Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 26-08-2021 15:40
URL публикации: https://www.1sn.ru/267976.html


ЦОПП Якутии: Как избежать снижения трудовой этики при онлайн-обучении

24 августа в рамках августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) по направлению работы «Профессиональная навигация» завершил свою работу обучающий семинар «Самоопределение и эмоциональное благополучие участников образовательного пространства в условиях интегрированного мира». Организатором площадки выступил Центр опережающей профессиональной подготовки РС(Я).

Модератором сессии выступила Юлия Толкачёва, профориентолог дирекции карьерной навигации Центра опережающей профессиональной подготовки РС(Я).

Приглашёнными спикерами были Дарья Варламова, главный редактор «Атласа новых профессий» 3.0, Кирилл Кузнецов, исполнительный директор ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук, Наталья Фёдорова, методист Национального художественного музея РС(Я).

Было отмечено что несмотря на резкий переход от классического к дистанционному формату обучения и сложностями, с которыми столкнулось общество во время пандемии, онлайн-коммуникации в последний год стали уже обыденным явлением. Между тем вопрос сохранения эмоционального благополучия остаётся актуальным и сегодня, ведь именно сейчас мы наблюдаем обратную сторону процесса адаптации к новым условиям онлайн-образования, а именно, снижение трудовой этики и ответственности участников образовательного процесса на всех уровнях (родительское сообщество, учащиеся, система образования). Поэтому сегодня как никогда важно сохранить эмоциональную устойчивость, состояние баланса каждого участника образовательного пространства и завершить процесс адаптации к интегрированному миру и самоопределению в нём с наибольшим накопительным эффектом положительного опыта.

Работа площадки началась с выступления Дарьи Варламовой, которая рассказала об изменениях в мире образования, исследованиях в сфере современного рынка труда, новых инструментах профориентации. Спикер назвала ключевые навыки будущего, необходимые для развития специалистов, рассказала о том, как добиться успеха в изменчивом мире. Варламова отметила, что в виду того, что мир становится очень сложным и быстрым, усложняются задачи, требующие коллаборации разных специалистов. В настоящее время развивается автоматизация, и она вытесняет с рынка труда специалистов, которые занимаются рутинной работой. Дарья Варламова привела цитату из сказки «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла для описания сегодняшней ситуации: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Как отметила спикер, система образования сейчас не достаточна готова, чтобы развивать эти навыки у человека. То, чему мы учим сегодня, против того, что потребуется завтра. Например, в образовании сейчас всё ещё делается ставка на индивидуальное лидерство, но в будущем потребуется развивать коллективную деятельность. Также она подчеркнула, что будущее за тем, чтобы ставить задачи самостоятельно, в том числе это касается сферы профориентации и карьерного самоопределения. «Сейчас современный осознанный старшеклассник должен сам себе поставить задачи, выбрать одну или несколько профессию будущего и составить свою образовательную траекторию и карту навыков», – отметила спикер.

Говоря об инструментах профориентации школьников, мы не можем не упомянуть о проекте «Билет в будущее» – это федеральный проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций.

Далее с сообщением выступил кандидат психологических наук Кирилл Кузнецов. Ввиду того, что ЦТР «Гуманитарные технологии», в котором Кузнецов работает исполнительным директором, является разработчиком профориентационной модели проекта «Билет в будущее», он познакомил слушателей семинара с профориентационной онлайн-диагностикой. Спикер отметил, что неправильное использование тестирования может привести к негативным последствиям. И чтобы избежать этого, для правильной интерпретации результатов диагностики и проведения групповых консультаций требуется специальная подготовка специалистов, педагогов-навигаторов. И в этом году с сентября планируется обучение педагогов для подобной работы.

Основная часть мероприятия прошла в формате интерактивной стратегической сессии «Самоопределение как процесс комфортного развития». Педагоги работали в проблемных зонах самоопределения участников образовательного пространства. К каждой группе был прикреплен психолог-модератор.

В третьем блоке семинара – завершающем – по результатам работы совещания были сформированы рекомендации по сохранению эмоционального благополучия участников образовательного пространства в процессе самоопределения в условиях интегрированного мира. Также участники получили методические рекомендации по использованию элементов арт-терапии в образовательном пространстве. Спикером была приглашена методист Национального художественного музей РС(Я) Наталья Федорова. Она рассказала о возможностях арт-терапии в учебно-образовательном пространстве в условиях интегрированного мира.

В завершении вебинара участники секции отметили важность и необходимость учёта вопросов эмоционального благополучия и психологического здоровья участников образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды, отметили практическую направленность работы секции, который дал возможность поделиться своим опытом работы в формате дистанционного обучения, и предложили рекомендации.

Материалы вебинара доступны на YouTube-канале «ЦОПП Якутия».

Пресс-служба ЦОППа РС(Я).