан-2 в текущем году, целью которых является как раз выявление пожаров на ранней стадии?

Как уже, наверное, заметил читатель, АК «МиАн», имея право осуществлять авиаработы на восьми самолетах Ан-2, приняло участие в первом аукционе, обязавшись выполнять лесоавиационные работы на десяти самолетах…

Более того, анализ государственных контрактов, заключенных 30 марта (один контракт на 19,5 млн) и 6 апреля (три контракта - на 19,4 млн, 14,7 млн и 1,6 млн), показывает, что с начала апреля леса Якутии должны были патрулировать 44 самолета Ан-2 АК «МиАн».

В Якутске, в Амгинском районе, в Хангаласском, Усть-Майском, Горном, Верхневилюйском, Ленском, Олекминском, Таттинском, Мирнинском и в Кобяйском районах должно было базироваться для этих целей по четыре самолета Ан-2, так как в каждом из 4-х контрактов имеется пункт 3.1.7, обязывающий АК «МиАн» обеспечить необходимое количество самолетов в пунктах базирования.

Все эти контракты, согласно данным сайта госзакупок, находятся в настоящее время на исполнении. Одновременно с этим АК «МиАн», на основании контракта от 20 мая (на 19,9 млн), обязалось предоставить в 11 указанных выше районов еще 11 самолетов Ан-2. Данный контракт также находится на стадии исполнения. В завершении ко всему, 22 июня между ГБУ «Авиалесоохрана» и АК «МиАн» подписано еще два контракта по 19,5 млн каждый, по которым исполнитель обязан предоставить еще 22 самолета Ан-2 в те же 11 районов.

Итого, на данный момент у АК «МиАн» находятся на исполнении, по данным сайта госзакупок, 8 контрактов, в рамках которых авиакомпания обязана выполнять лесоавиационные работы на 88 самолетах Ан-2 в 11 районах Якутии.

Выполняет ли АК «МиАн» условия всех контрактов или обеспечила ли она хотя бы присутствие в апреле в аэропортах 44-х самолетов? На этот вопрос могут дать точный ответ контролирующие органы, но что-то мне подсказывает, что их будет ждать сюрприз…

Зачем же ГБУ «Авиалесоохрана» при объявлении аукционов устанавливает требование о предоставлении такого большого количества самолетов по каждому контракту одновременно в 11 районов Якутии? На юридическом языке антимонопольной службы это часто трактуется как укрупнение лота, влекущее за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.

В нашем случае, по данным Росавиации, в России существует всего одна авиакомпания (Авиатрек), которая согласно сертификату эксплуатанта имеет в своем парке 11 самолетов Ан-2, допущенных к выполнению авиационных работ. Все остальные авиакомпании не в состоянии самостоятельно выполнить требования заказчика ГБУ «Авиалесоохрана» в объявленных семи аукционах о выполнении авиационных работ на 11 самолетах Ан-2 по каждому из контрактов.

Так, при проведении одного из аукционов, ГБУ «Авиалесоохрана» четко и ясно разъяснила одной авиакомпании, пожелавшей принять в нем участие, что «воздушные суда должны быть выставлены по всем пунктам базирования в соответствии с контрактом с момента открытия пожароопасного сезона до его окончания. В случае не выставления воздушных судов заказчиком будет составляться акт о невыполнении заявок на полет и применяться к исполнителю соответствующие санкции».

Наряду с этим следует понимать, что согласно требованиям ст. 31 Закона о контрактной системе и сложившейся судебной практике (определение Верховного суда РФ от 9 июля 2018 г. номер 304-КГ18-8623), участник аукциона на авиаработы должен обладать сертификатом эксплуатанта (СЭ) и иметь возможность выполнять авиационные работы лично, для чего в спецификации к выданному СЭ указываются количество и типы воздушных судов.

Указанное выше разъяснение, а также требования ГБУ «Авиалесоохрана», видимо, отбили желание у других авиакомпаний участвовать в аукционах и привели к тому, что из семи выигранных тендеров в шести АК «МиАн» оказалась единственным участником аукционов.

И только в одном тендере конкуренцию составила АК «Полярные авиалинии», снизившая стоимость летного часа во время аукциона со 177,7 тыс руб. до 143,1 тыс рублей. Но, вы будете смеяться, так как члены аукционной комиссии ГБУ «Авиалесоохрана»... отстранили АК «Полярные авиалинии» от участия в торгах после проведенного аукциона, отдав победу все тому же АК «МиАн», из-за допущенных ошибок при подаче заявки.

Больше АК «Полярные авиалинии» не изъявляла желания составить конкуренцию АК «МиАн». Также по непонятным причинам в 2021 году не стало принимать участие в аукционах на выполнение лесоавиационных работ на самолетах Ан-2 ООО Авиационное предприятие "Регионавиа" (работает с 2004 года), которое на протяжении последних лет являлось активным участником этих аукционов в Якутии, не раз выигрывало их.

Что заставило все авиакомпании, в том числе «Полярные авиалинии», отказаться от конкурентной борьбы за сотни миллионов из бюджета фактически в пользу недавно созданной микроорганизации АК «МиАн»?

Или в действительности начинающий предприниматель Валерий Холодов, проживающий в Ростовской области, в ноябре прошлого года приобрел (или взял в аренду) восемь самолетов Ан-2. Далее, в результате отслеживания аукционов на сайте госзакупок, выявил тендеры в Якутии, самостоятельно принял в них участие и выиграл, в том числе благодаря тому, что местные авиакомпании по каким-то причинам (известным только им) не обратили внимание на эти торги, заключив в итоге контракты на 125 млн по одной из самой высокой стоимости летного часа в ДФО… так сказать, ему просто повезло…

Однако, если история развивалась по другому сценарию, то на этот случай есть как минимум статья 178 УК РФ, предусматривающая ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если это деяние повлекло извлечение дохода в крупном размере (свыше 50 млн рублей).

Егор ДАВЫДОВ