Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 05-07-2005 08:29
URL публикации: https://www.1sn.ru/532.html


Каждый регион избрал свой путь монетизации

Группа экспертов Центра социальных и исследований и инноваций по заказу Всемирного банка провела исследование "Анализ законодательной базы в области социальной защиты на региональном уровне ". О выводах, сделанных в результате экспертами в интервью ИА REGNUM рассказал научный руководитель проекта доктор экономических наук Евгений Гонтмахер.



Эксперты выделили в регионах четыре типа поведения в связи с монетизацией. Пятнадцать субъектов федерации пошли по пути сохранения всех или почти всех льгот в натуральной форме с введением в ряде случаев РЕДВ. Это Белгородская, Курская, Московская, Смоленская, Мурманская, Новгородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Иркутская и Новосибирская области, Алтайский и Ставропольский края, республики Марий Эл и Мордовия.



Двадцать девять регионов сохранили большинство натуральных льгот, а остальные монетизировали в форме РЕДВ. По такому пути пошли Москва, Костромская, Липецкая, Рязанская, Тульская, Калининградская, Псковская, Ростовская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Пермская, Ульяновская, Свердловская, Тюменская, Омская, Магаданская и Сахалинская области, Эвенкийский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Хакасия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия.



Двадцать один регион монетизировал большинство льгот. Это Санкт-Петербург, Ивановская, Орловская, Тамбовская, Тверская, Ярославская, Ленинградская, Курганская, Челябинская, Томская, Амурская и Читинская области, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Якутия и Приморский край .



И только восемь регионов - Владимирская, Воронежская, Калужская, Архангельская, Вологодская, Камчатская области, Карелия и Краснодарский край – монетизировали практически все льготы (за исключением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг).



Причем, эксперты не усмотрели зависимости выбора пути монетизации от размеров дефицита или профицита бюджетов регионов, индекса человеческого капитала, качества жизни и т.д. Скорее всего, этот выбор определялся конкретной политической ситуации в каждом регионе на момент принятия законодательства - в личных качествах губернаторов, в составе законодателей, в соотношении сил между ними и главами регионов и т.п.



В итоге же получили неожиданный результат: некое единое социальное пространство, которое существовало до этого, распалось. «Скажем, жертвы политических репрессий в разных регионах оказалось в разном положение. Дифференциация очень большая - размер РЕДВ от 505 рублей в Мурманске до 50 рублей в Московской области, хотя там и там почти все льготы оставили в натуральном виде. Но Конституция (статья 19, ч.2) гарантирует равенство прав независимо от места жительства. Таким образом, человек, относящийся к определенной федеральным законом категории, имеет равные права по всей территории страны, где бы он ни жил. Здесь же мы имеем ровно противоположный, т.е. прямо нарушающий Конституцию порядок».



«Не решен и еще один принципиальный вопрос, вытекающий из регионализации социальных обязательств перед рядом категорий. Представьте себе ситуацию - житель, допустим, Московской области, ветеран труда, на старости лет остался один, а дети у него, скажем, в Калужской области. Он переезжает к ним жить, но в Калужской области ему ничего не положено, пока он там не зарегистрируется. Врач даже не выпишет ему льготный рецепт, потому что для бюджета этого региона он чужой. А если он не хочет регистрироваться, потому что в Московской области у него, допустим, остался дом? Если бы льготы в Московской области были монетизированы, ему хотя бы перечислялись на счет какие-то деньги, но поскольку правительство Московской области почти все льготы оставило в натуральном виде, получается абсурдная ситуация - льготник, ветеран труда не может пользоваться льготами ни там, ни там! В такой ситуации оказались сотни тысяч человек, но об этом как-то не говорят и не пишут...»



Когда регионы стали решать вопрос с транспортными льготами, то снова действовали кто во что горазд. Про водный транспорт в большинстве субъектов федерации вообще забыли. В результате в целом ряде регионов люди просто лишились возможности ездить на свои дачи и огороды.



«Регионы пытаются как-то изворачиваться. Например, сейчас местные власти в лице органов соцзащиты подталкивают пожилых людей к тому, чтобы они получали инвалидность, потому что инвалиды это уже зона ответственности федерального центра. В органах медико-социальной экспертизы сформировались очереди на месяцы вперед.



В целом, по мнению Евгения Гонтмахера, реформа прошла по стране очень неравномерно. «Монетизация была необходима, намерение было правильное, но в результате получили во многом обратный эффект. Положение многих региональных льготников реально ухудшилось. При этом из системы социальной поддержки вообще выпала целая большая группа льготников, которые фактически проживают не в тех регионах, где они зарегистрированы. Наконец, региональные бюджеты еще больше погрязли в зависимости от федерального бюджета».